kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урбанизaция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Урбанизация».

Цель урока: обобщить представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.

Задачи урока.

Познавательные – закрепить и обобщить знания об урбанизации как о всемирном процессе, определив общие черты урбанизации, объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Рассмотреть историю возникновения городов, получить представления об основных критериях города, географии крупнейших городов мира.

Развивающие – развивать умения работать с географическими картами и контурными картами, развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся, расширить кругозор учащихся через работу с первичными источниками информации.

Воспитательные – воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.

Средства обучения: политическая карта мира, статистические материалы, учебники, атласы, контурные карты, презентация.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые опережающие задания, практическая работа с картами атласа и контурными картами,  беседа.

Форма проведения занятия (тип урока): урок повторения и обобщения знаний

Ход урока

                                                  География населения мира (тест):      

   1.Численность населения мира:

А) 10 млрд;       Б) 3 млрд;     В) 7 млрд.

  2.Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста населения:

А) демография;     Б) воспроизводство;     В) естественное движение.

3.Уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли:

А) депопуляция;     Б) демографический кризис;     В) этнология.

   4.Тип воспроизводства, при котором высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности:

А) второй тип;     Б) первый тип;      В) третий тип.

   5.Система административных, экономических, пропагандистских мер, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения:

А) демографическая политика;     Б) демографическая ситуация;    В) экономическая политика.

   6.Страна: «Нас двое - нам двоих»:

А) КНР;     Б) Турция;    В) Индия.

   7.Страна: «Одна семья-один ребенок»:

А) Монголия;     Б) Япония;      В) КНР.

   8.Самый высокий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:

А) Германия;      Б) Швеция;      В) Япония.

   9. Самый низкий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:

А) Конго, Намибия;     Б) Египет, Судан;     В) Замбия.

10.Женщины численно преобладают над мужчинами в мире:

А) 1/3 стран;    Б) 2/3 стран;     В) 3/5 стран.

   11.Самая распространенная языковая семья:

А) афразийская;    Б) сино-тибетская;     В) индоевропейская.

   12.Наиболее распространенная из мировых религий:

А) буддизм;    Б) ислам;     В) христианство.

   13.Страна, где плотность населения-16400 человек на кв.км.:

А) Мальдивские острова;     Б) Бангладеш;       В) Монако.

14.Переманивание иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации:

А) трудовая миграция;       Б)  «утечка умов»;     В) потоки беженцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урбанизaция »

Урок «Урбанизация».

Цель урока: обобщить представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.

Задачи урока.

Познавательные – закрепить и обобщить знания об урбанизации как о всемирном процессе, определив общие черты урбанизации, объяснить различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных регионов мира. Рассмотреть историю возникновения городов, получить представления об основных критериях города, географии крупнейших городов мира.

Развивающие – развивать умения работать с географическими картами и контурными картами, развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся, расширить кругозор учащихся через работу с первичными источниками информации.

Воспитательные – воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.

Средства обучения: политическая карта мира, статистические материалы, учебники, атласы, контурные карты, презентация.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые опережающие задания, практическая работа с картами атласа и контурными картами,  беседа.

Форма проведения занятия (тип урока): урок повторения и обобщения знаний

Ход урока

                                                  География населения мира (тест):      

   1.Численность населения мира:

А) 10 млрд; Б) 3 млрд; В) 7 млрд.

  2.Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста населения:

А) демография; Б) воспроизводство; В) естественное движение.

3.Уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли:

А) депопуляция; Б) демографический кризис; В) этнология.

   4.Тип воспроизводства, при котором высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности:

А) второй тип; Б) первый тип; В) третий тип.

   5.Система административных, экономических, пропагандистских мер, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения:

А) демографическая политика; Б) демографическая ситуация; В) экономическая политика.

   6.Страна: «Нас двое - нам двоих»:

А) КНР; Б) Турция; В) Индия.

   7.Страна: «Одна семья-один ребенок»:

А) Монголия; Б) Япония; В) КНР.

   8.Самый высокий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:

А) Германия; Б) Швеция; В) Япония.

   9. Самый низкий в мире показатель ожидаемой продолжительности жизни:

А) Конго, Намибия; Б) Египет, Судан; В) Замбия.

10.Женщины численно преобладают над мужчинами в мире:

А) 1/3 стран; Б) 2/3 стран; В) 3/5 стран.

   11.Самая распространенная языковая семья:

А) афразийская; Б) сино-тибетская; В) индоевропейская.

   12.Наиболее распространенная из мировых религий:

А) буддизм; Б) ислам; В) христианство.

   13.Страна, где плотность населения-16400 человек на кв.км.:

А) Мальдивские острова; Б) Бангладеш; В) Монако.

14.Переманивание иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации:

А) трудовая миграция; Б) «утечка умов»; В) потоки беженцев.

 

 Взаимопроверка



  1. В

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. А

  6. В

  7. В

  8. В

  9. В

  10. Б

  11. В

  12. В

  13. В

  14. Б

  1. Ключ 1-2 ошибки –«5»

  2.           3-5 ошибок –«4»

  3.          6-8 ошибок –«3»

  4.  Слайд 2

  5. Сегодня главными героями урока будут города!

  6. Слайд 3

  7. “А что такое город?”

  8. Город - это крупный населенный пункт,  где основное занятие  жителей не связанно с  сельским хозяйством.

  9. А что значит крупный? Единого для всех стран понятия “город” не существует. Так, например:

  10. Слайд 4

  • в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом

  1. жителей более 200 человек;

  • в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек;

  • в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек;

  • в Нигерии – свыше 20 тыс. человек;

  • в Японии – свыше 30 тыс. человек;

  • в  России с 1957 года начальная граница людности города определена в 12 тыс. чел. Кроме того. 75 - 85 % населения городов и ПГТ должны составлять рабочие и служащие с семьями.   

  1. Слайд  5  

  2. Понятие “город” объединяет поселения, которые очень сильно отличаются друг от друга по величине, возрасту и назначению, т.е. функциями. Многие города являются транспортными узлами и торгово-распределительными центрами, административными и культурными, учебными и научными центрами, городами – музеями и городами-курортами, и даже столицами.

  3. Слайд 6.  

  4. Да, в крупнейших городах плотность населения достигает 700-800 ч/км2 – Лондон, Париж, Нью-Йорк. И, конечно, этажность застройки - небоскребы.

  5. Слайд 7

  6. В наши дни размещение населения все более определяется географией городов, общее число которых на земном шаре исчисляется десятками тысяч.

  7. Вопрос классу: Как вы думаете, чем город отличается от других населенных пунктов – сельских? 

  8. (высокая численность населения и плотность населения, занятость жителей в промышленности, наличие административных функций, этажность застройки, динамичность населения, развитая инфраструктура, городской образ жизни, уровень благоустройства).

  9. Учитель:  Определяя роль городов, Н.Н. Баранский писал: “Города — это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях  …  города — это каркас, это остров, на котором все остальное держится, остров, который формирует территорию…”

  10. С каждым годом  количество городов увеличивается.

  11. Слайд 8  

  12. Запишем тему нашего урока «Урбанизация»

  13. Цель урока: обобщить представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира.

  14. В конце урока вы ответите на вопрос: Города – это добро или зло?

  15. Слайд 9  

  16. Учитель: В среднем городское население мира увеличивается на 60 млн. человек, т.е. наблюдается рост городского населения и рост количества городов. Этот процесс получил название урбанизация.

  17. Работа с графиком.

  18. Так, что такое урбанизация?

  19. - Урбанизация – это процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни.

  20. Слайд 10 

  21. Охарактеризуем характерные черты современного процесса урбанизации.

  22. Самостоятельная работа с таблицей.

  23. Стр. учебника 75-78, атласом стр.9.

  24. Первая черта - быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

  25. Вторая черта - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах

  26. •      В начале XX века в мире насчитывалось  360 больших городов.

  27. •      В начале XXI века, по прогнозам,  их число достигнет 4 тыс.

  28. •      Крупнейшие города-миллионеры  с населением свыше 1 млн. жителей  - в начале XX века, их было всего 10, в 1980-х гг. - более 200, в 1995 г. -325, в 2000 г. - 4000;

  29. Третья черта - «расползание» городов, расширение их территории.

  30. Переход от «точечного» города к городским агломерациям.

  31. Итак, современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя чертами, характерными для большинства стран мира.   

  32. Слайд 11

  33.  

    1. Черты (признаки)

    1. Конкретные примеры их проявления

    1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в развивающихся странах

    1. 1900 г -13%

    2. 1950 г -30%

    3. 1980 г -39%

    4. 2007 г -50%         стр. 9 атласа

    1. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах

    1. Нач. XX века – 360 больших городов

    2. В конце 80-х – 2,5 тыс.

    3. Нач. XXI века – 4 тыс.

    1. «Расползание» городов, расширение их территории

    1. В 1970 – 3 агломерации

    2. 1990 – 12

    3. Нач. XXI века -21

     

  34.  

  35.  

  36.  

  37.  

  38.  

  39.  

  40.  

  41.  

  42.  

  43.  

  44. Вопросы

  45.          В какой из стран мира самое большое абсолютное число горожан? (ответ: самая большая в мире численность горожан в Китае из-за высокой общей численности населения).

  46.          Возрастает численность горожан во всех регионах мира или в некоторых? (ответ: во всех регионах мира)

  47. Слайд 12.  Практическая работа “Крупнейшие агломерации мира” 

  48.  Необходимо обозначить на контурной карте крупнейшие города мира, подписать   их названия.  

  49. Вопрос классу: Назовите регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций? (Азия)

  50. Учитель: Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах мира она имеет свои особенности, которые находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

  51.  Слайд 13 Темпы и уровни урбанизации

  52. По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы:

  • высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %);

  • среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%);

  • слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%).

  1. В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино – очень высокоурбанизированные страны.

  2. Слайд 14   Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня.

  3. 1.      В экономически развитых странах, где высокий уровень урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, урбанизация продолжает развиваться “вглубь”, приобретая новые формы.

  4. Многие горожане в США, а затем и в других развитых странах в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и ростом преступности в крупных городах начали переселяться в пригороды. Очередная перепись населения показала, что в США в пригородах проживало больше населения, чем в самих крупных городах. Американцы говорили: “Мы нация не только городская, мы нация пригородная”. Этот процесс получил название субурбанизация. Дословно – урбанизация пригородов.

  5. Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т.е. рурурбанизация (сельская урбанизация).

  6. 2.      В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, урбанизация продолжает расти “вширь”, а городское население быстро растет. В этих странах ныне находится также большинство городов-миллионеров и “сверхгородов”. Особенно велика (47%) доля Зарубежной Азии.

  7. Слайд 15

  8. Это явление, получившее в науке наименование “городского взрыва”. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” или “ложная урбанизация” приняла очень большие размеры. 

  9. Итак, темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот.

  10. Вопросы

  11.          Для каких стран характерна субурбанизация? (ответ: субурбанизация – это урбанизация пригородов. Она характерна для развитых стран).

  12.          Для каких стран характерна ложная урбанизация? (ответ: для развивающихся стран)

  13.  

  14. Проблемный вопрос: представьте ситуацию

  15. Два друга-корреспондента, выполнявшие задания российской газеты в большом городе одной из зарубежных стран, связались по радиотелефону:

  16. Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня! Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.

  17. “Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь”.

  18. Вопрос: в какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах мог произойти этот разговор?

  19. (первый – в чайнатауне – китайский квартал, так называются бедные районы, заселенные преимущественно эмигрантами; второй – в даунтауне или Сити – обиходное название центрального делового района города. Во многих крупнейших городах даунтаун получил свое собственное название: Сити в Лондоне, Манхеттен в Нью-Йорке, Луп в Чикаго, район улицы Гинза в Токио).

  20. Слайд 16.

  21. Мегалополис – гигантское скопление агломераций.

  22. Таблица.

  23. Слайд 17.     Выводы: 

  24. 1.      Города возникли в глубокой древности, еще до н.э.

  25. 2.      Современный город это “каркас” территории любой страны. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения в материальном и духовном плане.

  26. 3.      Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в развивающихся странах.

  27. 4.      Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов (агломераций, мегалополисов)

  28. 5.      Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.

  29. Слайд 18 Экологические проблемы городов

  30. Слайд 19 - 30    Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”

  31. Учитель: Известные города мира знамениты прежде всего, тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся по книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и незабываемых. Города – удивительные творения рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражается история государства, уникальные архитектурные памятники

  32. Совершим путешествие по известным городам мира.

  33.          Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста тысяч зрителей – Колизей- символ этого государства. (Рим, столица Италии)

  34.          Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).

  35.          Московский Кремль символ этого российского города. (Москва)

  36.          30-метровая статуя Христа из белого мрамора весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).

  37.          Оперный театр (Сидней).

  38.          Эйфелева башня - (Париж)

  39.          Статуя Свободы (Нью-Йорк).

  40.          Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).

  41.          Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные узкие лодки – Венеция.

  42.          Визитной карточкой этого европейского города стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море. (Копенгаген, столица Дании)

  43.          В этом городе расположены Императорский дворец – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая Китайская стена. Его называют “город велосипедов” (Пекин).

  44.          Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. (Санкт-Петербург).

  45. Подведение итогов

  46. Мозговой штурм” Города – это добро или зло?

  47. Учитель: Города – это добро или зло. Назовите плюсы и минусы городской жизни.

    1. Положительные стороны городов

    1. Отрицательные стороны городов

    1. Высокий уровень благоустройства

    1. Высокая стоимость жилья

    1. Этажность застройки

    1. Низкое качество питьевой воды

    1. Обеспечение города теплом и энергией

    1. Загрязнение воздуха

    1. Утилизация городских отходов на специальных предприятиях

    1. Богатые и бедные кварталы

    1. Развитая инфраструктура

    1. Грязные улицы

    1. Городской образ жизни

    1. Высокие цены на землю

    1. Динамичность населения

    1. Нехватка продовольствия и нерациональное питание.

    1. Высокие уровень развития медицины и здравоохранения

    1. Концентрация промышленного производства

    1. Большие возможности для получения образования

    1. Вспышки инфекционных заболеваний

    1. Высокая людность и плотность населения

    1. Автомобильные пробки

  48. Слайд 31      Домашнее задание

  49. Тема 3, п. 1-4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урбанизaция

Автор: Кучерова Наталья Владимировна

Дата: 31.07.2015

Номер свидетельства: 224019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства