Просмотр содержимого документа
«"Урал. Факторы формирования района. Состав района"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кругловская основная школа имени А.М.Жданова»
Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал. Факторы формирования района. Состав района"
учитель географии
Головина О.Н.
2018 г.
Слайд №1
Цель урока: Изучить экономико-географическоеположение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контурные карты Уральского экономического района; атлас, дополнительные источники информации, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице замечательная весенняя погода и в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какую часть курса мы с вами рассматриваем на протяжении большого количества уроков? Верно – региональную часть курса, а именно районирование территории России на экономические районы. А с какими экономическими районами мы с вами уже познакомились? (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально – Черноземный, Волго – Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский.) Молодцы.
Учитель: А теперь по описанию определите, о каком экономическом районе идет речь.
Слайд №2
1.Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
Слайд №3
2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Поволжте)
Слайд №4
3.Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)
Слайд №5
4.В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
Слайд №6
6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новый экономический район. И начать мне хочется изучение этого района с небольшого стихотворения. А вы внимательно послушайте и попытайтесь, определите тему урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску!
Слайд № 7
Эпиграф на доске:
Он весь пропах лесами и цветами И горьким дымом заводским! С. Щипачев
Учитель: Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых.
Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зеленым глазом смотрит в темноту.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским.
Кто догадался о чем сегодня на уроке будет идти речь?
Что это за район? (Уральские горы)
Слайд №8
Совершенно верно – речь пойдет об Урале. Тема сегодняшнего урока “Урал . Факторы формированиф района. Состав района.” (запишите тему в тетрадь).
Постановка учебной задачи.
О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- ЭГП района
- Факторы формирования района
- Состав района
- Природные ресурсы района
Слайд №9
Итак, цель нашего урока изучить экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Уральского экономического района.
Учитель: Название «Урал» знакомо каждому жителю нашей страны. И это не удивительно – уже три столетия он играет ведущую роль в судьбе России. А теперь давайте обратимся к учебнику стр 181 табл. 21 и посмотрим этапы изменения географическое положения Урала.
18 – конец 19 в. Соседство с малоосвоенными территориями. Удалённость от центральных районов и отсутствие транспортной связи с ними Невыгодное Конец 19 в. – 20-е годы 20 в. Строительство дорог, связывающих Урал с другими районами страны Постоянно улучшающееся 20-е годы 20 в. – современный период Урал – плацдарм для освоения восточных районов России. Наличие сложной системы коммуникаций, проходящих через район. Разнообразие соседских территорий Исключительно выгодное. Вы будете работать в небольших группах по 2 человека. Каждая группа характеризует свой пункт плана. Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение заданий. Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат задания и раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить устный рассказ по плану который вам предложен. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своем пункте плана. А остальные группы слушают, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 3 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.
Слайд №10
Исследовательская работа в группах.
1 группа –ЭГП района.
Задание. Дайте оценку ЭГП Урала по плану:
1.Положение по отношению к государственным границам на территории страны.
2.Соседи.
3.Выход к морю.
4.Транспортное положение.
2 группа - факторы формирования района.
Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. 1 фактор - пограничность
2 фактор - географическое положение
3 группа состав района.
Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.
Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (Пермь), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).
4 группа –полезные ископаемые района.
Задание:
1.Изучить природные ресурсы Урала.
Слайд №11
Физкультминутка
-Устали, ребята? Давайте, отдохнем на берегу реки Чусовой . Посмотрите по сторонам. Правда красота? Наклоняемся над водой, моем руки, лицо. Делаем вдох и выдох, но неглубокий, так как экологическое состояние Урала оставляет желать лучшего.
Учитель: А теперь давайте заслушаем ответы, которые подготовили наши исследователи.
Ответы учеников
Учитель: У ребят было опережающее задание, сделать сообщение об Ильменском заповеднике, т.к. знакомство с памятниками природы поможет ответить правильно на тестовые задания, которые встречаются в тестовых заданиях ОГЭ.
Ученик: выступает.
4. Закрепление знаний.
А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 2 мин.
Слайд №12
Вопросы для самостоятельной работы
1. В состав Уральского экономического района входят 2 республики:
И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы.
Слайд №15
6. Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить небольшим четверостишием.
Урал! Опорный край державы,
Ёе добытчик и кузнец
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец
Слайд №16
7. Домашнее задание.
Кто получил оценку «5»
Составить визитную карточку района, которая поможет вам при подготовке к экзаменам, так как там содержится важная и краткая информация об изученных экономических районах
Кто получил оценку «4»
Найти стихи или загадки про Урал.
Кто получил оценку «3»
Составить кроссворд по теме урока не менее 10 слов.
Слайд №17
Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок.Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если нет то левую