kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Урал. Факторы формирования района. Состав района"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. На данном уроке поставленные цели и задачи достигнуты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Урал. Факторы формирования района. Состав района"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кругловская основная школа имени А.М.Жданова»





Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал. Факторы формирования района. Состав района"





учитель географии

Головина О.Н.






2018 г.

Слайд №1

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.

  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контурные карты Уральского экономического района; атлас, дополнительные источники информации, презентация.


Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Сегодня на улице замечательная весенняя погода и в нашем классе тепло и уютно. На ваших лицах я вижу улыбки, это говорит о том, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что оно сохранится до конца нашего урока.


2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какую часть курса мы с вами рассматриваем на протяжении большого количества уроков? Верно – региональную часть курса, а именно районирование территории России на экономические районы. А с какими экономическими районами мы с вами уже познакомились? (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально – Черноземный, Волго – Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский.) Молодцы.

Учитель: А теперь по описанию определите, о каком экономическом районе идет речь.

Слайд №2

1.Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

Слайд №3

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Поволжте)

Слайд №4

3.Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

Слайд №5

4.В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)

Слайд №6

6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)


3. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новый экономический район. И начать мне хочется изучение этого района с небольшого стихотворения. А вы внимательно послушайте и попытайтесь, определите тему урока. Ну и конечно не забывайте смотреть на доску!

Слайд № 7

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев


Учитель: Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых.

Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским.

Кто догадался о чем сегодня на уроке будет идти речь?

Что это за район? (Уральские горы)

Слайд №8

Совершенно верно – речь пойдет об Урале. Тема сегодняшнего урока “Урал . Факторы формированиф района. Состав района.” (запишите тему в тетрадь).

Постановка учебной задачи.

 О чем бы вы  хотели узнать сегодня на уроке?

- ЭГП района

- Факторы формирования района

- Состав района

- Природные ресурсы района


Слайд №9

Итак, цель нашего урока изучить экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Уральского экономического района.


Учитель: Название «Урал» знакомо каждому жителю нашей страны. И это не удивительно – уже три столетия он играет ведущую роль в судьбе России. А теперь давайте обратимся к учебнику стр 181 табл. 21 и посмотрим этапы изменения географическое положения Урала.

18 – конец 19 в. Соседство с малоосвоенными территориями. Удалённость от центральных районов и отсутствие транспортной связи с ними Невыгодное
Конец 19 в. – 20-е годы 20 в. Строительство дорог, связывающих Урал с другими районами страны Постоянно улучшающееся
20-е годы 20 в. – современный период Урал – плацдарм для освоения восточных районов России. Наличие сложной системы коммуникаций, проходящих через район. Разнообразие соседских территорий Исключительно выгодное. Вы будете работать в небольших группах по 2 человека. Каждая группа характеризует свой пункт плана. Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение заданий. Работать вы будите самостоятельно. У вас на столах лежат задания и раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить устный рассказ по плану который вам предложен. На работу в группах вам дается 10 мин. После этого каждая группа рассказывает о своем пункте плана. А остальные группы слушают, ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На рассказ дается не больше 3 мин. Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в дневник. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.



Слайд №10

Исследовательская работа в группах.

1 группа –ЭГП района.

Задание. Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

1.Положение по отношению к государственным границам на территории страны.

2.Соседи.

3.Выход к морю.

4.Транспортное положение.

2 группа - факторы формирования района.

Задание. 1. Используя дополнительный материал выписать факторы формирования района (2 фактора важнейших). Дополнительный материал. 1 фактор - пограничность

2 фактор - географическое положение

3 группа состав района.

Задание. На контурной карте Уральского экономического района отметить состав Урала. Подписать субъекты и их столицы. Территории субъекта обозначить цветами.

 Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (Пермь), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

4 группа –полезные ископаемые района.

Задание:

1.Изучить природные ресурсы Урала.


Слайд №11

Физкультминутка

-Устали, ребята? Давайте, отдохнем на берегу реки Чусовой . Посмотрите по сторонам.  Правда красота?     Наклоняемся над водой, моем руки, лицо. Делаем вдох и выдох, но неглубокий, так как экологическое состояние Урала оставляет желать лучшего.


Учитель: А теперь давайте заслушаем ответы, которые подготовили наши исследователи.

Ответы учеников


Учитель: У ребят было опережающее задание, сделать сообщение об Ильменском заповеднике, т.к. знакомство с памятниками природы поможет ответить правильно на тестовые задания, которые встречаются в тестовых заданиях ОГЭ.

Ученик: выступает.


4. Закрепление знаний.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

У каждого из вас на столах лежат листочки с тестами. Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 2 мин.





Слайд №12

Вопросы для самостоятельной работы

1. В состав Уральского экономического района входят 2 республики:

(2 балла)_____________________________________________________

2. На юге Уральский экономический район граничит с …(1балл)

______________________________________________________________

3. На севере Уральский экономический район граничит с…(1 балл)

_____________________________________________________________

4. Сколько областей входит в состав Уральского экономического района?

(1 балл)______________________________________________________

5. Какое положение имеет экономический район на территории страны?

(1 балл)______________________________________________________



Слайд №13

5. Проверка:

Ключ вы видите на слайде

1. Удмуртия и Башкирия.

2. Казахстаном

3. Северный экономический район

4. 4 областей

5. Приморское


Слайд №14

3 балла – «3», 4-5 балла – «4» и 6 баллов – «5»

И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте мне свои работы.



Слайд №15

6. Подведение итогов. Наш урок мне бы хотелось закончить небольшим четверостишием.

Урал! Опорный край державы,

Ёе добытчик и кузнец

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец



Слайд №16

7. Домашнее задание.

Кто получил оценку «5»

Составить визитную карточку района, которая поможет вам при подготовке к экзаменам, так как там содержится важная и краткая информация об изученных экономических районах

Кто получил оценку «4»

Найти стихи или загадки про Урал.

Кто получил оценку «3»

Составить кроссворд по теме урока не менее 10 слов.


Слайд №17

Ну, вот ребята и подошел к концу наш урок. Спасибо за работу. Если вам понравился урок, то поднимите правую руку, если нет то левую


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Урал. Факторы формирования района. Состав района"

Автор: Головина Ольга Николаевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая  карта урока  по географии. Тема: Восточная  Сибирь. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "178759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства