МАОУ «СОШ№15» г. Соликамск
Создать условия для самостоятельной характеристики обучающимися природных зон Южной Америки;
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Демонстрирует эмоциональный видеоролик о представителях растительного и животного мира Южной Америки. Что мы будем изучать сегодня на уроке? Вы хотите продолжить путешествие по удивительным уголкам Южной Америки? Тогда в путь! | Смотрят видеоролик. Предполагают, что будут изучать природные зоны Южной Америки. Проявляют готовность к путешествию. | Личностные – мотивация к учебной деятельности Познавательные – извлечение необходимой информации из увиденного видеоролика |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | По какому плану мы будем характеризовать природные зоны? Нам предстоит увлекательное путешествие по пяти маршрутам. Слайд. Как вы считаете, в каком из пяти неизвестных нам мест органический мир будет более разнообразен, а в каком – более бедный? . | Географическое положение, климатические условия, почвы, растительность, животный мир Высказывают версии, они различны. | Познавательные – установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, |
Выявление места и причины затруднения | Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, где органический мир богаче, а где беднее? Где возникло затруднение? | Узнать в каком климатическом поясе лежат данные территории, в какой природной зоне Две территории лежат в одном климатическом поясе, в чем там разница? Одна территория лежит в горах Андах, а с природой таких высоких гор мы еще не знакомились | Познавательные – установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения. |
Построение проекта выхода из затруднения | Так какая цель нашего урока? Слайд Сформулируйте тему урока Слайд | Назвать и показать по карте природные зоны Южной Америки, перечислить представителей органического мира каждой природной зоны, дать характеристику области высотной поясности Природные зоны Южной Америки | Регулятивные – постановка учебной задачи Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Реализация построенного проекта | Предлагаю поработать в группах. Группа №1 – влажные экваториальные леса Группа №2 – саванны и редколесья Группа №3 – степи Группа №4 – полупустыни и пустыни Группа №5 – области высотной поясности Пользуясь текстом учебника и картами атласа, дайте характеристику природной зоны по плану, заполнив таблицу. Раздает образцы таблиц группам, также демонстрирует ее на экране. Слайд Используя планшеты в группах, сделайте слайды о своей природной зоне в презентации «Природные зоны Южной Америки». Каждой колонке таблицы посвящаются отдельные слайды. | Обучающиеся работают в группах, заполняя таблицу в тетради В интернете находят фотографии представителей растительного и животного мира каждой природной зоны, делают слайды в презентации | Регулятивные – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, структуирование знаний, смысловое чтение Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте послушаем сообщения путешественников, которые побывали в различных природных зонах После рассказа каждой группы демонстрирует слайд – эталон. Ребята! Так в какой территории органический мир разнообразней? В какой территории органический мир беднее всего? | Представители каждой группы, пользуясь таблицами и слайдами созданной ими презентации, рассказывают об особенностях природной зоны. Обучающиеся других групп фиксируют информацию в собственных тетрадях. В области высотной поясности в районе экватора В полупустынях | Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и нормами коммуникации, владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка Познавательные – извлечение необходимой информации из прослушанных сообщений. |
Включение в систему знаний и повторение | Каждой группе предлагает рассказ с ошибками. Необходимо их найти. Если бы я жил в Уругвае, мое сочинение о летних каникулах выглядело бы примерно так: « Наконец – то я дождался 15 июля, когда мы с родителями поехали к дедушке. Он живет в небольшой деревушке среди бескрайних степей. Куда ни глянь, везде видишь ковыль, дикое просо и лишь изредка возвышаются пальмы обвитые лианами. Я люблю гулять там подолгу, иногда можно заметить пампасских оленей, которые мирно гуляют со своими детенышами. Но дедушка не разрешает мне далеко уходить, потому что боится, что на меня нападет ягуар. Очень жаль, что территории степей сильно сокращаются, так как на плодородных красных ферралитных почвах можно выращивать большие урожаи пшеницы.» Слайд – эталон | Обучающиеся находят ошибки : 15 июля, пальмы, обвитые лианами, ягуар, красные ферралитные почвы. Объясняют, почему так решили | Регулятивные – сличение результатов действия с заданным эталоном с целью расхождения с эталоном; Познавательные – анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какую цель мы ставили перед собой? Слайд Достигли мы цели? Закончите фразы: Я узнал………………… Я понял, что…………… Было трудно…………… Я научился…………….. Меня удивило………… Мне захотелось……… Согласование домашнего задания Домашнее задание: написать рассказ или сделать презентацию, или найти видеофильм в интернете о животном или растении Южной Америки | Вспоминают цель, говорят, что цели достигли Заканчивают фразы Записывают домашнее задание | Регулятивные – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные – умение точно выражать свои мысли |
Название природной зоны | Географическое положение | Климат пояс | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (Сельва) | Лежит к северу и югу от экватора от 5с.ш до 13ю.ш | Экватори- альный и субэкваториальный | Красно - желтые ферралитные | Сейба, пальмы, дынное дерево, какао, гевея, лианы, орхидеи | Цепкохвостые обезьяны, ленивцы,лягушки, ящерицы, змеи, анаконда, тапиры, капибара, ягуар, колибри, попугаи, туканы, бабочки, жуки, муравьи |
Саванны | К северу и югу от сельвы, на юге доходит до 30 ю.ш. | Субэкваториальный и тропический | Красные ферралитные | Травы, галерейные леса, низкорослые деревья и кустарники, кебрачо | Мелкие олени, дикие свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, страусы нанду. |
Степи (пампа) | К югу от саванн до 40 ю.ш | субтропический | Красновато - черные | Травы : ковыль, дикое просо | Пампасский олень, пампасская кошка, ламы грызуны |
полупустыни | Юг материка | умеренный | бурые | Дерновины злаков и колючие вечнозеленые кустарники | Грызуны, вискаша, нутрия, мелкие броненосцы |
Область высотной поясности | Район экватора | Экваториальный у подножья | Почвы всех природных зон материка, а также почвы лесной зоны и тундр | Растительность всех природных зон материка, а также лесной зоны и тундр: пальмы, фикусы, бананы, дерево какао, эпифиты, лианы, бамбуки, древовидные папоротники, кустарник кока, хинное дерево. вечно зеленые дубы, миртовые, вересковые, мхи | Всех природных зон: ламы, альпаки, цепкохвостые обезьяны, очковый медведь, олени пуду,викунья, гуанако, ленивцы, шиншилла, азарова лисица, сумчатый опоссум, муравьед, грызун дегу, |