15 минут | IV. Открытие нового знания | Диалог (подводящий), направленный на: 1) побуждение к выдвижению гипотезы; 2) проверку гипотезы. -Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой. Слайд 2 У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит. -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом) В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора) Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Слайд 3 Слайд 4. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет) Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 47 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой) К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного. - Какая же высота у данных холмов? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота. Найдите определение в учебнике стр. 48 (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.) -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана) Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. 5), как изображается там высота местности? (работа с атласом) - Представьте, что вы пошли на экскурсию на Кисилиху. Придя к холму дали задание: измерить высоту склонов. Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии) Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот. Определите, какой склон круче по рисункам на доске. На слайде 5 изображения холма и ямы: -Чем отличаются эти рисунки? Слайд 6 Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма. На картах мелкого масштаба для изображения рельефа применяется послойная окраска. | Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. Анализируют, объясняют, обсуждают показатели, факты из учебника. Узнают, запоминают, делают вывод. Вырабатывают навыки работы с картами атласа. Выполнение заданий. Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот. | Слайды 2, 3, 4, 5, 6 |