kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по географии: «Разнообразие природных комплексов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по географии соответствует ФГОС. Урок разнаботан в мордульной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии: «Разнообразие природных комплексов России»»

Технологическая карта урока по географии:

«Разнообразие природных комплексов России»

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель: Изучить разнообразие природных комплексов России.

Цель:

Дать характеристику природных комплексов России.

Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: Называть основные понятия темы: «природный комплекс», «ландшафт»

Задачи:

- образовательные (предметные):

• Познакомить учащихся с основными понятиями темы: «природный комплекс», «ландшафт»

•Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи в природно-территориальном комплексе (ПТК)


Сопоставлять уже изученный материал с новым

сотрудничества с учителем и сверстниками


-на понимание: Характеризует взаимосвязи ПТК

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



Развитие самостояте-льности.


- на синтез:

Делает вывод о возможных изменениях ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.


-развивающие

(метапредметные):

•Сделать вывод, о возможных изменениях ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.



Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.



воспитательные (личностные):

Воспитывать бережное отношение к природе.




Осознавать необходимость изучения географии

2. Время урока: 40 минут

3. Тип урока: изучение нового материала

4. Вид урока: модульный

5. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный, УЭ-0

2 минуты



Постановка цели урока, УЭ-1

2 минуты

Объяснение.


Проверка домашнего задания, УЭ-2

5 минут

Устные ответы учащихся

Фронтальный опрос (приложение 1)

Изучение нового материала, УЭ-3 – УЭ-6

25 минут

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Обобщение и систематизация знаний, УЭ-7

5 минут

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с тест-опросом (приложение 4)

Сообщение д/з, УЭ-8

1 минута

Объяснение

















Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

УЭ-0

–Здравствуйте дети!

–Скажите пожалуйста все ли присутствуют сегодня на уроке?

–Хорошо!

–Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Разнообразие природным комплексов России.

–И так, давайте запишем тему урока в тетрадь: Разнообразие природных комплексов России.


Здравствуйте.

Да!




Учащиеся внимательно слушают учителя.



Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка цели урока.

Цель:

Изучить разнообразие природных комплексов России.

УЭ-1

–Сегодня на уроке мы с вами должны изучить разнообразие природных комплексов России.


Учащиеся слушают учителя и осмысливают цель урока.



Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

УЭ-2

– Ребята, давайте вспомним материал предыдущего урока.

–Сейчас мы проведем с вами фронтальный опрос (приложение 1).



Учащиеся слушаю учителя и осмысливаю предстоящую работу.




Коммуникативные: Умение поддержать разговор, включение в беседу.

Изучение нового материала



Изучить разнообразие природных комплексов России.

УЭ-3

–Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом.

–Ребята, а как вы думаете, изменение одного компонента будет влиять на другой компонент?

–Молодцы, правильно.

–Эти взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией.

–Например, изменение количества солнечной радиации, поступающей на земную поверхность, приводит к изменению характера растительности, а это, в свою очередь, изменяет почвенный покров, животный мир, сказывается на процессах рельефообразования.

–Только что мы с вами посмотрели, что компоненты природы меняются от места к месту, но так же, они могут меняться и во времени.

–Например, рельеф и климат Русской Равнины до четвертичного оледенения были иными.

–Сейчас открываем учебник на странице 124-125.

–Ваша задача прочитать и записать в тетрадь определения: ПТК и ландшафтоведение.

–Молодцы.

–В иерархии природных комплексов различают 3 уровня: Локальный, Региональный, Глобальный.

–На странице 125 вам нужно прочитать про уровни природных комплексом и кратко записать информацию о них.

УЭ-4

–Сейчас нам с вами нужно изучить физико-географическое районирование ПТК.

–Ребята, давайте запишем в тетрадь, что любой ПТК – это результат длительного развития.

–Ученые фиксирую медленные тектонические движения, вековые изменения климата, отступание морей, но человек за всю свою жизнь может и не заметить этих изменений.

–На территории России выделяется много разнообразных ПТК.

–Давайте зафиксируем в тетрадь, физико-географическое районирование служит основным методом выявления ПТК, установления их границ.

–Далее записываем, в основе выделения крупных ПТК на территории России лежат различия в геологическом строении и рельефе и климатические различия.

–По этим признакам ученые выделяют на территории России следующие ПТК.

–И так давайте их запишем в тетрадь:

  1. Русская (Восточно-Европейская) равнина

  2. Северный Кавказ

  3. Урал

  4. Западно-Сибирская равнина (низменность)

  5. Средняя Сибирь

  6. Северо-Восток Сибири

  7. Пояс гор Южной Сибири

  8. Дальний Восток.

–Внутри этих крупных природных регионов выделены территории с наиболее типично проявляющейся широтной зональностью на равнинах и высотной поясностью в горах, а также показаны природные уникумы и памятники природы региона.

УЭ-5

–ПТК природные и антропогенные.

–В наше время возрастает влияние антропогенных факторов на ландшафт природы.

–А как вы думаете, как человек влияет на природу?

–Молодцы, все правильно.

–Поэтому, у нас все меньше и меньше остается природных ландшафтов.

–Давайте запишем в тетрадь: измененные под влиянием деятельности человека природные ландшафты называются антропогенными.




Учащиеся внимательно слушают учителя.

Отвечают на поставленный вопрос: Да влияет.











Внимательно слушают учителя и осмысливают сказанную информацию.






Слушают учителя










Открывают учебник.



Записывают понятия

(приложение 2).




Слушают учителя.





Конспектируют информацию из учебника

(приложение 3).








Записывают информацию в тетрадь.





Учащиеся внимательно слушают учителя, и осмысливают информацию.













Учащиеся записывают продиктованную учителем информацию в тетрадь.















Учащиеся записывают продиктованную учителем информацию в тетрадь.












Внимательно слушают учителя.














Добывает полезные ископаемые, пользуется природной пресной водой, распахивают территории, вырубают леса.



Слушают учителя.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму.


Обобщение и систематизация знаний

Проверить знания учащихся которые они приобрели на уроке.


УЭ-7

–И так сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили сегодня на уроке.

–Сейчас мы с вами напишем тест-опрос в котором 5 вопросов (приложение 4).

–Поменяйтесь листочками с соседом и будем проверять ваши ответы.


Слушают учителя.


Осмысливают предстоящую работу.



Пишут тест-опрос.



Проверяют листочки.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию.

Домашнее задание.

Сообщение д/з.

УЭ-8

–Записываем домашнее задание повторить записи в тетради и самостоятельно изучить параграф 22 учебника.


Записывают домашнее задание в дневник.






Вывод по уроку:

Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом. Изменение одного из них вызывает изменения других.

Природно-территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

В иерархии природных комплексов различают три главных уровня: локальный, региональный, глобальный.

Любой ПТК — это результат более или менее длительного развития.

Измененные под влиянием деятельности человека природные ландшафты называются антропогенными.













Приложения к уроку

Приложение 1


Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

  1. Что такое рекреационные ресурсы? – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для его полноценного отдыха.

  2. Напишите на доске классификацию природных ресурсов.

  3. Назовите определение природных условий.

Ответы на фронтальный опрос

  1. Рекреационные ресурсы – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для его полноценного отдыха.

  1. Природные условия – это совокупность свойств окружающей нас природы, которые так или иначе влияют на жизнь человека.








Приложение 2

Определение понятий:

Природный территориальный комплекс – ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.


Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах, было основано в конце прошлого столетия В. В. Докучаевым.


Приложение 3

Конспект

В иерархии природных комплексов различают три главных уровня: локальный, региональный, глобальный.

Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия. К этому уровню относится фация – элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс.

Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия: тектонических движений, солнечной радиации и т. п. Для этого уровня характерны природные зоны, области.

Глобальный уровень – это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы и биосферу.







Приложение 4

Вопросы на закрепление изученного материала

  1. Создателем учения о П.Т.К. (ландшафтоведения) является:

    1. Н.И. Вавилов;

    2. Л.С. Берг;

    3. В.В. Докучаев.

  1. К локальному природному комплексу относится:

    1. фация;

    2. регион;

    3. географическая оболочка.

  2. К региональному природному комплексу можно отнести:

    1. материк;

    2. океан;

    3. Урал

  3. Различные компоненты природы меняются:

    1. в пространстве;

    2. во времени;

    3. во времени и пространстве.

  4. Ландшафт, изменённый деятельностью человека:

    1. природный;

    2. промышленный;

    3. антропогенный.


Ответы:

  1. С

  2. А

  3. С

  4. С

  5. С




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по географии: «Разнообразие природных комплексов России»

Автор: Болотова Ирина Евгеньевна

Дата: 07.05.2017

Номер свидетельства: 413638

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства