kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по географии на тему: «Природные зоны России:Арктические пустыни, тундра, лесотундра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по географии соответстсвует ФГОС. Разработана в традиционном стиле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии на тему: «Природные зоны России:Арктические пустыни, тундра, лесотундра»»

Технологическая карта урока по географии:

«Природные зоны России: Арктические пустыни, тундра и лесотундра»

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель: Изучить природные зоны России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

Цель:

Дать характеристику природных зон России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: Называть особенности географического положения.

Задачи:

- образовательные (предметные):

•Охарактеризовать особенности географического положения, природных условий и деятельности человека в природных зонах арктического и субарктического климатических поясов России


Сопоставлять уже изученный материал с новым

сотрудничества с учителем и сверстниками


-на понимание: Характеризует природные условия и деятельность человека в природных зонах арктического и субтропического климатических поясах России.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



Развитие самостояте-льности.


- на синтез:

Делает вывод о закономерностях смены природных зон на равнинах.


-развивающие

(метапредметные):

•Сделать вывод, о закономерностях смены природных зон на равнинах.



Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.



воспитательные (личностные):

Воспитывать бережное отношение к природе.




Осознавать необходимость изучения географии

2. Время урока: 40 минут

3. Тип урока: изучение нового материала

4. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

1 минута



Постановка цели урока

2 минуты

Объяснение.


Проверка домашнего задания

5 минут

Письменные ответы учащихся

Тест опрос (приложение 1)

Изучение нового материала

30 минут

Самостоятельная работа учащихся.


Сообщение д/з

2 минуты

Объяснение

















Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Здравствуйте дети!

–Скажите пожалуйста все ли присутствуют сегодня на уроке?

–Хорошо!

–Тема нашего сегодняшнего урока записана на доске, перепишите пожалуйста ее себе в тетрадь.

Здравствуйте.

Да!




Учащиеся внимательно слушают учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

– Ребята, давайте проверим как вы дома изучили самостоятельно параграф 22, моря как крупные природные комплексы.

–Сейчас вам предстоит ответить на тест, который состоит из 5 вопросов, у вас 5 минут (приложение 1).


Учащиеся слушаю учителя и осмысливаю предстоящую работу.


Пишут тест и сдают учителю.




Коммуникативные:

Слушают учителя.

Постановка цели урока.

Цель:

Изучить природные зоны России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

–Сегодня на уроке мы с вами должны изучить природные зоны России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

– На прошлом уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию).

– Каждой группе нужно было подготовить материал по конкретной природной зоне.

–Для этого можно было использовать любые источники информации.

Учащиеся слушают учителя и осмысливают цель урока.


Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Изучение нового материала



Изучить природные зоны России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

– На прошлом уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию).

– Каждой группе нужно было подготовить материал по конкретной природной зоне.

–Для этого можно было использовать любые источники информации.

–Сейчас каждая группа расскажет нам о своей климатической зоне, по плану.

– План описания природной зоны:

1. Географическое положение

2. Климат

3. Почвы

4. Растительность

5. Животный мир

6 Внешний облик зоны. Взаимосвязи между природными компонентами.

7. Хозяйственная деятельность человека.

–Ребята вы должны рассказать все четко по плану, на рассказ у вас 5 минут.

–Первыми перед нами выступит группа с сообщением о зоне арктических пустынь.

–Давайте сделаем вывод и запишем его в тетрадь.

–Молодцы!


















–Вторая группа расскажет нам о зоне тундры.

–И так же скажите нам вывод, что все ребята записали его в тетрадь.



















–Молодцы.



–И наконец, третья группа расскажет нам о лесотундре.

–Сформулируйте вывод














–Молодцы.



– Ребята, как вы думаете, легко ли жить человеку в данных природных зонах?

–Почему?

–Действительно, для адаптации человека серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению.

–Тем не менее, Арктический Север все время вызывает интерес у людей. Почему?




–Молодцы.

Учащиеся внимательно слушают учителя.













Учащиеся слушают учителя.

















Первая группа рассказывает свое сообщение (приложение 2).

Участники 1 группы формулируют вывод: для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность почти отсутствует. Жизнь животных связана с морем.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вторая группа рассказывает свое сообщение (приложение 3).

Вывод: Для тундры характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, почвы тундрово-глеевые, малоплодородные. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность: мхи и лишайники, карликовая березка, полярная ива. Животный мир разнообразен: северный олень, песец, лемминг, куропатки, полярная сова.

Учащиеся пишут вывод в тетрадь.


Третья группа рассказывает свое сообщение (приложение 4).

Вывод: это переходная зона между тундрой и лесами с более мягким климатом. Среди растительности встречаются ель, сосна, лиственница. Животный мир более богатый: северный олень, волк, куропатка и рябчики. Люди занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

Учащиеся пишут вывод в тетрадь.

Нет




Из-за суровых климатических условий.












1.Богатейшие запасы полезных ископаемых

2.Северный морской путь к морям Тихого океана

3.Рыболовство

4.Охота на промыслового зверя

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму.


Домашнее задание.

Сообщение д/з.

–Дома вам нужно заполнить таблицу, используя дополнительные источники информации (Приложение 5)


Записывают домашнее задание в дневник.



Познавательные: привлечение дополнительных источников информации





Вывод по уроку:

Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность почти отсутствует. Жизнь животных связана с морем.

Для тундры характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, почвы тундрово-глеевые, малоплодородные. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность: мхи и лишайники, карликовая березка, полярная ива. Животный мир разнообразен: северный олень, песец, лемминг, куропатки, полярная сова.

Лесотундра переходная зона между тундрой и лесами с более мягким климатом. Среди растительности встречаются ель, сосна, лиственница. Животный мир более богатый: северный олень, волк, куропатка и рябчики. Люди занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.


















Приложения к уроку

Приложение 1


Тест опрос по параграфу 22, который изучался самостоятельно.

Выбери один правильный ответ

1. Местное название заливов Белого моря.

А) нос;

Б) губа;

В) ворота.

2. Белуха обитает в:

О) Чёрном море;

П) Азовском море;

Р) Белом море.

3. Белое море относится к бассейну:

А) Северного Ледовитого океана;

Б) Атлантического океана;

В) Тихого океана.

4. Самое мелководное море России.

А) Каспийское;

Б) Белое;

В) Азовское.

5. Судак, ёрш обитают в:

О) Азовском море;

П) Белом море.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5

Б Р А В О




Приложение 2

Наша зона – зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики.

Постоянных жителей нет. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на промыслового зверя (привело к резкому сокращению численности арктических животных).

Недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и деградация ледников. Ежегодно теряется около 0.2% всех запасов льда, и, возможно, когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну, а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.







Приложение 3

Зона тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом.

Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы. Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.

В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый. Природа в тундре очень ранима. След от гусениц вездехода не «заживает» десятки лет.




Приложение 4

Природная зона лесотундра. Климат в лесотундре более мягкий, чем в тундре. Среди растительности встречаются древесные породы: ель, сосна, лиственница. Животный мир более богатый, представлен как тундровыми видами, так и таежными. Здесь обитают и северный олень и волк, и куропатка и рябчики. Деятельность человека не значительна. Это оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Земледелием здесь можно заниматься только в закрытом грунте.
Ландшафт лесотундры характеризуется просторами с редколесьем, зарослями кустарников, ерниками, избыточным увлажнением, наличием торфяников.


Приложение 5

Таблица по природным зонам России.

Природная зона

Географическое положение

Климатические особенности


почвы

растительность

Животный мир

Арктических пустынь

Крайний Север, острова Северного Ледовитого океана

Солнечная радиация очень мала, господствует антициклон, полярная ночь. Климат очень суровый, tº летом до +2º, осадки выпадают в виде снега зимой (до 300мм). Зимой – сильные ветры и метали. Многолетняя мерзлота.


Почва не формируется.

85% территории покрыто ледниками. Разреженный растительный покров.

Белый медведь, полярная сова, песец.

тундра

Побережье северных морей

Солнечная радиация мала, полярная ночь. Климат суровый, , tº летом до +10º, осадки выпадают в виде снега зимой и редко дождем летом (до 400мм).


Тундрово-глеевые с маломощным слоем гумуса, бесструктурные, не используются в с/х.

Мохово-лишайниковая, кустарничковые виды, стланики, ягель.

Северный олень, лемминг, полярный волк, птицы – летом.

лесотундра

Неширокая полоса вдоль южной границы тундровой зоны

Теплее, чем в тундре, средняя tº июля до +14º, годовое количество осадков до 400 мм. Избыточное увлажнение.

Одна из наиболее заболоченных природных зон. Тундрово-глеевые, подзолистые.


Лесная и тундровая. Самые продуктивные оленьи пастбища.

Олень, лось, белка, заяц, глухарь, рябчик.

тайга

Европейская часть России

Умеренно-континентальный климат: теплое лето (+16º), морозная зима (до -16º), большое количество осадков (600мм), влияет западный перенос, исландский циклон.



Подзолистые почвы – самые распространенные в России.

Хвойный лес: сосна, ель.

Бурый медведь, лось, кабан, рысь, дятел.

Западная Сибирь

Умеренно-континентальный: теплое лето (+20º), морозная зима (до -25º), меньшее количество осадков (400мм), влияют арктический и антарктический max давления.

Подзолистые почвы, бесструктурные, не имеют гумуса.

Темнохвойная тайга: ель, пихта, кедр.

Бурый медведь, лось,

Кабан, рысь, бурундук, косуля, соболь, рябчик.

Восточная Сибирь

Резко- континентальный климат: теплое лето (+20º), очень морозная зима (до -45º), количество осадков (300мм), влияет азиатский max давления.


Слабоподзолистые, мерзлотные

Светлохвойная тайга: лиственница, кедр.

Бурый медведь, лось, кабан, рысь, бурундук, косуля, соболь.




Дальний Восток

Муссонный умеренный климат: теплое влажное лето (+16º), морозная сухая зима (до -25º), очень большое количество осадков (800мм летом), влияет муссон, Тихоокеанский циклон.


Дерново-подзолистые

Лиственница, кедр, амурский бархат, маньчжурский клен, женьшень.

Бурый медведь, лось, кабан, рысь, бурундук, косуля, уссурийский тигр

Смешанные и широколиственные леса

Южнее тайги на Русской равнине, на юге Западной Сибири и Дальнего Востока

Лето относительно теплое, зима – мягкая с частыми оттепелями. Годовое количество осадков до 700 мм.

Серые лесные и дерново-подзолистые почвы комковатой структуры.

Смешанные хвойного и лиственного леса. Лиственные породы: береза, осина.

Косуля, куница, норка, бобр.

лесостепи

Переходная зона от леса к степи

Теплый и относительно сухой климат

Серые лесные

Дубравы с примесью клена, ясеня, березы, осины.

Лесные виды зверей и птиц.

степи

Юг Европейской части и Западной Сибири

Отчетливо выражены черты засушливости, недостаток увлажнения, зимы холодные, малоснежные, ветреные, , tº летом до +24º.

К

Черноземы с высоким содержанием гумуса и каштановые.

80% распахано. В прошлом – типчаково-ковыльная растительность.

Грызуны, лисица, степной волк, куропатка, суслик, дрофа, байбак, сайгак.

Пустыни и полупустыни

Прикаспийская низменность и на границе с Казахстаном

Жаркое лето (+30º), теплая малоснежная зима (до -5º), количество осадков до 200мм, испаряемость намного больше осадков.

К












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болотова Ирина Евгеньевна

Дата: 07.05.2017

Номер свидетельства: 413640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства