Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии на тему: «Безлесные зоны на Юге России»»
Технологическая карта урока по биологии:
«Безлесные зоны на юге России»
Цель и задачидля ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)
Цель и задачидля учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)
Формируемые на уроке УУД
Цель: Изучить безлесные природные зоны на юге России
Цель:
Охарактеризовать безлесные природные зоны на юге России
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Задачи:
- на знание: Называть особенности компонентов природы в
безлесных природных зонах южной части России
Задачи:
-образователь
ные (предметные):
• Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в
безлесных природных зонах южной части России
• Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного
использования в безлесных природных зонах южной части России
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Сотрудничества с учителем и сверстниками
-на понимание: характеризует возможности хозяйственного использования безлесных природных зон на юге России
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Развитие самостояте-льности.
- на синтез:
Делает вывод об образе степей, пустынь и полупустынь
-развивающие
(метапредметные):
•Сделать вывод, об образе степей, пустынь и полупустынь
Аргументировать свою точку зрения.
Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
воспитательные (личностные):
Воспитывать бережное отношение к природе.
Осознавать необходимость изучения растительного мира.
2. Время урока: 40 минут
3. Тип урока: изучение нового материала
4. Вид урока: проблемный
5. План урока:
Этапы урока
Время
Методы обучения
Средства обучения
Организационный
1 минуты
Вступление
Постановка цели урока
5 минут
Сотрудничество учителя и учеников.
Проверка домашнего задания
7 минут
Устные и письменные ответы учащихся
(приложение 1)
Изучение нового материала
20 минут
Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.
Учебник
Обобщение и систематизация знаний
5 минут
Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.
Карточка с тест-опросом (приложение 5)
Сообщение д/з
2 минуты
Объяснение
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
Организационный
Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.
Сообщить тему урока.
–Здравствуйте дети!
–Скажите пожалуйста все ли присутствуют сегодня на уроке?
–Хорошо, спасибо!
Здравствуйте.
Да!
Личностные:
Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.
Проверка домашнего задания
Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.
– Ребята, давайте вспомним материал предыдущего урока.
–А проверять домашнее задание, мы будет таким образом: 4 ученика будут работать по
карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут
писать географический диктант (приложение 1).
Учащиеся слушаю учителя и осмысливаю предстоящую работу.
Коммуникативные: Умение поддержать разговор, включение в беседу.
Постановка темы и цели урока.
Цель:
Изучить безлесные природные зоны на юге России
–Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием лесов России.
–А сегодняшнюю тему нашего урока, вы должны определить сами.
–Тему урока вам нужно определить с помощью фотографий которые расположены на экране (приложение 2).
–Ну, что ребята, есть какие-нибудь мысли?
–Молодцы!
–А какая же тогда цель нашего урока?
–Ну а как это можно назвать по-другому, вы почти правы.
–Молодцы., правильно.
–И так, ребята давайте запишем тему урока в тетрадь.
–Мы с вами на уроке сегодня должны изучить безлесные природные зоны на юге России
Учащиеся слушают учителя.
А может это природные зоны, на которых не растут леса.
Безлесные зоны России.
Записывают тему урока в тетрадь.
Осмысливают цель урока.
Познавательные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Изучение нового материала
Изучить безлесные природные зоны на юге России
–Ребята, что такое степь?
–Молодцы, все это можно отнести к степям.
–И так степь расположена на юге европейской части страны и Западной Сибири и занимает небольшую по объему территории.
–Осадкой здесь мало и наблюдается недостаток влаги.
–Высокие температуры и сильные ветра обуславливают значительно испарение с поверхности земли.
–В степи распространены черноземы с очень темной окраской и зернистой структурой.
–Из растений на территории пустынь преобладает ковыль, который напоминает морские волны.
–Из животных здесь преобладают грызуны – суслики, сурки, хомяки, полевки.
–Степь главная зерновая житница страны, здесь выращивают кукурузу, подсолнечник, пшеницу.
–И так ребята давайте в тетради напишем подзаголовок СТЕПЬ и запишем отличительные признаки:
Географическое положение: юг европейской части страны и Западной Сибири
Климат: засушливый (среднемесячная температура июля +21-+23, осадки 350-400 мм, К = 0,6-0,8), сильные ветра.
Почвы: черноземы и каштановые
Растительность: злаковая
Животный мир: хомяки, полевки, суслики
Деятельность человека: земледелие пшеница, кукуруза, подсолнечник.
– Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам
предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать
характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с
полупустынями, второй с пустынями.
–Теперь один человек из ряда, продиктует нам признаки каждой зоны.
Там растет трава, нет густых зарослей и леса, обитают мелкие грызуны.
Учащиеся внимательно и с интересом слушают учителя.
Записывают информацию в тетрадь.
Слушают учителя, осмысливают предстоящее задание и начинают делать.
Первый ряд диктует признаки полупустынь (приложение 3).
Второй ряд диктует признаки пустынь (приложение 4)
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.
Личностные:
обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму.
Обобщение и систематизация знаний
Проверить знания учащихся которые они приобрели на уроке.
–И так сейчас давайте закрепим знания которые вы получили сегодня на уроке.
–Вам предстоит ответить на вопросы теста (приложение 5)
– Повторить изученный на уроке материал и подготовить доклады.
Темы о животных обитающих в безлесной зоне России.
Записывают домашнее задание в дневник.
Познавательные: привлечение дополнительных источников информации.
Вывод по уроку:
Безлесные природные зоны России расположенные на юге: пустыни, полупустыни и степи. Они отличаются сухим и жарким климатом, с малым количеством осадков и высокими температурами. В этих зонах обитают мелкие животные, которые могут легко спрятаться в низкорослой заросли степей. Зоны используются в большинстве случаев как пастбища. Земледелие возможно только на орошаемых почвах.
Приложения к уроку
Приложение 1
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная карточка №1
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных
представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая
1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.
2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.
3) Дать характеристику зоне лесостепей.
Ответы:
Тайга: Европейская часть России Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток, Умеренно-континентальный климат: теплое лето (+16º), морозная зима (до -16º), большое количество осадков (600мм), влияет западный перенос, исландский циклон. Подзолистые почвы – самые распространенные в России. Растительность: хвойный лес: сосна, ель. Животный мир: бурый медведь, лось, кабан, рысь, дятел.
Смешанные и широколиственные леса Южнее тайги на Русской равнине, на юге Западной Сибири и Дальнего Востока. Лето относительно теплое, зима – мягкая с частыми оттепелями. Годовое количество осадков до 700 мм. Серые лесные и дерново-подзолистые почвы комковатой структуры. Смешанные хвойного и лиственного леса. Лиственные породы: береза, осина. Животный мир: косуля, куница, норка, бобр.
Лесостепи переходная зона от леса к степи Теплый и относительно сухой климат. Серые лесные почвы. Растительность: Дубравы с примесью клена, ясеня, березы, осины. Животный мир: Лесные виды зверей и птиц.
Приложение 2
Приложение 3
Полупустыни:
1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)
3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.
4. Растительность: полынно-злаковая
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.
6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение
Приложение 4
Пустыни:
1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.
2. Климат: температура летом: +35, +40 С; длинное жаркое лето. Зимой -10 С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.