kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по географии на тему: «Безлесные зоны на Юге России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока разработана по требования ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии на тему: «Безлесные зоны на Юге России»»

Технологическая карта урока по биологии:

«Безлесные зоны на юге России»

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель: Изучить безлесные природные зоны на юге России

Цель:

Охарактеризовать безлесные природные зоны на юге России

Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: Называть особенности компонентов природы в

безлесных природных зонах южной части России


Задачи:

-образователь

ные (предметные):

• Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в

безлесных природных зонах южной части России

• Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного

использования в безлесных природных зонах южной части России


Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Сотрудничества с учителем и сверстниками


-на понимание: характеризует возможности хозяйственного использования безлесных природных зон на юге России

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



Развитие самостояте-льности.


- на синтез:

Делает вывод об образе степей, пустынь и полупустынь

-развивающие

(метапредметные):

•Сделать вывод, об образе степей, пустынь и полупустынь




Аргументировать свою точку зрения.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.


воспитательные (личностные):

Воспитывать бережное отношение к природе.




Осознавать необходимость изучения растительного мира.

2. Время урока: 40 минут

3. Тип урока: изучение нового материала

4. Вид урока: проблемный

5. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

1 минуты

Вступление


Постановка цели урока

5 минут

Сотрудничество учителя и учеников.


Проверка домашнего задания

7 минут

Устные и письменные ответы учащихся

(приложение 1)

Изучение нового материала

20 минут

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Обобщение и систематизация знаний

5 минут

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с тест-опросом (приложение 5)

Сообщение д/з

2 минуты

Объяснение















Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

Сообщить тему урока.

–Здравствуйте дети!

–Скажите пожалуйста все ли присутствуют сегодня на уроке?

–Хорошо, спасибо!


Здравствуйте.

Да!




Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.


Проверка домашнего задания

Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

– Ребята, давайте вспомним материал предыдущего урока.

–А проверять домашнее задание, мы будет таким образом: 4 ученика будут работать по

карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут

писать географический диктант (приложение 1).


Учащиеся слушаю учителя и осмысливаю предстоящую работу.




Коммуникативные: Умение поддержать разговор, включение в беседу.

Постановка темы и цели урока.

Цель:

Изучить безлесные природные зоны на юге России

–Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием лесов России.

–А сегодняшнюю тему нашего урока, вы должны определить сами.

–Тему урока вам нужно определить с помощью фотографий которые расположены на экране (приложение 2).

–Ну, что ребята, есть какие-нибудь мысли?

–Молодцы!

–А какая же тогда цель нашего урока?



–Ну а как это можно назвать по-другому, вы почти правы.

–Молодцы., правильно.

–И так, ребята давайте запишем тему урока в тетрадь.

–Мы с вами на уроке сегодня должны изучить безлесные природные зоны на юге России

Учащиеся слушают учителя.
















А может это природные зоны, на которых не растут леса.

Безлесные зоны России.



Записывают тему урока в тетрадь.



Осмысливают цель урока.

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Изучение нового материала



Изучить безлесные природные зоны на юге России

–Ребята, что такое степь?


–Молодцы, все это можно отнести к степям.

–И так степь расположена на юге европейской части страны и Западной Сибири и занимает небольшую по объему территории.

–Осадкой здесь мало и наблюдается недостаток влаги.

–Высокие температуры и сильные ветра обуславливают значительно испарение с поверхности земли.

–В степи распространены черноземы с очень темной окраской и зернистой структурой.

–Из растений на территории пустынь преобладает ковыль, который напоминает морские волны.

–Из животных здесь преобладают грызуны – суслики, сурки, хомяки, полевки.

–Степь главная зерновая житница страны, здесь выращивают кукурузу, подсолнечник, пшеницу.

–И так ребята давайте в тетради напишем подзаголовок СТЕПЬ и запишем отличительные признаки:

Географическое положение: юг европейской части страны и Западной Сибири

Климат: засушливый (среднемесячная температура июля +21-+23, осадки 350-400 мм, К = 0,6-0,8), сильные ветра.

Почвы: черноземы и каштановые

Растительность: злаковая

Животный мир: хомяки, полевки, суслики

Деятельность человека: земледелие пшеница, кукуруза, подсолнечник.

– Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам

предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать

характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с

полупустынями, второй с пустынями.

–Теперь один человек из ряда, продиктует нам признаки каждой зоны.

Там растет трава, нет густых зарослей и леса, обитают мелкие грызуны.








Учащиеся внимательно и с интересом слушают учителя.
























Записывают информацию в тетрадь.























Слушают учителя, осмысливают предстоящее задание и начинают делать.








Первый ряд диктует признаки полупустынь (приложение 3).

Второй ряд диктует признаки пустынь (приложение 4)

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму.


Обобщение и систематизация знаний

Проверить знания учащихся которые они приобрели на уроке.


–И так сейчас давайте закрепим знания которые вы получили сегодня на уроке.

–Вам предстоит ответить на вопросы теста (приложение 5)


Слушают учителя.


Осмысливают предстоящую работу.


Выполняют задание и сдают листочки на проверку.




Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию.

Домашнее задание.

Сообщение д/з.

– Повторить изученный на уроке материал и подготовить доклады.

Темы о животных обитающих в безлесной зоне России.

Записывают домашнее задание в дневник.



Познавательные: привлечение дополнительных источников информации.



Вывод по уроку:

Безлесные природные зоны России расположенные на юге: пустыни, полупустыни и степи. Они отличаются сухим и жарким климатом, с малым количеством осадков и высокими температурами. В этих зонах обитают мелкие животные, которые могут легко спрятаться в низкорослой заросли степей. Зоны используются в большинстве случаев как пастбища. Земледелие возможно только на орошаемых почвах.










Приложения к уроку

Приложение 1

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная карточка №1

Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных

представителей растительного мира тундры?

Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая

береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый

стланик.

Индивидуальная карточка № 2

Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных

представителей животного мира тайги.

Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук,

соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный

олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов

Русской равнины?

Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В

лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные иСтальмахович Светлана Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 пгт Серышево,

Амурской области

кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и

Монголии.

Индивидуальная карточка № 4

Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема

характерна для этой зоны?

Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к.

преобладают ливневые осадки.


Географический диктант ( работа со слайдом)

Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным

лесам) относятся следующие признаки.

Признаки:

1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

3. Средняя температура января достигает до -40С.

4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

5. Почвы подзолистые.

6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

7. Мало певчих птиц.

8. Деревья более холодоустойчивы

9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

10.Древесина- главное богатство этой зоны.

Ответы:

Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10

Смешанные и широколиственные лес-2,4

Устный опрос:

1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.

2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.

3) Дать характеристику зоне лесостепей.

Ответы:

  1. Тайга: Европейская часть России Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток, Умеренно-континентальный климат: теплое лето (+16º), морозная зима (до -16º), большое количество осадков (600мм), влияет западный перенос, исландский циклон. Подзолистые почвы – самые распространенные в России. Растительность: хвойный лес: сосна, ель. Животный мир: бурый медведь, лось, кабан, рысь, дятел.

  2. Смешанные и широколиственные леса Южнее тайги на Русской равнине, на юге Западной Сибири и Дальнего Востока. Лето относительно теплое, зима – мягкая с частыми оттепелями. Годовое количество осадков до 700 мм. Серые лесные и дерново-подзолистые почвы комковатой структуры. Смешанные хвойного и лиственного леса. Лиственные породы: береза, осина. Животный мир: косуля, куница, норка, бобр.

  3. Лесостепи переходная зона от леса к степи Теплый и относительно сухой климат. Серые лесные почвы. Растительность: Дубравы с примесью клена, ясеня, березы, осины. Животный мир: Лесные виды зверей и птиц.


Приложение 2


Приложение 3

Полупустыни:

1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.

2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)

3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.

4. Растительность: полынно-злаковая

5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.

6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение

Приложение 4

Пустыни:

1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.

2. Климат: температура летом: +35, +40 С; длинное жаркое лето. Зимой -10 С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.

3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.

4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.

5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.

6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.

Приложение 5

Тест по теме “Безлесные зоны России”


  1. Какой климат характерен для степной зоны:

А) умеренно-континентальный Б) континентальный В) влажный



  1. Для климата полупустынь характерны:

А) теплая зима и жаркое лето Б) одинаково жаркие зима и лето

В) холодная зима и жаркое лето



  1. Большая часть растений степей относится к :

А) разнотравью Б) злаковым В) цветковым



  1. В полупустынях господствуют:

А) пески Б) полынно-злаковая растительность В) мхи и лишайники



  1. Какова доля злаковых растений в степях:

А) 20 – 30 % Б) 50 – 60% В) 80 – 98%

Ответы:

  1. Б

  2. А

  3. Б

  4. Б

  5. В


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по географии на тему: «Безлесные зоны на Юге России»

Автор: Болотова Ирина Евгеньевна

Дата: 07.05.2017

Номер свидетельства: 413643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства