Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | География 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Никлина и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | «География сегодня. Современный этап научных географических исследований» |
Цель урока | Способствовать формированию первоначальных представлений о традиционных и современных источниках географической информации. Стимулировать развитие интереса к современным технологиям сбора и хранения географической информации. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес. Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой. Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы: география сегодня, источники географической информации. |
Методы обучения | Поисковый, метод дискуссии, метод групповой работы. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Групповая, индивидуальная |
Средства обучения | Учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки рефлексии, дополнительные источники географической информации. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий |
1. Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отметка отсутствующих. | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение настраиваться на занятие. |
2. Актуализация знаний | Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? И я хотела бы, чтобы вы проверили свои знания, ответив на предложенные вопросы: Экспресс-контроль (слайд 1,2) – Оцените свою работу.– Поднимите руки, кто получил «5», «4» – Молодцы!!! Открытия новых материков, океанов, остров, рек и озёр, горных хребтов остались в прошлом, но нашу планету изучают и сегодня. Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной бесед – О чём мы будем говорить на уроке? Как сегодня изучают Землю. «География сегодня. Современный этап научных географических исследований» (слайд 3) | Выполнение задания, представленного на доске, в рабочей тетради. | Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей | Формирование умения систематизировать, делать выводы | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Развитие регуляции учебной деятельности | Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
Постановка цели и задач урока | Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема: «География сегодня. Современный этап научных географических исследований». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с источниками географической информации, а также подробно рассмотреть современные технологии получения и хранения информации. | Слушают учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
4. Первичное усвоение новых знаний | Откройте текст §4 и определите, какие вопросы мы будете решать, какие задачи можно поставить для выполнения работы. С помощью чего собирают информацию о Земле? (предположения) →Запись на доске Сравнить со слайдом (слайд 4) Записать в тетрадь Как собирают информацию? Путешествие (описание) Съёмка из космоса (непрерывное наблюдение) Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Учитель просит учащихся встать. Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ, встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись. Представьте себе, что вам посчастливилось выиграть приз – путевка на неделю отдыха в Италию. Ваш отдых начинается через две недели. - С чего начнется ваша подготовка? (узнать как можно больше об этой стране – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. собрать необходимую информацию). – Чем воспользуетесь? Анализ схемы рис. 11 стр. 17 «Источники географической информации» (слайд 5,6,7) | Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов источников географической информации. | Умение работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы | Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Связь с другими сферами знаний. | Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
5. Первичная проверка понимания | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. Задание: Составьте сравнительную характеристику источников географической информации. («+» и «-» источников). По результатам сравнения заполните предложенную таблицу. | Географические карты, атласы | ГИС | Аэрокосмические снимки | Путешествия | Путеводители | Поисковые системы Интернет | Справочники, энциклопедии | Газеты, журналы | «+» | | «-» | | Вывод: По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого из источников географической информации. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля. |
6.Первичное закрепление | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях 1. Задание: - выяснить, какой источник является более информативным при составлении описания местности; - как один источник дополняет другой. (слайд 8,9) 2. Определите, какой населенный пункт изображен на снимке. (слайд 10) 3. Задание: выберите информацию из приведенного ниже текста, которая является географической. (слайд 11)
| Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
7.Домашнее задание | Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. § 4, Для удовольствия «Задание 2» (внизу) (слайд 12) | Слушают учителя, записывают домашнее задание | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя | Осознание качества и уровня усвоения материала. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |
8. Итог урока | - Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | Умение обсуждать содержание урока | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других. | Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
9. Рефлексия | – Оцените свою работу на уроке Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом: Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» по шаблону: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… (слайд 13) | Рефлексируют | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем. | Формулирование собственного мнения и позиции. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Саморегуляция |