Тема | «По следам путешественников каменного века»» |
Общая дидактическая цель урока | создать условия для изучения новой темы: «По следам путешественников каменного века» |
Задачи | познакомиться с появлением первых людей; объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время; научиться находить в современной мире явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира; проследить расселение первобытных людей по планете |
Основное содержание темы, термины и понятия | Путешествие, экспедиция, Тур Хейердал, «Кон-Тики», Тихий океан, Южная Америка, первобытные люди, каменный век. |
Оборудование | ТСО ( презентация), учебник, физическая карта полушарий, таблица |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
В познавательной сфере: - уметь составлять сравнительное описание первобытного человека и животных - уметь вести диалог с одноклассниками -определять причины и следствия географических путешествий и открытий; объяснять влияние путешествий на развитие географических знаний; В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль знаний о первобытном освоении Земли; приобретении опыта человечеством | Личностные: Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу о расселении людей по материкам и островам. Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль. Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование |
Межпредметные связи |
Учебный предмет, курс | Формы работы | Ресурсы |
История, биология, обществознание | работа фронтальная, индивидуальная, в парах. | Интернет-энциклопедия Википедия – Т. Хейердал и его путешествия презентация учебник, физическая карта полушарий |
| | |
№ п/п | Деятельность учителя | ученика |
| | |
1. ЭТАП Актуализация знаний Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Деятельность учителя→ постановка цели урока Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение солнышка и тучки: веселое, грустное, а у вас на столах лучики и капельки. Прошу вас прикрепить свой лучик к солнышку, если у вас веселое настроение, и капельку если у вас грустное настроение . (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики)Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. А тучка испарится. | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Деятельность учителя Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Сегодня на уроке мы начинаем большую тему: а о чем в ней будет говориться послушайте стихотворение: Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала, Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла, След в глине превратил в горшок, Кувшины, чашки, плошки, А чтоб не набивать живот, Корзины сплел, лукошки. Всю Землю он преобразил, Везде следы оставил, Работал, не жалея сил, Царем Землею правил. И вот остался тигром тигр, И слон слоном остался, А человек, меняя мир, Сам в мире изменялся. Из данного текста сформулируйте тему нашего урока. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока. -О чем говорится в этом стихотворении - о путешествиях «История географических открытий», которую будем изучать на протяжении нескольких уроков. - Что там, за горизонтом? - Какие люди живут за высокими горами? - Есть ли за морями другие страны? - Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей. | Цель записывается на доске и обсуждается(Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) Отвечаю на вопросы |
Этап 4. Открытие" нового знании. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди совершали путешествия? Выход на новое знание. Что поможет нам расширить наши знания о путешественниках каменного века?? (предлагают сравнить изображения древних людей и животных). Составьте кластер ( групповая работа) животные Древние люди различия сходство - О первобытных людях мы знаем немного. Мы даже не можем назвать ни одного из них по имени. Но нам точно известно, что они путешествовали. Хотите в этом убедиться? Посмотрите на карту мира. Найдите на ней Тихий океан. Это нетрудно, ведь он очень большой. Посмотрите, как много в нём островов. Причём их много не только на краю океана, но и в его центре. На большинстве из этих островов издавна живут люди! Люди живут на островах Тихого океана, и живут очень давно — десятки тысяч лет. Можно сказать, с каменного века. Откуда они там взялись? - Ребята, возникает Проблема: Абсолютное большинство островов Тихого океана – заселены, но далеко не все. Теплый климат, растения и животные и нет людей – отсутствие чего могло помешать заселению этих островов людьми | Составление кластера. Групповая работа Отвечают на вопросы: - Откуда мог взяться древний человек на острове? → Только приплыть! - А можно плавание назвать путешествием? → Конечно можно! Беседа: Вывод → ВОДА Её отсутствие и помешало людям заселить абсолютно все острова Тихого океана. |
| Деятельность учителя - Все о чем мы с вами сейчас говорили можно только предположить, а есть ли этому доказательства? Как это можно доказать современному человеку? И был ли такой человек? Да был, и звали его Тур Хейердал! Смелый план Хотя наш разговор касается людей каменного века, мы расскажем о путешественнике, который является почти нашим современником — он жил во второй половине прошлого века. Он совершил несколько удивительных путешествий, но мы расскажем только о первом его путешествии. Идея и цель Способы реализации Подготовка путешествия и выбор средств (Почему?) Как протекало путешествие и решение проблем в его ходе Итог – что удалось доказать? Работа с учебником. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, География. Введение в географию. стр. 26 № 10. Дополните задание (нанести на контурную карту путь и географические объекты путешествия тур Хейердала) Выполнение теста самопроверка | Читают стр. 37 - 38 Работа по контурным картам |
Этап 5. Рефлексия (итог урока) | Вопросы: - Как и на чем путешествовали древние люди? - Что это доказывает? - Кто это доказал? - Почему существуют необитаемые острова? Раздается тест на каждого учащегося ( дети выполняют тест, обмениваются работами и проверяют работу соседа, ставят отметку) Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке На доске висит «Дерево чувств». Учащимся раздаются листочки разных цветов Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки. Напомните, какому настроению соответствует какой цвет: красный - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; коричневый - неудовлетворенное, грустное | Записывают выводы. Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П) Работа в паре |
Этап 6. Домашнее задание | Комментирует д/з : §7 вопросы после параграфа на стр. 39) 1. Приготовить сообщение о других путешествиях Тур Хейердала 2. Задание в тетрадях стр. 26-27 «Картографический практикум» ( первое или второе задание по выбору) | Записывают домашнее задание |