Технологическая карта урока. Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Сальского района Ростовской области |
Предмет | краеведение с основами экологии | Класс 6 |
Тема урока | Виртуальная экскурсия по эколого-краеведческой тропе |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся будут знать: историю формирования своего посёлка; особенности антропогенных и природных комплексов, расположенных в черте посёлка и его окрестностях; экологические проблемы родного края и пути их решения. Обучающиеся смогут: работать со схемой маршрута движения; ориентироваться в черте посёлка; объяснить причины возникновения экологических проблем; предложить свои варианты решения экологических проблем. | Обучающиеся смогут: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи. | Обучающиеся будут обладать: целостным мировоззрением; пониманием бережного отношения к природе и прошлому своей страны и малой родины; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Решаемые учебные проблемы | Природно-антропогенные комплексы п. Гигант. История их создания, прогнозирование их развития в будущем. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация, интерактивная доска, проектор, карточки для обучающихся, анкеты. |
Образовательные интернет-ресурсы | нет |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний; формирование умения ориентироваться в черте посёлка, делать выводы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
Деятельность учителя Слайд №1 Титульный Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Подводящий диалог. Если спросить любого человека, любит ли он свою малую родину, то, наверняка, большинство ответят: «Люблю!». Но, если спросить, за что он её любит, то не каждый сможет дать внятный ответ. | Деятельность обучающихся Слушают и отвечают на вопросы. Есть ли, на ваш взгляд, в наше посёлке что-то, что может представлять интерес не только для нас, жителей посёлка, но и для его гостей? Приведите примеры. А есть ли у нас в посёлке, что такое, что отличает его от других посёлков нашего края? |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя Слайд №2 Видеофайл «Журавлёнок» Слайд №3 Титульный Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. Помогает сделать вывод о том, что нельзя любить то, чего не знаешь. Слайд №4 «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, Чем глубже знаю» Юрий Константинович Ефремов Помогает обучающимся в формулировании темы урока. | Деятельность обучающихся Смотрят видеофрагмент «Журавлёнок», определяют, о чём идёт речь. Отвечают на вопросы: 1.О чём поётся в песне «Журавлёнок»? 2. Прав ли автор песни? 3. Зачем нам нужно знать как можно больше о нашем крае? 3. Можно ли любить, ничего не зная о предмете любви? Формулируют, совместно с учителем, тему урока. |
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
Деятельность учителя Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Не так давно, летом, один мужчина, бывший выпускник нашей школы, участвуя в обсуждении видео о посёлке на моей странице, написал в «Одноклассниках» следующее: «Ничего хорошего из моего прошлого в Гиганте вспомнить не могу. Помню одну только серость. Почитайте философические письма Чаадаева. В любой библиотеке есть. Уж если ему не верите, как мне поверите! Россия - это ... , ну не буду, не буду! Вы не переживёте такого удара! Буду в Гиганте - зайду к вам в гости! Бить не будете? Забытые богом места!» В конце урока, если вам интересно, я озвучу свой ответ на это заявление. А сейчас, нам нужно сформулировать цели нашего занятия. Слайд №5. Цели: 1. Ознакомиться с историей нашего посёлка; 2. Выявить природно-антропогенные комплексы в посёлке и его окрестностях; 3. Выявить экологические проблемы нашего края и пути их решения. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального и морально-этического затруднения, противоречия, дефицита словарного запаса. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. |
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; |
Деятельность учителя Слайд №6 Схема маршрута Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Перед нами схема маршрута по эколого-краеведческой тропе. Мы можем пойти по указанному маршруту, а можем пройти по тем же пунктам в произвольном порядке. Помогает обучающимся составить план работы, корректируя план, предложенный обучающимися. Озвучивает план работы на уроке. | Деятельность обучающихся Обсуждение схемы маршрута движения. Анализ схемы маршрута движения, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в полемике; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
Деятельность учителя Стимулирует активное участие всех детей в учебной деятельности. По ходу просмотра презентации задаёт вопросы. После выступлений обучающихся с опережающими заданиями, предлагает дополнить материал знаниями, полученными ранее или из различных источников информации. Формулирует обобщающие вопросы: А вы знаете, что … Что мы узнали нового? Слайд №7. Объекты эколого-краеведческого маршрута: 1. Элеватор 2. Парк Победы 3. Завод «Сальсксельмаш» 4. Угол улиц Заводской и Кирова – место рождения нашего посёлка. 5. Пруд «Новка». 6. Научно-исследовательская лаборатория ВИЗРа. 7. Сальский сельскохозяйственный техникум. 8. Первое здание нашей школы. 9. Мемориал павшим воинам. 10. Дворец культуры имени М. Горького 11. Школа №2 Переход к содержанию по каждому объекту осуществляется кликом по кнопке на схеме маршрута (Слайд №7). | Деятельность обучающихся Осмысливают вопросы, дополняют представленную информацию. Выступают с опережающими заданиями. Формулируют ответ. Дают развёрнутый ответ. Приходят к пониманию того, каким сложным и тернистым был путь создания и развития нашего посёлка и роли людей, живших в разное время в нашем посёлке, в его достижениях, сущности экологических проблем нашего посёлка и возможных путей их решения. Дополняют предложения. Осмысливают вопросы и отвечают на них. Оценивают правильность своих и, сделанных товарищами выводов, решений. |
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя Заключение: Слайд №8 Атаман Области войска Донского в рапорте царю писал о Сальских степях: «Здесь, кроме ржи, вряд ли что может родиться… Горячие ветры выжигают посевы, коннозаводчики с трудностями собирают корм. Тяжёлый и неприветливый край…» Слайд 9 Окружной атаман Ушаков вторил ему: «В Сальской степи получают четырнадцатипудовые урожаи ржи. Никаких других урожаев здесь нет и быть не может». Слайд 10 Вопрос: Можно ли сейчас назвать наш край тяжёлым и неприветливым? Обоснуйте свою точку зрения. Слайд №11 Согласитесь, картина довольно мрачная. Она и осталась бы такой, если бы люди спасовали перед стихией. Стараниями миллионов наших земляков этот неприветливый край превратился в цветущий сад – «фабрику зерна». Слайд №12 Сохраним и преумножим красоту родного края! Слайд №13 - Какова тема нашего урока? - Какие цели мы наметили в начале урока? Цели: Удалось ли их выполнить? Слайд №13 Заполните анкету: (обсуждение устно) Анкета для обучающихся: 1. Тема экскурсии: а) меня заинтересовала б) не заинтересовала. 2. Содержание экскурсии: а) соответствует заявленной теме б) не соответствует заявленной теме 3. Наибольший интерес во время экскурсии у меня вызвали: а) фото б) видео в) исторические справки г) сообщения одноклассников д) комментарии учителя 4. Наибольший интерес у меня вызвал рассказ о … 5. Участвовать в подготовке и проведении виртуальной экскурсии: а) я хотел бы б) я не хотел бы 6. Во время виртуальной экскурсии новым для меня было: … 7. Самыми активными сегодня на уроке были: … | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают самых активных участников работы на уроке. |
8 ЭТАП Домашнее задание. Используя различные источники информации, выполнить задания на карточке. Вспомним, какие источники информации мы можем для этого использовать (яндекс-карты). Учитель демонстрирует приём определения расстояний по карте (Яндекс). |
1. Абросимов М. А., Коваль Т. А. 10 лет борьбы за хлеб (зерносовхоз «Гигант»). – М.,1939.
2. Бахарь Я. В. Мы из Гиганта. - Рн/Д: Ростовское книжное издательство,
1998.
3. Дебелый С. Целина донская. - Рн/Д: Дельта, 2011.
4. Просвирнова 3. И. Баллада о донском крае. - Рн/Д: Ростовское книжное
издательство, 1970.
5. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1928 гг.), т. 1, 1967, с. 224
6. Сальский район. Сборник статей. – М: Гос. издательство сельскохозяйственной литературы, 1952.
7. plantarium.ru
8. maps.yandex.ru
9. salskselmash.ru
10. rosagromir.ru
11. http://rslovar.com/
12. medicinalplants.ru
13. Личный архив Острижного В.С.
14. Личный архив Карасёва И.И.
15. Архив семьи Серебряковы.
16. Материалы музея ССХТ.
17. Материалы музея МБОУ СОШ №2.
При создании видеоролика использованы фрагменты фильма BBC «Птицы» (2001 г), фото посёлка Гигант (автор – Раменская Т.И.), песня «Журавлёнок» (музыка Эдуарда Колмановского, слова Игоря Шаферана) в исполнении Георга Отса.