Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Природные комплексы Русской равнины"»
Технологическая карта урока.
Урок географии. 8 класс. Учебник И.И. Баринова «География России. Природа» Изд. «Дрофа», 2014 год.
Тема: Природные комплексы Русской равнины.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Сформировать знания о ПТК Русской равнины.
Задачи урока:
Познавательные:
-Углубить знания о природных зонах.
-Расширить знания по номенклатуре Русской равнины.
2) Развивающие:
-Совершенствовать умения работать с учебником, с художественной литературой, атласом, гербариями;
-Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся в результате обсуждения проблемных вопросов, самостоятельного формулирования выводов из фактов.
3)Воспитательные:
-Способствовать развитию личностных и коммуникативных учебных действий через организацию групповой работы.
-Сформировать личную значимость знаний о ПТК.
Оборудование: физическая карта России, атласы, гербарии растений по природным зонам России, дополнительная литература, презентация.
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучащихся
Методические указания
Формирование УУД
Организационный момент.
1 мин.
Приветствует детей словами: «Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс».
Приветствуют учителя.
Регулятивные УД: волевая саморегуляция.
Формулирование темы и задач урока.
Актуализация знаний.
5 мин.
10 мин.
Учитель помогает сформулировать тему урока, его задачи.
- Что общего между этими иллюстрациями?
- Какие географические объекты вы можете показать без предварительной подготовки на карте?
- Чем вы воспользуетесь для определения незнакомых для вас геогафических объектов?
-Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Учитель предлагает выполнить географический диктант. Выполнить взаимопроверку.
Формулируют тему урока.
Показывают географические объекты на карте у доски.
Формулируют индивидуальную учебную задачу.
Заканчивают предложения.
Взаимопроверка. Проводят рефлексию и ставят оценки.
Слайд № 1. Разные природные районы (Соловецкие острова, Среднерусская возвышенность, р. Волга)
Слайд №2. Тема урока.
Слайд №3. Географическая номенклатура по Русской равнине.
Слайд № 4. Географический диктант.
Слайд № 5. Ответы и постановка оценок.
Регулятивные УД:
-целеполагание;
-определение и понимание учебной задачи;
Познавательные УД:
а) общеучебные:
- структурирование знаний
-выделение знания и незнания
-осмысление информации
б) логические:
-формулировка проблемы
- определение понятий
РегулятивныеУД: выделение усвоенного ранее,
коррекция, контроль с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, оценка.
Коммуникативные УД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Изучение нового материала.
Подводит итоги.
Рефлексия.
Домашняя работа.
10 мин.
10 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
- Рассказ учителя: «Природа Русской равнины разнообразна: это низменности, покрытые тундрой, поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и леса. Наиболее характерная особенность природы – это хорошо выраженная зональность ландшафтов».
- Учитель делит обучающихся на группы.
- Дает задание группам, оформленное на карточках.
- Слушает выступление групп, уточняет ответы.
- Учитель дает задание классу: Внимательно прослушайте сообщения и составьте один вопрос классу?
Обсуждение вопрсов. Оценивает индивидуальные выступления обучающихся и работу в группах.
Учитель предлагает закончить предложения:
Сегодня я узнал …
У меня получилось …
Урок дал мне для жизни …
Над чем надо еще работать…
Дает дифференцированные задания:
На оценку «5» - Сообщение по памятникам природы Русской равнины.
На оценку «4» - Составить 5 вопросов со словом «Почему» с ответами.
На оценку «3» - Прочитать параграф 28 и ответить на вопросы устно.
Слушают.
Делятся на группы, распределяют обязанности в группе.
Выполняют задание:
1 группа – Тундра и Лесотундра;
2 группа – Леса;
3 группа – Лесостепи и степи;
4 группа – Пустыни и полупустыни.
- Выступают, дополняют и делают выводы. Оценивают работу групп.
- Выступление двух обучающихся с сообщениями о Карелии, Мшарах.
- Остальные обучающиеся составляют вопросы.
Участвуют в обсуждении, формулируют выводы.
Выбирают два предложения, заканчивают их и записывают на листочках.
Выбирают задание и записывают в дневник.
Групповая работа.
Индивидуальная работа.
Слайд № 6. Закончите предложения.
Слайд № 7. Домашнее задание.
Регулятивные УД:
-саморегуляция
Познавательные УД:
а) общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осмысление задания,
-смысловое чтение
б) логические УД:
-анализ;
-рассуждение;
- построение логической цепи
рассуждений;
- критериев для сравнения;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
Коммуникативные УД
- совместный поиск информации;
- точное выражение мыслей;
а) общеучебные УД:
-выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
б) логические УД:
-классификация объектов;
-анализ объектов;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные УД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Кандалакшский залив; Колгуев; Приволжская возвышенность; Тиманский кряж; реки: Печора, Северная Двина, Нева, Кама, Москва, Ахтуба, Дон; озёра: Ладожское, Псковское, Селигер.
Приложение №2
Географический диктант
Русская равнина расположена на…..(древней платформе)
На Кольском полуострове и в Карелии находится на поверхности фундамента это – …(Балтийский щит)
На рельеф северной части Русской равнины большое влияние оказало…(Древнее оледенение)
Отполированные ледником скалы образуют рельеф…(Бараньи лбы)
Холмы образованные из прессованного ледником материала.(Моренные гряды)
Климат Руссой равнины. (Умеренно-континетальный)
Большое влияние на климат равнины оказывает…(Атлантический) океан, т.к. в умеренных широтах преобладает…(западный перенос воздушных масс)
Река берёт начало на Валдае, впадает в Каспийское море. (Волга)
Приложение №3
Групповая работа
1группа: Тундра и лесотундра.
1). Определите, чему равен коэффициент увлажнения в тундре, температура января, июля, годовое количество осадков?
2). По гербарию назовите растения тундры.
3). Почему в тундре не растут деревья?
4). Почему растения многолетние?
5). Как называется климат тундры?
2 группа: Леса
Какие породы деревьев распространены на Русской равнине (Еловые и сосновые леса)
Определите показатели коэффициента увлажнения средних температур января и июля, годовое количество осадков.
По гербарию найти растения леса
Что такое полесье?
Чем заняты полесья?
3 группа: Лесостепи и степи
Какое влияние на природу лесостепей оказало вмешательство человека?
Определите, как изменяются коэффициент увлажнения средних температур января, июля, годовое количество осадков?
Какие ландшафты сейчас преобладают в степи? Почему?
Какие почвы преобладают в степи?
Почему в степи не растут деревья?
4 группа: Полупустыни и пустыни
Чему равен коэффициент увлажнения в полупустыни и пустыне? Определите температуру января, июля годовое количество осадков.
Могут ли в полупустыне расти деревья?
Чем объяснить быстрое разрушение горных пород в пустыне?
Почему на саксауле (дерево пустыни) образуется за год насколько годовых колец?
Как растения и животные приспособились к засушливому климату пустыни?
Приложение №4
Сообщения учащихся
Карелия
2
Интереснейший край! Он занимает 173 тыс. км . «Страной дикой и пустынной» называл Карелию сосланный туда в 1826г. декабрист Ф.Н. Глинкин. Но есть и другое мнение, другое названия, звучащие романтично и зовущее: «страна голубых озёр», «край непуганых птиц». Карелия – это леса на грубых супесях, переполненных валунами, которые зимой засыпаны снегом, а летом утопают во мхах. Это бесчисленные небольшие озёра, окруженные таинственными и жуткими болотами. Это гигантские озёра – моря, берега которых усеяны гранитными глыбами. Это быстрые речки с прозрачной коричневой водой и живописные скалы, сглаживание ледниками – «бараньи лбы». Надо упомянуть ещё о том, что летом леса переполнены комарами и мошкой, к которым на открытых пространствах присоединяются слепни, а сочетание валунов, упавших стволов деревьев и насыщенного водой мха не способствует лёгким прогулкам. И все-таки притягательная сила северной природы так велика, что снова и снова возвращаешься к спокойным и лирическим ландшафтам Карелии.
Мещёры (Мшары)
К северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, лежат громадные мещерские болота – мшары. Это заросшие в течении тысячелетий озёра. Они занимают площадь в 300 тысяч га.
Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера – «материк» - с его грустным сосновым лесом. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, - бывшие острова. На «островах» ночуют лоси.
Идти по мшарам трудно. Идти приходится по кочкам, между кочками, там, где кислая рыжая вода, торчат острые, как колья, корни берёз. Мшары заросли сфагнумом, брусникой, кукушкиным льном. Нога тонет в зелёных и сырых мхах по самое колено. За 2 часа проходишь только 2 километра. Человек, перелезая через завалы, обдираются до крови.
Озёра окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти и в нескольких метрах и не заметить воды. Местные жители рассказывают, что в бессолнечные дни люди кружили в мшарах на одном месте по нескольку суток.