kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Глобус-модель земного шара"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить понимание учащимися о шарообразности Земли. Способствовать формированию понятий: "глобус-модель Земли", "океан", "материк", "экватор" и тд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Глобус-модель земного шара"»

География 6 класс.

Учитель: Брыкова Н.М.


Тема: «Глобус - модель земного шара».

Цели и задачи урока:

- Закрепить понимание учащимися о шарообразности Земли.

- Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.

- Способствовать формированию понятий: «глобус-модель земного шара», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».

- Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.

- Развивать мышление, внимание, память,, расширять словарный запас,кругозор учащихся.

- развивать кругозор, картографические навыки;

- воспитывать интерес к предмету, любознательность, самостоятельность.


Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, контурные карты.


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Сегодня на уроке географии, мы с вами совершим небольшое путешествие.

Начинается урок,

И пойдет он всем нам впрок,

Постарайся все понять,

Учись тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Проверка домашнего задания.

- Но прежде чем начать наше путешествие, нам необходимо ответим на вопросы:

- Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

- Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе? (12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

- Что такое звезда?

- Что такое солнечная система?

- Что такое планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы).

- Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

- Какие планеты солнечной системы вы знаете?

III. Сообщение темы урока. Работа по теме урока.

Отгадайте загадку

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)


Рассказ учителя.

- Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? ( Круглый, шарообразный, шар.)

- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.

Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он былиз телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

- А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

- Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый.

Что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

1. Итак, вспомните, какими были представления о форме Земли у древних народов: греков, римлян, египтян?

2. Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.)

3. Так какова же форма Земли? (Шар.)

4. На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?

5. Найдите на глобусе экватор. Длина его 40 000 км. Длина окружности Земли равна 40 тысяч км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком – примерно 5 лет.

6. Чему равен радиус Земли? (6378 км.)

Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планеты вокруг своей оси. Радиус Земли в районе полюсов равен примерно 6356 км. Что на 21 км меньше радиуса экваториального.

Дополнительный материала:

- Голубой, синий цвет -это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет- это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.(Происходит смена дня и ночи).

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа

- Сейчас мы с вами переместимся в космическую лабораторию и проведём несколько исследований. Перед этим прошу вас разделиться на 2 группы. Практическая

- Найди на глобусе Москву. Наклейте бумажку.

- Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

- Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

- Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

- Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

- Если вы выполнили задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. (Эта линия называется ЭКВАТОР).

- Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

- Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки).

- Кто знает их названия? ( Они называются полюса. Сверху -северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида)).

- На какой полюс показывает стрелка компаса? (Северный).

- Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

где там Север, а где Юг.

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

- Какие ещё есть линии на глобусе?( На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии).

- Есть ли такие линии на земле? (Таких линий на Земле нет).

- Как называются линии на глобусе, которые, как пояски? (Параллели).

- А как называются линии, которые идут сверху вниз? ( Меридианы).

- Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

VI. Работа на контурной карте

VII. Закрепление изученного материала.- Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать.


Модель Земли - _________________ .

Это слово в переводе с латинского означает_____________.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков.

Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

- Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю. О чём говорят нам последнее предложение?


Чтение учителем стихотворения

«Ты береги нас».

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

- Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

VIII. Домашнее задание.

П.8

- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

IX. Итог урока:

- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- А что же такое глобус?

- Вам понравился урок?
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока "Глобус-модель земного шара"

Автор: Брыкова Наталья Михайловна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства