УМК по географии: Герасимова Т.П.
Тема урока | РАЗНООБРАЗИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (вид: экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей») |
Цель | формирование представления об организмах как объектах природы, закономерностях их географического распространения по поверхности Земли. |
Задачи | Образовательные: обеспечить усвоение знаний о факторах распространения и разнообразии живых организмов на Земле. Сформировать умения проектной деятельности (определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, презентовать результаты работы). Развивать картографические умения на основе анализа карт атласа. | Развивающие: развивать мотивационные качества учащихся, творческие способности учащихся, их познавательную активность в ходе проектной деятельности (определение путей решения поставленной проблемы, умение правильно применять теорию для анализа и решения учебной задачи). Развивать мыслительные способности: раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать, делать выводы. Совершенствовать умения работы с источниками знаний (экскурсионными объектами, атласом, доп. литературой, Интернет-источниками). Развивать коммуникативные навыки работы в группах. | Воспитательные: Продолжить формирование культуры общения в процессе групповой работы. Осуществлять экологическое воспитание на основе бережного отношения к природе. Воспитывать ответственность за результаты учебного труда. |
Образовательные ресурсы | Образовательное пространство парка флоры и фауны «Роев ручей», ресурсы сети Интернет, карты атласа, инструкции для выполнения проектов. |
Методы обучения | Метод проектов. |
Основные понятия | Биосфера, природные зоны, широтная зональность, высотная поясность. |
Планируемые результаты |
Предметные УУД Приобретение знаний о животном и растительном мире природных зон. Овладение умениями наблюдать объекты природы, объяснять и описывать их признаки, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и условиями их местообитания; работать с разными источниками географической информации, применять географические знания в повседневной жизни. | Метапредметные УУД Познавательные Овладение навыками проектной деятельности, освоение практики учения на предметном содержании разных учебных дисциплин (биологии, географии). Приобретение умений работы с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать объекты, явления по заданным критериям. Коммуникативные Приобретение умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности. Регулятивные Приобретение умений ставить, сохранять учебную задачу под руководством учителя, планировать и осуществлять свою деятельность; прогнозировать результаты уровня усвоения изученного материала и организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию. | Личностные УУД Сохранение мотивации к учебной деятельности; развитие познавательного интереса к новому материалу; овладение экологической культурой, культурой общения (коммуникативной компетентности); формирование способности к адекватной самооценке. |
Ход урока.
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Деятельность учителя | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учащихся | Формы контроля |
Познавательная | коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 этап. Подготовительный. Мотивация к учебной деятельности. |
Выработка у учащихся на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению учебной деятельности. | Посещает парк «Роев ручей». Выбирает объекты экскурсии (представителей флоры и фауны), на которых можно наиболее наглядно осуществить изучение типичных представителей разных природных зон. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Объявляет тему экскурсии, разделяет учащихся на группы, дает задание каждой группе ознакомиться с обитателями 1 группа – арктических пустынь; 2 группа – тундры; 3 группа – лесной зоны умеренного пояса; 4 группа – степей; 5 группа – пустынь; 6 группа – саванн; 7 группа – влажных экваториальных лесов. Выяснить, как живые организмы приспособились к условиям обитания. | Фронтальная | На предшествующем экскурсии уроке получают опережающее задание, позволяющее им теоретически подготовиться к выполнению экскурсионных заданий. Делятся на группы. | Самостоятельно находить нужную информацию из различных источников. | Взаимодействуют с учителем и между собой во время обсуждения, осуществляемого во фронтальном режиме. | Участвовать в общей беседе, слушать собеседника. | Прикладывают волевые усилия для осуществления учебной деятельности. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Записи в тетрадях. |
2 этап. Организационный. |
Создать психологический настрой на продуктивную работу, обозначить цель экскурсии, организовать познавательную деятельность учащихся. | Сообщает учащимся о цели мероприятия (на примере обитателей парка «Роев ручей» познакомиться с обитателями разных природных зон). Настраивает на плодотворную работу. Напоминает учащимся этапы работы над проектом, который будет ими создан в результате экскурсионной работы: 1.Определение темы. 2.Проблема проекта («Почему?» актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация 3. Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект). Целеполагание. 4.Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем). Постановка задач. 5. Методы и способы «Как?» (мы это можем сделать). Выбор способов и методов. Планирование. 6. Результат «Что получится?» Ожидаемый результат. 7. Публичная защита проекта. С правилами оформления проекта дети могут ознакомиться в приложении 1,(раздаточный материал). Проводит инструктаж по соблюдению техники безопасности учащимися. | Фронтальная, затем групповая работа | Осуществляют личностное присвоение проблемы, распределяют роли в группе, выбирают маршрут (каждая группа самостоятельно), планируют работу, согласуют с учителем план работы над проектом, выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов. Расписываются в листе инструктажа по правилам поведения во время экскурсии. | Осознавать познавательную задачу. Формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Слушают инструкции учителя, задают уточняющие вопросы. Участвуют в обсуждении в группе: распределяют функции для решения совместной задачи, согласуют алгоритм ее решения. | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Осуществляют целеполагание, планирование своей деятельности, контроль и взаимоконтроль. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия. | записи |
3 этап. Основной. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, выполнение проекта. |
Создать условия для осуществления детьми проектной деятельности. | Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом, консультирует в случае необходимости. | Групповая работа | Каждая группа движется по выбранному ей маршруту, предварительно согласованному с учителем, проводит отбор информации (выбирая только представителей флоры и фауны, обитающих в их природной зоне), изучает о них информацию. Работают над проектом, оформляют письменный отчет. | Проводить наблюдение природных объектов. Самостоятельно находить нужную информацию из разных источников, выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Взаимодействуют с учителем. | Осуществлять совместную деятельность в группах. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему мнению. Учитывать другие мнения. | Реализуют поставленные задачи. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Осуществлять действия по реализации плана. Контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их решения. | Фото-видеоматериалы, записи для создания проекта. |
4 этап. Итоговый. Рефлексия. Домашнее задание. |
Обобщить результаты работы на экскурсии, выявить и устранить затруднения, оказать консультационную помощь при подготовке к защите проектов. | Подводит итоги экскурсии в ходе беседы: - Удалось ли вам решить на экскурсии поставленные задачи? - Какие проблемы возникали при выполнении задания? - Достаточно ли у вас информации для написания проекта? -Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме? Консультирует в случае возникновения затруднений. Комментирует домашнее задание: оформить проект и презентовать его на следующем уроке (желательно использовать фото- и видеоматериалы, сделанные учащимися на экскурсии). В качестве продукта проектной деятельности может быть видеофильм, презентация, экскурсия, буклет. Обязательно указать черты приспособления живых организмов к обитанию в той или иной природной зоне. | Фронтальная работа | Делятся впечатлениями об экскурсии. Участвуют в беседе. Уточняют неясные моменты по содержанию экскурсионного материала, форме его представления. Записывают домашнее задание в дневники. | Делать обобщения, выводы, анализировать. Осуществлять самооценку и рефлексию учебной деятельности. | Взаимодействуют с учителем и между собой во время обсуждения, осуществляемого во фронтальном режиме. | Строить речевое высказывание. Участвовать в общей беседе. Задавать вопросы. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Вносят коррективы. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание). | Вносить необходимые коррективы. Прогнозировать результат своей деятельности. | Устные ответы. |
5 этап. Презентация проектов (на следующем уроке) |
Продолжить формирование умений представления результатов проектной деятельности. Обобщить полученные результаты. | Организует защиту проектов, устанавливает регламент презентации (не более 5 – 7 мин.), последовательность выступления групп, слушает, задает вопросы: - какой была цель исследования? - какие ставились задачи? - какие гипотезы проверялись? - какие использовались методы и средства исследования? - каким был план исследования? - какие результаты были получены? - какие выводы сделаны по итогам исследования? - что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении? Также задает вопросы по тематическому содержанию проектов: - Назовите факторы, определяющие распространение организмов на Земле? -Можно ли по внешнему виду животного определить его обитание в той или иной природной зоне? - Какие из животных занесены в красную книгу? -Какие природные зоны выделяют на земной поверхности? - Почему происходит смена природных зон? - В какой природной зоне находится наш город? Обобщает и резюмирует полученные результаты. | Фронтальная работа. | Каждая группа представляет результаты работы над проектом (продукт своей деятельности), описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве экспертов при защите других групп. | Строить речевое высказывание в устной и форме. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, выводы. | От каждой группы один выступающий презентует результаты проектной деятельности. Остальные участники группы могут дополнять его выступление, отвечать на вопросы. | Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Участвовать в общей беседе. Слушать и отвечать на вопросы других. | В ходе заслушивания выступлений остальные учащиеся контролируют достоверность и полноту представленной информации. По мере необходимости вносят коррективы. | Контролировать процесс и результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения. | Устные ответы |
6 этап. Рефлексия деятельности. |
Научить учащихся соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности. | Совместно с учащимися подводит итоги работы. Подводит детей к оценке своей деятельности в ходе беседы: - Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом? - Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести? - Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему? - Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом? - Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему? - Насколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт? - Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории? - Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты? - Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем? | Фронтальная работа | Участвуют в коллективном самоанализе проекта. Оценивают самостоятельность работы над проектом, значимость темы, полноту раскрытия темы, артистизм и выразительность выступления, степень раскрытия содержания проекта в презентации, использование средств наглядность, ответы на вопросы. | Осуществлять самооценку и рефлексию учебной деятельности. Проводить анализ выполнения учебной задачи. | Взаимодействуют с учителем и между собой во время обсуждения, осуществляемого во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы. | Участвовать в общей беседе. Строить речевое высказывание, обосновывать свою точку зрения. | Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. | Адекватно оценивать свои достижения. | Устные ответы |
Оформляется на листах А 4. Шрифт Тimes New Roman 12. Интервал 1,5
Правое поле – 3 см, левое поле 1,5 – 2 см.
Страницы должны быть пронумерованы (титульный лист – первая страница, номер не ставится).
Четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации, краткость и четкость формулировок, исключающих возможность неоднозначности толкования; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений. (Презентация-10-12 слайдов).
1.Оформление титульного листа.
Указываются все разделы и подразделы работы (например1.1, 1.2, ) и страницы, где они начинаются.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Можно поставить целью:
Задача исследования - это пути, действия для достижения цели. Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
область и предмет исследования.
Список использованной литературы и других источников информации. Для материалов из Интернета указывается адрес.