kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме"Религии мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по теме "Мировые и национальные религии мира,География религий"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме"Религии мира"»


2.3. Технологическая карта урока по теме «Мировые и национальные религии. География мировых религий»

 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

7

Предмет:

География

Место урока/занятия

Мировые и национальные религии. География мировых религий

Тема урока/занятия 

Мировые и национальные религии мира. География мировых религий.


Уровень изучения:

Основное общее образование

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

Урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

гражданское воспитание: осознание единства и разнообразия культурно-исторического пространства России и мира, уважение к культуре и религиям разных народов России и мира. Формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их религиозных принадлежностей.

духовно-нравственное воспитание: формирование ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию человечества; воспитание толерантности и межконфессионального диалога

патриотического воспитание: формирование толерантного отношения к разным религиям и культурам, ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;


Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать обобщать географическую информацию (картографическую, статистическую, текстовую) для выявления географических закономерностей распространения религий; устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и современной георелигиозной ситуацией. Умение работать с различными источниками информации (карты, текст, статистика). выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи (базовые логические действия); использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания (базовые исследовательские действия); выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и туже идею, в различных источниках географической информации (работа с информацией).


Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о роли религии в современном мире; эффективно сотрудничать в группе при решении учебных задач. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.


Регулятивные УУД: планировать пути достижения цели урока; осуществлять самоконтроль и корректировку своих действий. Умение ставить учебную задачу, Планировать свою деятельность.самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений (самоорганизация); владеть способами самоконтроля и рефлексии (самоконтроль, эмоциональный интеллект); Умение работать в группе, распределять роли, принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы (совместная деятельность).




Предметные:

Знать и различать понятия: "мировая религия", "национальная религия", "традиционные верования", "география религий", "конфессия", "религиозный состав населения". Определять по карте основные ареалы распространения мировых и национальных религий. Объяснять причины определенного географического распространения религий (исторические, миграционные, политические). Составлять комплексную характеристику одной из мировых религий (по выбору). Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения важнейших географических исследований современности; Называть и показывать на карте основные ареалы распространения мировых и крупнейших национальных религий. Объяснять причины неравномерного распространения религий.

Ключевые слова: Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), национальные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.), география религий, конфессия, ареал, религиозный состав населения, межконфессиональный конфликт, религиозный центр.

 

 

 БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Создание доброжелательной атмосферы.

Демонстрируется на слайде 3-4 фотографии: Храм Василия Блаженного (Москва), Мечеть шейха Заида (Абу-Даби), Статуя Будды (Таиланд), Стена Плача (Иерусалим).

Вопросы:

1. Что объединяет эти изображения? (Это культовые сооружения, памятники религиозной культуры).

2. Как вы думаете, какую роль играет религия в жизни общества, в формировании культуры народов, их традиций и даже политики?

На основе ответов подводит к формулировке темы урока: «Мировые и национальные религии мира», «География мировых религий»






Настрой на учебную деятельность. Приветствуют учителя. Занимают свои места.

Активно участвуют в беседе, опираясь на имеющиеся знания. Выдвигают гипотезы о причинах неравномерного распространения религий (история, традиции, завоевания, миграции).

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Организует эвристическую беседу:
- Вспомните из курсов истории и обществознания, что такое религия?
- Какие религии вы знаете?
- Как вы думаете, все ли религии имеют одинаковое количество последователей и одинаковое распространение по планете?
- Почему в одних регионах преобладает христианство, а в других — ислам?
Фиксирует на доске версии учащихся, создавая "карту предположений".

Создание проблемной ситуации через организацию эвристической беседы:

- Почему знание религиозного состава населения важно для географии?

- Как религия может влиять на жизнь общества? (культура, традиции, политика).

Объясняет ключевые понятия с опорой на презентацию:

- Мировые религии (признаки: огромное число последователей, космополитизм, проповедь равенства).

- Национальные религии (преобладание в пределах одного народа/государства).

- Религиозный состав населения.


Активно участвуют в беседе, опираясь на имеющиеся знания. Выдвигают гипотезы о причинах неравномерного распространения религий (история, традиции, завоевания, миграции).

Учащиеся принимают участие в эвристической беседе, работают с источниками географической информации,


Этап 1.3. Целеполагание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает учащимся сформулировать цели урока, опираясь на возникшие вопросы.
Конкретизирует цель:

 Сегодня мы с вами станем исследователями-географами. Наша задача — изучить многообразие религий мира, научиться различать мировые и национальные религии, и, самое главное, понять и объяснить их географию.
Предлагает план-маршрут исследования:
1.Критерии и виды религий.
2.Мировые религии: "паспорт" и география.
3. Национальные религии: особенности распространения.
4. Религиозная карта мира и современные процессы.






Формулируют цели:
- Узнать, какие религии называются мировыми, а какие национальными.
- Научиться показывать на карте основные ареалы их распространения.
- Объяснить, почему они расположены именно там.
Принимают план деятельности.


БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Ввод понятий. Объясняет критерии выделения мировых религий (внеэтничность, большое число последователей, широкое распространение). Сравнивает с национальными религиями.

2. Организация групповой исследовательской работы. Класс делится на 4 группы:

- Группа 1:

"Географы-христиановеды".

- Группа 2:

"Географы-исламоведы".

Группа 3:

"Географы-буддологи".

Группа 4:

"Географы-эксперты по национальным религиям" (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм).

Задание для групп: Используя учебник, атлас (карта "Народы и религии мира"), дополнительные ресурсы (презентация, инфографика), заполните "Паспорт религии".
План

"Паспорта":
1.Название религии (для групп 1-3) / Перечень религий (для группы 4).
2.Время и место возникновения.
3.Главные центры распространения (страны, регионы).
4.Основные направления (ветви).
5.Общее число последователей (примерно).
6.Причины именно такой географии (исторические, политические).
Учитель координирует работу, консультирует, помогает.



Учащиеся распределяются по группам.
Внутри группы распределяют роли (аналитик, картограф, докладчик, секретарь).
Активно работают с предложенными источниками информации:
- Анализируют карту, выявляя ареалы распространения.
- Изучают текст учебника и раздаточные материалы.
- Систематизируют информацию, заполняют "Паспорт религии" в виде таблицы или кластера.
Готовят короткое сообщение (2-3 минуты) для представления результатов классу.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует выступление представителей от каждой группы.
После каждого выступления задает уточняющие вопросы:
- "Покажите на карте регион, где эта религия является доминирующей".
- "Почему буддизм широко распространен в Юго-Восточной Азии, но не в Индии, где он возник?"
- "Чем можно объяснить распространение ислама в Индонезии, вдали от Аравийского полуострова?"
Дополняет и корректирует ответы. По ходу выступлений заполняет на доске обобщающую таблицу "Мировые и национальные религии".



Представители групп выходят к карте, показывают ареалы распространения "своей" религии, кратко излагают основные положения "Паспорта".
Остальные учащиеся слушают, конспектируют основные сведения в тетради, задают вопросы.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Картографический практикум.
Задание на интерактивной доске (или на раздаточных контурных картах):
1. Обозначьте штриховкой разного цвета основные ареалы распространения христианства (католицизм, православие, протестантизм), ислама, буддизма.
2. Укажите стрелками основные пути распространения христианства и ислама из мест их возникновения.
3. Подпишите страны, где государственной 

а)буддизм (Таиланд, Бутан);
б)иудаизм (Израиль);
в) индуизм (Непал).

Выполняют задания на контурных картах или у доски. Работают индивидуально или в парах. Взаимопроверка.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Предлагает кейс-задание:
"Проанализируйте данные о религиозном составе населения двух регионов:
Регион А: Латинская Америка (95% - христиане, в основном католики).
Регион Б: Ближний Восток (90% - мусульмане).
Объясните, как сложилась такая ситуация с точки зрения истории и географии".




Учащиеся применяют полученные знания, устанавливают причинно-следственные связи (колонизация для Региона А, история арабских завоеваний и возникновения ислама для Региона Б).

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает решить задание ОГЭ


Задания ОГЭ по теме: «Мировые и национальные религии. География религий»

Часть 1. Тестовые задания с выбором одного верного ответа

1. Какая из перечисленных религий является мировой по распространённости?

Индуизм

Синтоизм

Иудаизм

Христианство

Ответ: 4) Христианство. [Критерий: знание критериев мировых религий (три религии: христианство, ислам, буддизм)]

2. Верны ли следующие утверждения о географии религий?

А) Ислам является преобладающей религией в странах Северной Африки.

Б) Буддизм широко распространен в странах Южной Америки.

Верно только А

Верно только Б

Верны оба утверждения

Оба утверждения неверны

Ответ: 1) Верно только А. [Критерий: умение определять ареалы распространения религий]

3. Для какой из перечисленных стран характерно преобладание православного населения?

Бразилия

Алжир

Греция

Индия

Ответ: 3) Греция. [Критерий: применение знаний о географии религий к конкретным странам]

4. Какая из национальных религий сложилась и распространена преимущественно в Японии?

Индуизм

Даосизм

Синтоизм

Иудаизм

Ответ: 3) Синтоизм. [Критерий: знание национальных религий и их связи с определенными странами и народами]

Часть 2. Задания с кратким ответом

1. Расположите религии в порядке возрастания числа последователей (начните с самой малочисленной).

Буддизм

Ислам

Иудаизм

Запишите получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 3, 1, 2. [Критерий: знание примерной численности последователей основных религий]

2. Установите соответствие между религией и страной, на территории которой находится её главный духовный центр.

РЕЛИГИЯ СТРАНА

А) Ислам 1) Ватикан

Б) Католицизм 2) Израиль

В) Иудаизм 3) Саудовская Аравия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-3, Б-1, В-2. [Критерий: знание главных центров мировых и национальных религий]

Часть 3. Задания с развернутым ответом (анализ текста и карты)

1. Прочитайте текст и выполните задание.

(Текст, аналогичный тем, что используются в ОГЭ)

«Буддизм — одна из древнейших мировых религий, возникшая в VI веке до н.э. на севере Индостана. Из своего первоначального центра религия широко распространилась по Азии. Особенно сильное влияние буддизм оказал на культуру, искусство и систему ценностей народов Юго-Восточной и Восточной Азии. Сегодня самые большие по численности общины буддистов находятся в странах Индокитая, Китае, Японии, а также в некоторых регионах России, таких как Бурятия, Калмыкия и Тыва».

Задание 1. Объясните, почему буддизм, возникнув в Индии, не стал там основной религией, но широко распространился в других регионах Азии.

Пример ответа:

«После возникновения буддизма в Индии его вытеснил индуизм, который был более традиционной и укорененной религией для большинства населения. Широкому распространению буддизма в Юго-Восточной и Восточной Азии способствовали торговые пути, миграции населения, а также активная миссионерская деятельность, в результате чего учение было воспринято местными культурами и адаптировано ими».

Критерии оценивания:

Указана причина ослабления позиций буддизма в Индии (конкуренция с индуизмом) — 1 балл.

Указаны факторы распространения в Азии (торговля, миграции, миссионерство) — 1 балл.

Ответ представлен в виде связного текста — 1 балл.]

Задание 2. Используя карту «Народы и религии мира» в атласе для 7 класса, определите, для какой из перечисленных стран буддизм является государственной религией.

Таиланд

Индонезия

Филиппины

Иран

Ответ: 1) Таиланд. [Критерий: умение работать с тематической картой]

2. Рассмотрите карту (мысленное представление карты «Религии мира»).

Задание. Определите, для какого из регионов, обозначенных на карте цифрами, характерно преобладание мусульманского населения.

Регионы:

Восточная Европа

Северная Африка

Южная Америка

Восточная Азия

Ответ: 2) Северная Африка. [Критерий: умение «считывать» и анализировать информацию с тематической карты]

Эти задания позволяют проверить:

Знание фактологии (что такое мировые и национальные религии).

Понимание географии (распространение по регионам и странам).

Умение работать с картографическими и текстовыми источниками.

Способность анализировать и объяснять причинно-следственные связи (почему религия распространена именно в этом регионе).

Определите страну по религиозному составу

Задание. В стране около 70 % православных, 6 % католиков, 6 % протестантов, 18 % не определили вероисповедание. Назовите страну.

Ответ: Россия.

Пояснение: Такой религиозный состав характерен для России, где православие является исторически доминирующей конфессией, но есть и значительные группы других христианских направлений, а также неверующие.

Сравните религиозный состав двух стран

Задание. Сравните религиозный состав Бразилии и Индонезии. В чём сходства и различия?

Пример ответа:

Бразилия: преобладает католицизм (около 80 %), есть протестантские общины.

Индонезия: преобладает ислам (около 88 %), есть христианские (протестанты и католики) и другие меньшинства.

Сходство: обе страны многоконфессиональны, но имеют явное доминирование одной религии.
Различие: в Бразилии доминирует христианство (католицизм), в Индонезии — ислам. Это связано с историей колонизации: Бразилия была португальской колонией (католики), а Индонезия находилась под влиянием арабских и индийских мусульманских торговцев и миссионеров.











Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает кейс-задание:
"Проанализируйте данные о религиозном составе населения двух регионов:
Регион А: Латинская Америка (95% - христиане, в основном католики).
Регион Б: Ближний Восток (90% - мусульмане).
Объясните, как сложилась такая ситуация с точки зрения истории и географии".



























Учащиеся применяют полученные знания, устанавливают причинно-следственные связи (колонизация для Региона А, история арабских завоеваний и возникновения ислама для Региона Б).



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проводит блиц-опрос или интерактивный тест для быстрой проверки усвоения ключевых понятий.
Примеры вопросов:
1. Какая из перечисленных религий является мировой? (а) индуизм; б) синтоизм; в) христианство; г) иудаизм).
2. Укажите страну, где большинство населения исповедует православие.
3. Установите соответствие: Религия — Регион распространения.


Индивидуально отвечают на вопросы. Проводят самопроверку по ключу.







 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Предлагает выполнить тестовую работу. выполнение работы 5 минуты. Проверка с помощью ключа на доске.

 

Решают тест.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



Возвращается к целям урока и "карте предположений".
- Что нового мы узнали сегодня?
- Смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
Предлагает продолжить фразы:


- "Сегодня на уроке я узнал(а)..."

- "Было интересно..."

- "Я научился(ась)..."

- "Мне было трудно..."










Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Участвуют в обсуждении, делятся своими впечатлениями, анализируют, что у них получилось, а что вызвало затруднения. Оценивают свой вклад в работу группы.

Этап 5.2. Домашнее задание

Изучение §2, ответить на вопросы в конце параграфа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Домашнее задание


Базовый уровень:

Изучить соответствующий параграф учебника. На контурной карте окончательно оформить ареалы распространения религий.

Повышенный уровень (на выбор):

1. Подготовить презентацию или эссе на тему: "Роль религии в формировании культурного ландшафта региона" (на примере любой страны или города).

2. Составить кроссворд (не менее 15 слов) по ключевым понятиям темы.


Записывают домашнее задание, уточняют детали.

 

 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме"Религии мира"

Автор: Маковецкая Анжела Михайловна

Дата: 21.11.2025

Номер свидетельства: 677495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства