Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: АПК. Растениеводство.»
Конспект урока географии в 9 классе
Учитель: Трифонова Г.И.
Тема: Растениеводство
Класс: 9 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей растениеводства России.
Задачи:
помочь учащимся осознать значение растениеводства в хозяйстве страны, его современных проблемах;
обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «зерновое хозяйство», «технические культуры», «АПК»;
организовать деятельность учащихся по выявлению основных районов выращивания зерновых и технических культур;
содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения, проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает:
усвоение содержания понятий и терминов «АПК», «Растениеводство», «зерновые и технические культуры»;
выявление взаимосвязи культуры и продукции с экологическими показателями ( t, типами почв и распределения осадков);
определение тенденций в развитии растениеводства России, его связи с другими межотраслевыми комплексами.
Планируемые результаты.
Предметные: Проводить сравнительный анализ сельскохозяйственных угодий России и сельскохозяйственных угодий других стран (регионов), комментировать полученные результаты.
Выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.
Определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур. Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых, технических культур.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные:формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку и я желаю вам, чтобы вы были старательными, активными и внимательными.
Стоя приветствуют учителя.
Актуализация
Вспомним, какие отрасли мы изучили?
Что объединяет эти отрасли?
Отвечают: ТЭК, Машиностроение, металлургия
Они относятся к промышленности.
Целеполагание,
Планирование
Ситуативное задание: внимание на сл.1
1. Астраханские арбузы - так только называются, на самом деле их выращивают в Волгограде.
2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой
промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои малокалорий, но много витаминов и других полезных веществ.
3. В Белгородской области появится новая отрасль – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука.
4. Занятых в отрасли - всего 6,3 млн человек.
5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.
Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся.
Как назовём тему урока? Сл.2
Предлагает обучающимся составить план (вопросы), над которым будем работать на уроке. Сл. 3
Формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо узнать.
Составляют план урока.
Изучение нового материала
Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.
Учительорганизует усвоение понятия «АПК». Проблема: Каков состав агропромышленного комплекса России?
Задание 1. Запись определения АПК текст стр. 63
Почему растениеводство относят к первичному сектору
хозяйства?
Какую функцию выполняет растениеводство?
Задание 2. По слайду 9. Заполнить схему в раб. Листе.
По тексту учебника составьте схему состава растениеводства.
1.Проанализируйте рисунки стр.58
Проанализируйте диаграммы рис.1.3.5.
2.Назовите причины различий.
Практическая работа №5
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.(работа в группах 1-я группа зерновые, 2-я технические культуры)
Учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе.
Заполняют схему в р.л.
Работа с диаграммами рис.1.3.5
Выполняют практическую работу.
Закрепление полученных знаний
Выполните Тест
Выполняют тест
Самооценка в листах оценивания
Подведение итогов урока. Рефлексия
Благодарит ребят за сотрудничество на уроке
Учащиеся вспоминают и рассказывают, что нового узнали на уроке.
Заполняют лист самооценки.
Домашнее задание
Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание
Районы
выращивания
Зерновые
культуры
Технические
культуры
Тундра
-
-
Тайга и смешанные
леса.
Рожь, ячмень.
Лен, картофель.
Широколиственные
леса и лесостепи.
Пшеница, ячмень, овес, просо.
Сахарная свекла.
Степи.
Пшеница, кукуруза, гречиха.
Подсолнечник, сахарная свекла, горчица.
Полупустыни и пустыни.
Ячмень, пшеница.
-
Рабочий лист по теме: __________________________________________________________________
Практическая работа № 5
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.
Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.
Ход работы:
1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.