- обучающиеся смогут называть виды ледников, их особенности, делать математические расчеты изменения температуры воздуха с высотой; называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле;
- обучающиеся смогут объяснять причины образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность;
- обучающиеся смогут задуматься о роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | УУД |
1 | Организационный этап. | Учитель. Приветствует учеников. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Урок мы начнем словами Антуан де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете». О каком удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Учитель. Мы продолжаем знакомство с гидросферой, с водами суши. | Настраиваются на предстоящую работу. Ученики говорят, что речь идет о воде. | фронтальная | регулятивные Формирование умения организовать свою деятельность. |
2 | Проверка домашнего задания | Учитель. Проведем устную географическую зарядку. На экране презентации показаны координаты географических объектов картах. 49⁰с. ш., 45⁰в. д. – река Волга; 52⁰с. ш., 107⁰в. д. – озеро Байкал; 3⁰ю. ш., 60⁰з. д. – река Амазонка; 8⁰ю. ш., 30⁰в. д. – озеро Танганьика; 61⁰с. ш., 32⁰в. д – озеро Ладожское; 20⁰с. ш., 31⁰в. д – река Нил. 2. Индивидуальный опрос по карточкам: Карточка №1 Какие озера называют сточными и бессточными? Приведите примеры. Укажите самые обширные заболоченные территории мира и России. Карточка №2 Приведите пример вулканического озера. Где образуются такие озера? В чем значение болот в природе? Карточка №3 Перечислите условия образования подземных вод. Объясните, почему бессточные озера, как правило, соленые? 3. Учитель проводит устную беседу. Фронтальный опрос: (Проводится после географической зарядки) 1.Что такое озеро, подземная вода? 2. Назовите виды подземных вод. 3. Что такое источник? Где он образуется? 4. Как на физических картах обозначают болота? 5. Покажите на карте самое соленое озеро в мире, почему оно имеет такое название? 6. Какое влияние человек оказывает на внутренние воды суши (озера, болота, подземные воды)? | . Ученики по атласу определяют их местоположение озер и рек, их название, сообщают учителю, затем выходят к доске и показывают их на физической карте. Трое учеников письменно, индивидуально работают по карточкам, затем сдают листы с ответами на проверку учителю. Ученики устно отвечают на вопросы учителя после географической зарядки. | Фронтальная, индивидуальная | коммуникативные взаимодействуют с учителем во время опроса Предметные определять географическое положение объектов гидросферы; называть особенности озер, болот, подземных вод; определять виды озер, условия образования подземных вод, показывать озера, обширные заболоченные территории мира и России. Личностные осознавать ценность полученных знаний о разнообразии внутренних вод суши (озер, болот, подземных вод) как важнейших компонентов природы и объектов использования в хозяйственной деятельности. Заложить основы экологической культуры. |
3 | Актуализация знаний. | Учитель .Этот вид внутренних вод находится в твердом состоянии. Как вы думаете, каким внутренним водам мы посвятим урок? | Ученики. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, предполагают цели и задачи, отвечая на вопросы учителя. | | регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять тему урока, цель учебной деятельности коммуникативные умение точно выражать свои мысли, взаимодействуют с учителем во время беседы. |
4 | Изучение нового материала | 1.Как и где образуются ледники. Учитель ведет беседу с учениками, демонстрируя на слайдах изображения ледников, и предлагает учащимся вспомнить: - Что такое лед? Где могут образовываться ледники? - Какие условия необходимы для образования ледника? - Почему ледник не образуется в Ростовской области? Используя, текст учебника, найдите ответы на вопросы: - Какая доля гидросферы приходится на ледники? - Где сосредоточены крупнейшие ледники? Как они показаны на карте. - Как ледники воздействуют на климат? - Какова роль ледников в хозяйственной деятельности людей? | Ученики отвечают на вопросы. Показывают на карте территории, покрытые ледниками. После полученных ответов ученики делают вывод. Ученики. Ледник – это скопление льда на суше, они возникают в полярных областях и в горах, там, где весь год температура воздуха низкая. Зимой здесь выпадает больше снега, чем тает летом. Современные ледники покрывают более 11% площади суши и в них законсервировано около 75% пресных вод. Оледенение есть на всех материках, кроме Австралии. Но крупнейшие ледники сосредоточены в Антарктиде и на острове Гренландия. Они оказывают охлаждающее влияние на климат. Если все современные ледники в результате потепления климата растают, то уровень воды в Мировом океане станет на 75 м выше и будет затоплена значительная часть обитаемой суши. | Фронтальная, парная, Индивидуальная работа | Личностные: осознавать ценность полученных знаний о разнообразии внутренних вод суши (ледников, многолетней мерзлоты) как важнейших компонентов природы и объектов использования в хозяйственной деятельности; владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. Метапредметные: решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность; ставить учебные задачи, вести самостоятельный отбор информации, представлять ее с помощью схем; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; считаться с мнением другого человека. Предметные: объяснять причины образования, виды ледников, современное их размещение, знать объем пресной воды в ледниках. Показывать географическое распространение многолетней мерзлоты, анализировать их воздействие на хозяйственную деятельность человека. Работать с картами и другими источниками информации. |
| 2.Снеговая линия. Учитель. На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ экватора. (Демонстрируется слайд с изображением вулкана Килиманджаро). У подножия этого потухшего вулкана температура воздуха +25⁰С. Учитель ведет беседу: - Почему же на вершине этой горы находится ледник? - Что происходит с температурой воздуха при подъеме в горы? (На каждые 1000 м. температура воздуха понижается на 6⁰С). Практическая работа. Учитель просит рассчитать, какая температура воздуха будет на вершине Килиманджаро, определить высоту вулкана, на которой образуется ледник. | Практическая работа. Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту. Делают математические расчеты температуры на вершине вулкана и высоты, на которой образуется ледник. Записывают в тетрадь. Проходит взаимопроверка. Проверка результатов со слайдом презентации. Ученик у доски делает вывод: Снеговая линия – это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. Снеговая линия в Антарктиде, на острове Гренландия, на арктических островах, местами лежит на уровне моря. | Практическая работа фронтальная. Индивидуально один ученик у доски. |
| 3.Типы ледников. Учитель. Выполните задания в рабочей тетради к учебнику, заполните схему 56, используя учебник §51. | Ученики выполняют задание в рабочей тетради к учебнику, используя учебник §51, заполните схему 56 «Типы ледников» страница 50. Рассматривают в учебнике рисунок 172 «Схема движения ледникового покрова» и читают на странице 216 о движении ледника. | Фронтальная работа Индивидуальное выступление по опережающему заданию |
4. Айсберги. Учитель. Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов. (Демонстрируется слайды с изображением айсбергов). Учитель предлагает выполнить задание 57 в рабочей тетради, используя учебник на странице 216. Задание - закончите предложение. | Закончите предложение. Плавающие ледяные горы называются айсбергами. Они образуются в результате того, что ледники Антарктиды и Гренландии сползают в океан, откалываются под собственной силой тяжести. |
| | Многолетняя мерзлота. Учитель предлагает ученикам посмотреть видео - фильм о многолетней мерзлоте, послушать сообщение ученика по опережающему заданию. Проходит беседа, что из увиденного и сделанного сообщения они знали, что узнали нового. | Ученики рассматривают рисунок 174 в учебнике «Современное распространение многолетней мерзлоты». Ученик делает сообщение по опережающему заданию о воздействии многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность человека. | Индивидуальное выступление по опережающему заданию. Фронтальная работа | Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, работа с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информационных технологий. |
5 | Первичная проверка понимания и первичное закрепление | Учитель предлагает ученикам устную игру «Отгадай зашифрованное слово». | Учащимся на слайде предлагается кроссворд, он состоит из шести слов по вертикали, отгадав которые дети получат зашифрованное слово. (Ледник). Затем ему ученики дают определение. | Устная фронтальная работа | Коммуникативные представление информации в устной форме познавательные создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний, анализ и работа с картографическим материалом и рабочей тетрадью. Регулятивные Взаимоконтроль, самооценка |
6. | Закрепление изученного материала | Учитель предлагает выполнить самостоятельно задания в рабочей тетради, при затруднениях можно использовать учебник. Затем проводится взаимопроверка. -
| Ученики выполняют самостоятельно задания в рабочей тетради, используя учебник при затруднениях. Затем проводится взаимопроверка, самооценка | Письменная работа в рабочих тетрадях, взаимопроверка, самооценка |
7 | Рефлексия | Учитель на слайде представляет не законченные предложения: Сегодня на уроке мне… Меня особенно удивило то, что… До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… Было бы хорошо, если бы… Мы нашли подтверждение... | Ученики устно продолжают предложения, проводят осмысление УУД на уроке | Устная фронтальная работа | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли познавательные создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний личностные осмысление учащимися своих действий на уроке, самооценка |
8 | Подведение итогов и выставление оценок, домашнее задание | Учитель подводит итог, выставляет оценки, комментирует их. Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце § 51 учебника; объекты выделенные курсивом уметь показывать по карте; составить сообщение, используя ресурсы Интернета «Опасные явления в гидросфере» | Ученики записывают домашнее задание, выставляют оценки. | Индивидуальная работа |