Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии по теме Европейский Север.Общие сведения.»
Тема Северный экономический район. Общие сведения.
Цели урока: формирование представлений об истории формирования региона, особенностях его географического положения и особенностях природы , формирование умений и навыков работы с УМК; обозначить субъекты экономического района и их центры на контурной карте.
Формы и методы обучения Методы: объяснительно – иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные термины и понятия: Европейский Север,Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия и Коми, русский Север, Белое море, Баренцево море, Мурманск, Северный морской путь.
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные УУД:
- называть особенности ЭГП района;
- иметь представление о составе СЭР.
2.Познавательные УУД:
- извлекать информацию из текста параграфа и экономической карты района;
- систематизировать информацию, представляя ее в виде краткой записи
- устанавливать причинно-следственные связи;
3.Регулятивные УУД:
- ставить цель и достигать результат;
4.Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное место и взаимодействие в группе
- аргументировать свое мнение;
- Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Образовательные ресурсы : учебник Е.М. Домогацких, Н. И .Алексеевский, Н. Н. Клюев. География. Население и хозяйство России. 9класс.Атласс России 9 класс. Презентация. Настенная политико-административная карта России.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Организационный
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. -Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке.
- Проверьте, все ли у вас готово к работе.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
II
Актуализация знаний
Целеполагание.
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:
- сформулировать цели урока.
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
- формировать у обучающих логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока.
Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Стр. 204. Вспомните
- прочтите еще раз тему нашего урока.
- Как вы думаете, что вы должны знать,?
- А что вы должны уметь?
Так как мы сегодня начинаем изучать первый район, должны познакомиться с типовым планом изучения района, по этому плану мы будем работать по всем изучаемым районам. ( Приложение 1. Напечатаны и розданы на каждую парту.)
Читают тему урока все, один озвучивает.
Учащиеся высказывают свои предположения.
- о географическом положении района и об особенностях природы района.
- Уметь показывать на карте изучаемый район.
-Знакомятся с планом изучения района
III
Изучение нового материала
1.Состав района.
Откройте карту атласа ( стр. 30), у кого нет атласа учебник на стр. 205 рис.94.
Назовите все субъекты, которые входят в состав района. Посмотрите презентацию верно ли вы назвали.
Откройте контурные карты и обозначьте все субъекты.
2.Особенности ЭГП.
• Это отношение определенной территории к лежащим вне её объектам, имеющим хозяйственное значение •Анализ ЭГП территории проводится по 4 ключевым параметрам. ( смотрим слайд 4)
Сколько параметров благоприятных и какой делаем вывод относительно ЭГП?
3.Освоение региона.
Прочитайте текст учебника на стр. 205-206. И ответьте на вопросы.( парная работа)
-Какие этапы можно выделить в освоении Европейского Севера?
-Какова современная роль Европейского Севера?
4. Особенности природы.
Вспомним формы рельефа на территории Европейского Севера.
Назовите характерные черты климата. ( слайд 8)
Учащиеся открывают атласы и называют субъекты
- 2 республики, 3 области и один автономный округ.
Подписываю на к/картах: (индивидуальная работа)
1.Архангельскую область.
2.Вологодскую область
3.Мурманскую область
4.Республика Карелия.
5.Республика Коми.
6.Ненецкий А.О.
Отвечают по параметрам
1.Район граничит с 2 странами- Норвегией и Финляндией.
2.Омывается 3-мя морями: Баренцевым, Белым и Карским.
3.Рядом проходит только Северный морской путь, от других торговых путей район удален.
4.Расположен рядом с Центральной Россией и Северо – Западным районом.
- Три из четырех, т.е ЭГП благоприятное.
Предполагаемые ответы учащихся.
18 век новгородцы добывают соль, рыбу и пушнину.
19 век заготовка леса и продажа леса в Европу.
20 век начинается разработка недр Европейского Севера. Сначала апатитов, затем каменного угля и позже руд железных, алюминиевых и медно-никелевых . Сравнительно недавно стали добывать нефть и природный газ.
-Это серная часть Восточно- Европейской равнины,
На ней выделяются Северные Увалы, Тиманский кряж, г.Хибины и низменные прибрежные территории.
Субарктический климат, который характеризуется суровость -долгая холодная зима и короткое лето.
IV
Первичное осмысление и закрепление
Выполните письменно задания ( Приложение 3)
Проведем взаимоконтроль. Открываю ответы на доске и критерии оценки. Если верно ставим +, если нет -и больше никаких исправлений.
Выполняют тестовые задания ( Приложение 2)
Проводят взаимоконтроль под руководством учителя.
V
Рефлексия
Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:
осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы.
Цель, которую учитель хочет достичь: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу
- Оцените свою работу на уроке: какую вы ставите оценку себе, своей группе и мне и почему?
С каждого ряда спрашиваю по три ученика
1.могу похвалить себя за то, что
2.было трудно
3.работа в группе принесла удовлетворение
4.Знаю тему урока
5.Я старался, но не всё получилось.
6. Я доволен своей работой
7.Умею отвечать на вопросы по тексту
8.Сам могу составить вопрос к тексту
9. Испытывал большие затруднения
VI
Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на уроке знания, умения;
Цель учителя: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания.
Учащимся предлагаетя выбрать домашнее задание
1)§ 33 для всех и обязательно
2) § 33 и вопросы «Проверим знания» устно
3) стр. 208 «А теперь более сложные вопросы2
4) стр. 209 «От теории к практике задание 2»
Учащиеся записывают домашнее задание
VII
Итоги урока.
Повторим главное. Стр.208 и вопросы 208
_ Давайте подведем итог урока
- Чем вы занимались сегодня на уроке?
- Расскажите, что нового для себя вы узнали?
Приложение №1
План характеристики экономического района.
1.Административный состав района.
2.Особенности ЭГП.
3.История формирования и освоения территории.
4.Природные условия.
5.Характеристика населения.
6.Природные ресурсы.
7.Отраслевой состав промышленности.
8.Отраслевой состав с/х.
9.Внутренний транспорт.
10.Проблемы и перспективы развития.
Приложение №2
Характеристика населения
1.Численность
2.Размещение ( плотность)
3.Состав населения.
4Уровень урбанизации.
5.Крупные города.
6.Трудовые ресурсы.
Приложение3
Северный экономический район. (СЭР)
Тестовые задания.
1.Какой из перечисленных субъектов Федерации не входит в состав С.Э.Р.
А) Архангельская обл.
Б) Вологодская обл.
В) Новгородская обл.
Г) Республика Карелия
2.Какой из названных городов является центром субъекта
Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономико-географического положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федерации и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика специализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.
10. Какой великий учёный, литератор, химик, физик, математик выходец из Европейского Севера( из деревни Холмогоры) .Назовите его имя и фамилию.