3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Беседа: на земном шаре сегодня проживает более 7 млрд чело- век. Люди заселяют все материки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди. учитель просит учеников открыть в учебнике стр. 57 на шмуцтитуле темы «Человек на Земле» учащиеся видят многообразие людей, живущих на Земле, чем они отличаются друг от друга? Затем на стр. 58 прочесть тему параграфа и ответить на вопрос: Как называется §17? О чем сегодня пойдет речь на уроке? | Все люди на картинках отличаются внешностью. Говорят название параграфа. Формулируют, о чем пойдет речь сами учащиеся, определив границы их знания. |
4. Изучение нового материала Исследовательский, объяснительно - иллюстративный | Объяснение учителя: Появление людей на земле имеет как минимум тир теории: научную, религиозную и инопланетную.(демонстрирует слайды) Предлагает с помощью текста §17 и карт в Приложении на стр. 182-183 ответить на вопросы: Где возникли на Земле люди современного типа? Объяснение учителя: Используя врезку на карте «Плотность населения мира» в Приложении, учитель объясняет, где находилась предполагаемая прародина человека, где были первые стоянки людей, по каким путям расселялись люди. Учащиеся на контурную карту наносят эти места с помощью штриховки. Люди использовали для жизни то, что даёт природа, т. е. занимались присваивающим хозяйством. С ростом численности населения возникло земледелие, а затем животноводство. Переход от присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству ознаменовал важный этап в развитии человечества: благодаря лучшему питанию увеличилась продолжительность жизни людей, в результате чего начался устойчивый рост населения планеты. Вопрос классу: Как вы думаете почему людям пришлось расселятся по Земле? И что помогало им выживать в неблагоприятных условиях? | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Примерные ответ: Первые люди появились около 40 тыс. лет назад в Восточной Африке и Юго-Восточной Азии. Работают в контурной карте (см. приложение) Предполагаемый ответ: Из-за роста населения не хватало места для жизни Людям приходилось приспосабливаться к окружающей среде. |