Учитель: Полякова Т.Л.
Г. Переславль-Залесский
Тема урока | Миграции населения |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Цель урока: | Формирование знаний о миграционных процессах в России: знать виды, причины и последствия миграций в России. Формирование у учащихся умений работать с различными источниками географической информации. Реализация новых способов действий в группе. |
Планируемые результаты: | Предметные: Научатся: Отличать разные виды внешней и внутренней миграции, определить причины и главные миграционные потоки. Получат возможность научиться: Личностные УУД: 1. Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности). 2. Морально-этическая ориентация: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность). Метапредметные УУД Познавательные УУД: Познавательные УУД: 1. Общеучебные универсальные действия • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 2. Логические учебные действия • Основы смыслового чтения текстов; уметь выделять существенную информацию; • умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • понимать возможность различных позиций других людей, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • уметь формулировать собственное мнение и позицию; • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе; • уметь задавать вопросы; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные УУД: Регулятивные УУД: • принимать и сохранять учебную задачу, • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Основные понятия: | Виды миграции: внутренние, внешние, безвозвратные, возвратные, сезонные, временные, постоянные. Депортация, реэмиграция, иммиграция, эмиграция, репатриация. |
Ресурсы урока: | политико-административная карта Росси, статистические материалы, дополнительный материал из СМИ, учебник любого автора, ресурсы Интернет. |
Формы и методы работы на уроке: | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (преобладающая). Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. |
Педагогические технологии: | Групповая технология. Технология критического мышления. |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует, отмечает присутствующих, организует внимание, настраивает учащихся на работу, желает успеха | приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу, слушают учителя | | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, развития познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие |
Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Продолжаем изучение темы «Население». Вспомним основные изученные понятия темы. Тему и цели нашего урока попробуем определить, прослушав отрывок: Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это переезды”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы. Что объединяет (тема) и что разъединяет всех людей (цель) из этого рассказа? В конце урока вернёмся к этому рассказу, и вы определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. | Вспоминают основные понятия темы «Население». Слушают учителя, определяют тему и общую цель урока. Формулируют тему и цель | Закрепление изученных понятий по теме «Население» Начало формирования новых понятий по теме «Миграции» | Личностные: Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности). осознание своих возможностей Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие моно логической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
Первичное усвоение новых знаний Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | Изучать новую тему будем по группам, работая с текстом учебника. Предлагается каждой группе составить по одной карте «Географического лото» (тема «Миграции населения России») для проверки знаний понятий и причин миграций на следующем уроке. Хотя у каждой группы могут быть свои цели работы. Вспоминаем критерии, по которым будем оценивать работу на данном уроке, разработанные совместно с учащимися. | Вспоминают критерии и дескриптор. (Приложение3) | Научатся: Отличать разные виды внешней и внутренней миграции, определять причины и главные миграционные потоки. | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
Первичная проверка понимания Цель этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Работа в группах. (20мин) | Работа в группах | | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, аргументация своего мнения и позиции Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; |
Первичное закрепление Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | Прослушивание отчётов групп. | Отчёт групп с демонстрацией полученного продукта. Самооценка и взаимооценка работы групп по критериям Считают баллы, выставляют оценки, сдают работы и листы оценивания (приложение 4). | Закрепление знания понятий и причин разных видов миграций | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
Этап включения в систему знаний и повторения | Возвращаемся к рассказу, прочитанному в начале урока. Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. | Учащиеся прочитывают рассказ на слайде и отвечают на вопрос. Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция. | |
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению | П. 10, выполнить задания в конце параграфа (устно). Провести соцопрос любого класса школы на выявление миграций за последний год. | | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности. | Раздаёт каждому ученику карточку для рефлексии (Приложение 5). | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Карточки сдают учителю. | | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |
5. Время: а) уложились -2б
6. Слаженность работы группы: а) слаженно, дружно – 1б
Перевод баллов в оценку: «3» - 5-6 баллов; «4» - 7-8 баллов; «5» - 9-11баллов.