kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Субрегионы и страны Зарубежной Европы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основании интеграции знаний по географии, истории, экономики позволит выявить географическое своеобразие отдельных субрегионов и стран зарубежной природы, определить (выявить) причины их своеобразия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Субрегионы и страны Зарубежной Европы»

Из опыта работы учителя географии МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Черкашиной Л.М.


Урок географии

11 класс

Тема: Субрегионы и страны Зарубежной Европы (интегрированный урок география, экономика, истории)

Задачи урока:

1.Помочь учащимся целостно представить проект изучаемой темы.

2.На основании интеграции знаний по географии, истории, экономики выявить географическое своеобразие отдельных субрегионов и стран зарубежной природы, определить (выявить) причины их своеобразия.

3.На примере Зарубежной Европы способствовать осознанию
актуальных проблем современности: сохранение

национального самосознания в условиях глобализации современной жизни, экономики.

4.Активизация познавательной деятельности учащихся,
формирование умений работать с разнообразными
источниками информации.

5.Содействовть развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, выделять главное в изучаемом материале.


Эпиграф урока: Европа не просто территория от мыса Нордкина на Севере до мыса Марокка на юге, от Уральских гор на востоке до мыса Рока на Западе. Европа это цивилизация, сокровищница удивительных достижений.

(В.Д. Сухоруков, РГПУ им. А.И.Герцена)

.

Оборудование: Политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, листы-задания для групп. Газета «Государства- карлики Европы», статистические таблицы по Зарубежной Европе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя и изучение нового материала:

Мы продолжаем изучение Зарубежной Европы. Давайте вспомним особенности этого региона.

  1. Европа как физико-географическая территория - это часть света с
    благоприятными климатическими условиями.

  2. Что значит Зарубежная Европа (это территория к западу от границ России).

3.Сколько стран входит в состав Зарубежной Европы.

4.Какова численность населения этого региона.

5.Какое место занимает Зарубежная Европа в м/х. (1 место в мире по
размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по
экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валового дохода, по развитию
международного туризма...)

6.Однородны ли государства Европы.

Нет, государства различны, поэтому на кажущуюся монолитность небольшой по размерам территории Европа внутренне весьма неоднородна. Поэтому в её пределах обычно выделяют отдельные субрегионы.

Классификация эта весьма разнообразна, но в документах ООН принято подразделять на четыре субрегиона: Северную, Западную, Южную, Восточную часть Европы. Поэтому тема нашего урока «Субрегионы Зарубежной Европы».

Задача урока (обращение к цели) выявить экономико-географическое своеобразие этих территорий и определить причины этого своеобразия, эпиграф урока.

Используя таблицы 1-4, политическую карту мира, определите состав субрегионов.

Как вы считаете, что положено в основу такой классификации (общность географического положения, уровень экономического развития).

Давайте рассмотрим особенности каждого субрегиона как отдельной самостоятельной экономической территории. Обратите внимание на данные таблицы учебника стр. 182-184 (диаграммы на столе).

Задание 2. Используя предложенный план составьте характеристику каждого субрегиона.

  1. группа — Западная Европа

  2. группа Северная Европа

  3. группа - Южная Европа

  4. группа - Восточная Европа

План характеристики региона

  1. как используется территория.
    Б) Где живут люди

  2. Структура занятости населения

Г) Отражает ли структура занятости уровень развития экономики.

Д) Лицо региона в международном географическом разделении труда, (из

данных по отдельным странам выделяете среднее).

Примерный вариант ответа:

Северная Европа

1. основная часть территории занята лесами, доля сельхозугодий незначительна.

Доля городского населения - 72%. 60% занято в непроизводственной сфере, 27% в промышленности и строительстве, 5% в сельском хозяйстве.

Отраслями международной специализации являются лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Судостроение, рыболовство, продукция животноводство.

Западная Европа

Большая часть территории занята под луга и пастбища, доля лесов незначительна. В среднем 80% населения городское, это высоко урбанизированное государство, 60% населения занято в непроизводственной сфере, 30% в промышленности и строительстве, 4% населения заняты в сельском хозяйстве. Лицо Западной Европы в МТРТ представлено, прежде всего, разнообразными отраслями машиностроения, автомобилестроения, вооружение, продукция чёрной и цветной металлургии, продукция химической промышленности, потребительские товары.

Южная Европа

Большая часть территории занята сельскохозяйственными угодьями, доля лугов и пастбищ значительно ниже. Южная Европа это высокоурбанизированный субрегион, 73% доля городского населения. В непроизводственной сфере занято 50%, в промышленности 33%, 12% населения занято в сельском хозяйстве. Южная Европа производит автомобили, бытовую электротехнику, химикаты, изделия лёгкой промышленности, продукция субтропического земледелия.

Восточная Европа

Большая часть территории занята сельскохозяйственными угодьями и лесами. Доля городского населения менее 70%, более 30% сельские жители. В непроизводственной сфере занято 30%, 38,5% занято в промышленности, 21% - в сельском хозяйстве.

Страны производят и эксплуатируют машины и оборудование, с/х машины, каменный уголь, медь, серу, с/х продукцию.

Задание 3. Используя таблицы 1-4 сравните ВВП в странах данных регионов. На основании выше полученных знаний ВВП распределите субрегионы, по уровню экономического развития.

  1. место - Западная Европа

  2. место - Южная Европа

  3. место - Северная Европа

  4. место - Восточная Европа

Почему же так? Чем объяснить эти различия? Сложно, очень сложно! Давайте обратимся к помощи историков.

(Выступление историка)

Вся территория Европы была заселена человеком в эпоху Каменного века (палеолит). С 3 тыс. до н.э. в Европе возникли 1-е государства в юго-восточной Европе острове Крит; в конце I тыс.государства гибнут (теория извержения вулкана). Но уже в начале I тыс. до н.э. начинается формирование государств на территории Греции; основная государственная организация - полис; позже на Аппенинском полуострове - складывается государство Рим; в результате военных завоеваний сложилась огромная Римская империя, уничтоженная варварами в 4-5 в. н.э. Следующий этап в развитии Европы средневековье, охватившее 4-15 в.в.; цивилизация Европы взаимодействовала и обогащалась в результате торговых, дипломатических, военных контактов с различными народами Европы, вобрав в себя не только наследие греков, варварских народов, но и богатейший опыт Востока. Большое влияние на развитие духовной жизни Европы оказало христианство. Рубеж 15-16 в.в. — решающий для судеб Европы; происходит географическая революция, страсть к открытиям и предприимчивость основные черты европейцев.

• Европейцы открыли морские пути на Восток, в 1492г. Колумб достиг американских островов. В итоге «мир для европейцев стал круглым». Таким образом Европа - центр интенсивного развития и прогресса к началу- Нового времени:

A) В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с
древностью в развитии хозяйства, культуры, морали.

Б) Многие города появились в средние века, они дали толчок развитию хозяйства и культуры.

B) многие открытия и достижения используются и в наше время -
фарфоровая посуда, зеркала, очки, мыло, часы, водяной двигатель, доменные
печи; обработка металла на сверлильных, токарных станках, ткацкий станок;
в военном деле - порох и огнестрельное оружие. Особо можно выделить
достижения в мореплавании - совершённые корабли, компас, они позволили
обследовать море, океан; открыли Америку, обогнули с юга Африку. В
результате человек убедился в шарообразности Земли.

В средние века в Европе складываются государства Англия, Франция, Россия, Польша, Италия и др..

В Западной Европе - возникла и развивалась современная демократия, складывается представительная демократия. В городах Европы формировалось самоуправление, городские советы, университеты.

В Византии, при императоре Юстиниане было введено «римское право» - оно стало основой для создания законов; возникает суд присяжных. В жизнь людей вошли многие культурные ценности древности и получили своё дальнейшее развитие в средние века, такие как печатная книга, многообразие школ разных типов, сложились почти все европейские языки; на их основе - богатая литература, оформились все мировые религии.

Все эти достижения оказали воздействие на формирование современной морали, права, экономики.

Учитель: Почему Западная Европа стала центром мировой цивилизации, мировой экономики, демократических институтов? Чем объяснить отставание Восточной Европы?

Слово учителю экономики:

Можно кроме исторических выделить причины экономические. Давайте вспомним, что такое экономическая система? Какие экономические системы вы знаете.

Какая из них является самой прогрессивной? Почему? (рыночная основана на частной собственности, конкуренции, торговли, специализации). Обратите внимание на таблицу стран в тетради. Какой тип экономической системы существовал в Восточно-Европейских странах.

Как вы считаете, этот фактор является сдерживающим для экономики данного региона. Почему?

А ведь шотландец, европеец, основатель рыночной экономики Адам Смит в своей работе «исследование о природе и причинах богатства народов» писал ещё в XVIII в. «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия части частных лиц, но они нередко беднеют из-за расточительности и неблагополучия государственной власти.

Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени благосостояния нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей» и доказательством тому являются страны Западной Европы, что лежат к Западу от Восточной Европы.

Экономические гиганты, экономическая мощь Зарубежной Европы – это Франция, Италия, Германия, Великобритания.

Задание 4: Посмотрите данные таблицы 5 «Некоторые данные о странах ЕС. Кто же лидирует по ВВП на душу населения (Люксембург, Бельгия; Австрия) Вот именно, не всему миру известные, а маленькие государства.

Ещё одной особенностью Европы являются самое большое хозяйство карликовых государств, находящихся практически внутри крупных государств и это тоже достижения Европейской демократии. Эту страничку урока мы назовём «Европейские картинки».

Задание 5. Что является основой экономики стран-малюток, достигших наивысшего благосостояния жизни людей.

  1. Люксембург - «Мал золотник да дорог».

  2. Сан-Марино.

  3. Лихтенштейн.

  4. Ватикан.

Подведение итога:

Что же позволило Европе стать центром мировой цивилизации, сокровищницей мировых достижений.

  1. Выгодное географическое положение и благоприятные природно-
    климатические условия.

  2. Исторические условия развития:


  • формирование государственности

  • принятие христианской религии

  • развитие демократических институтов

3. развитие и становление рыночной экономики, с дальнейшим переходом на
смешанный тип экономики.

Рефлексия - Ну что, интересный регион Зарубежная Европа. Какое же место мы отведём России в Современной цивилизации, посмотрите и сравните ВВП с другими странами.

Но мы же движемся вперёд. Россия стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. Много споров по этому вопросу, а ваша точка зрения по этому вопросу.

Стоит ли этого так бояться?

За 9 месяцев 2006 года экспорт вооружения - самой конкурентоспособной отрасли составил 6 млн. долларов, а продукция АПК

- 4 млн. долларов (это и зерно, и мясо, и молочная продукция, т.е. не сырьё, а готовый продукт , из выступления министра экономики - Германа Грэфа).

  1. Подведение итога урока. Обязательно выставить оценки.

  2. Домашнее задание:

Повторить тему 6 - Зарубежная Европа. Подготовиться к зачётному тестированию по теме «Зарубежная Европа».


(По учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». 11 класс)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Субрегионы и страны Зарубежной Европы

Автор: Черкашина Любовь Михайловна

Дата: 01.08.2016

Номер свидетельства: 338416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Зарубежная Европа "
    ["seo_title"] => string(21) "zarubiezhnaia-ievropa"
    ["file_id"] => string(6) "127599"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415347208"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Зарубежная Азия "
    ["seo_title"] => string(19) "zarubiezhnaia-aziia"
    ["file_id"] => string(6) "109555"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404730791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства