Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом, другими городами Северо-Запада.
Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.
Средства обучения. Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, ИЛО, компьютер. Проектор. Презентации по теме.
Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.
Основное содержание. Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербургский узловой район, экономические и экологические проблемы, памятники истории, достопримечательности района. Выгоды ЭГП на разных исторических этапах развития. Калининградская область — анклав на западе России. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Новые термины и понятия. Свободная экономическая зона, анклав.
Практические задания. За два урока ребятам были даны творческие задания приготовить презентации о исторических памятниках, событиях городов Северо-Запада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Санкт-Петербург - Г.П., хозяйство, история »
МБОУ «Первомайская сош»
Конспект комбинированного урока по географии в 9–м классе:
Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов
«Северо–Запада».
Учитель географии МБОУ «ПСОШ»
Учебный корпус №1
Антипова С.Н.
2011-2012 учебный год.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи.
Познакомить с Северо-Западным районом Российской Федерации, с Санкт-Петербургским узловым районом, другими городами Северо-Запада.
Способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.
Средства обучения. Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, ИЛО, компьютер. Проектор. Презентации по теме.
Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.
Основное содержание. Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербургский узловой район, экономические и экологические проблемы, памятники истории, достопримечательности района. Выгоды ЭГП на разных исторических этапах развития. Калининградская область — анклав на западе России. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Новые термины и понятия. Свободная экономическая зона, анклав.
Практические задания. За два урока ребятам были даны творческие задания приготовить презентации о исторических памятниках, событиях городов Северо-Запада.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой её гранит…
А.С.Пушкин
Проведениерефлексии настроения и эмоционального состоянияцелесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. музыкальный фрагмент.
Ребята, как Вы думаете, о каком городе России пойдёт речь на сегоднешнем уроке?
Цель урока: познакомиться с влиянием географических особенностей на природу Санкт-Петербурга, расселения населения и культурным наследием.
План изучения.
Территориально-планировочная структура города Санкт-Петербурга.
Особенности расселения города Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург, его особая роль в истории России.
Калининград
Покажите состав Северо-Западного района
В состав СЗР входят: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург. К СЗР также относят и Калининградскую область.
Назовите численность населения города Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге проживает почти 5 миллионов человек.
Какое место занимает этот город в развитии мировой цивилизации
Этот город играет уникальную роль не только и в истории России, но и в развитии мировой цивилизации.
Кем был основан город Санкт-Петербург?
Петром 1.
В каком году?
В 1703 году.
С момента основания город несколько раз сменил названия, перечислите их.
Санкт-Петербург
Петроград
Ленинград
Санкт-Петербург
Назовите главную географическую особенность расположения города, основанного Петром 1.
Расположен на побережье Балтийского моря,точнее в Финском заливе, в устье реки Нева.
В какой океан имеет выход?
В Атлантический океан.
Какое влияние на климат территории оказывает А.о.?
Зимой приносит тёплый воздух, большое количество осадков в виде снега, летом охлаждает территорию.
Почему осенью встречаются наибольшие подъемы уровня воды?
1. Из-за проходящих над Балтикой циклонов, которые как бы втягивают в себя огромные массы воды. Когда циклоны ослабевают, вода с большой скоростью растекается во все стороны, образуя длинную волну, которая закупоривает Неву, вытекающую из Ладожского озера.
Вторая причина кроется в низменности территории, его материковая часть возвышается до 4 метров, а острова до 3 метров. Город ассоциируется с частыми наводнениями, которых было 270 .
Что же построили люди во избежание наводнений?
Наиболее эффективная защита от наводнений - строительство в открытом море, на расстоянии 25 километров от земли , в Финском заливе сложнейших гидросооружений польдеров.
Сроили дамбы
Почему мосты на Неве разводные?
Финский залив отличается мелководностью, для свободного прохода судов по реке Неве в Финский залив их разводят.
Ещё одна географическая особенность города на Неве - белые ночи. Объясните это природное явление
Город расположен в приполярных широтах.
Итак, подведите итог особенностей географического положения района.
Граничит с зарубежными странами( Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, с Центральной Россией – Смоленской, Тверской областями, Европейским Севером – Вологодской областью, республикой Карелией) Имеет выход в Атлантический океан, низменную территорию
С каким городом мира сравнивают Санкт0петербург ,за обилие водоёмов (рек, притоков, каналов, озёр, прудов)?
Венецией.
А за уникальную феерию архитектурных ансамблей называют ещё и….
Северной Пальмирой.
В чем же заключаются особенности размещения населения в пределах агломерации Санкт-Петербурга? Рассмотрим рисунок 36 на странице 127.
Агломерация делится на несколько зон освоения и расселения.
Центральный район – историческая часть города, именно с ней отожествляется лицо, визитная карточка города Санкт-Петербурга.
Это историческая часть города, поэтому и новые промышленные предприятия нельзя строить на этой территории. Практически все здания охраняются государством и имеют историческую ценность.
В центральной части города резкое увеличение численности дневного населения над ночным. Объясните.
1. Количество работающих в центре в дневное время больше, чем жителей проживающих там постоянно.
2. Много туристов.
3. В центре проживают в основном люди пред пенсионного и пенсионного возраста.
4.Дорогое жилье, на окраине жилая площадь дешевле
Как называется вид миграции , когда люди в течении суток переезжают из одного пункта в другой, и назад
Маятниковая
Основная зона – центральная локализуется в пределах 50 километров.
За пределами общегородского центра жилые кварталы перемешиваются с обширными ареалами промышленных зон.
Назовите главную отрасль специализации района.
В структуре промышленности главное место занимает отрасль машиностроения.
Перечислите отрасли машиностроения
Судостроение
Энергомашиностроение
Приборостроение
Радиоэлектроника
Вагоностроение
Автомобилестроение
По рисунку 36 перечислите и другие отрасли специализации промышленности
Химическая, лёгкая, пищевая, строительная.
Сделайте вывод о промышленном развитии территории.
Территория очень хорошо развита, так как развивается многоотраслевое машиностроение, наукоёмкие отрасли промышленности.
В Северо-Западном районе есть и географические различия территории. Выделите районы по их особенностям.
Невский край и Древнерусская территория - Новгородская и Псковская область, Калининградская область.
В чем же географическая отличительная черта Калининграда?
Территория расположена отдельно от территории России. О ней расскажет Щавелев Никита. АНКЛАВ (энклав) (франц. enclave, от лат. inclavo — запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией др. государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом (например, Калининградская область в Российской Федерации).
ПОЛУАНКЛАВ - анклав, имеющий выход в море.
Хотя история Санкт - Петербурга насчитывает всего лишь 300 лет образ этого города не оставляет равнодушными литераторов, поэтов, художников, архитекторов, туристов, музеи этого города – его своеобразная визитная карточка, сокровищница отечественного и мирового искусства.
О Исаакиевском соборе музее-памятнике расскажет Михалёв Дмитрий.
Один из наиболее грандиозных дворцово-парковых комплексов 18-19вв- Петергоф. Расскажет Козлова Анна.
О великолепном дворцово-парковом ансамбле 18 века – Царском селе расскажет Бочарова Анастасия.
В городе много мест, связанных с великим русским поэтом А.С.Пушкиным (Шипилов Ярослав).
Дремлет притихший северный город, Низкое небо над головой Что тебе снится, крейсер Аврора? В час когда утро встает над Невой?
Город революции. О музее Авроры расскажет Кузнецов Артём.
Город герой, переживший блокаду.
Девчонка руки протянула И головой - на край стола... Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после похорон.
Автор Юрий Воронов.
Мухортов Павел расскажет о блокаде.
Город, в котором просияли православные святые: о Ксении Петербуржской расскажет Рогатин Максим.
4.Закрепление.
Назовите особенности географического положения Санкт – Петербурга.
Какие сооружения строят для предотвращения наводнений?
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Д.задание.№28.
О городе можно говорить много, для каждого человека есть в нём что-то свое. А сейчас вы заполните анкету урока, которую я проанализирую.
Дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.