kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родники-хрустальное сердце Мариинска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предусматривает практическую работу по оценке качества воды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родники-хрустальное сердце Мариинска»

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ РЕВДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13"





методическая разработка

ТЕМА РАЗРАБОТКИ: "Родники-хрустальное сердце нашего края"



ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: занятие внеурочной занятости



АДРЕСАТ: обучающиеся 5,6 классов





автор Лапшанова Светлана Викторовна,

учитель географии





















с. Мариинск, 2021г.



АННОТАЦИЯ

Тематическое занятие разработано учителем географии МБОУ "СОШ № 13" Лапшановой Светланой Викторовной и проведено в рамках внеурочной деятельности с обучающимися 5 и 6 класса в мае 2021 года в рамках областного проекта "РОДНИКИ", организатором которого является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Цель проекта – обеспечение жителей области чистой питьевой водой из природных подземных источников, обустройство и грамотная эксплуатация источников, сохранение их для настоящего и будущих поколений, сохранение природных богатств, а также экологическое воспитание и просвещение населения.

Наш президент Владимир Владимирович Путин в докладе «Водная стратегия» сказал: «Свой вклад может внести каждый, от президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своём родном крае и понимать, что наши реки, озёра и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше». Поэтому определили тему занятия внеурочной деятельности: "Родники-хрустальное сердце нашего края.

Занятие включает демонстрационный материал о родниках нашего села, актуализирует информацию об источниках водоснабжения и проведение лабораторной работы с использованием цифровой лаборатории "Биология" по исследованию и сравнению химического состава родниковой и колодезной воды.
























ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИЛОЖЕНИЯ 14

































ВВЕДЕНИЕ

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».

Антуан де Сент – Экзюпери.

(Планета людей, VII. В сердце пустыни. Пер. с франц. Норы Галь)

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время остаётся актуальным решение проблем чистоты окружающей среды, из которых проблема качества родниковой воды для людей наиболее важна, так как человек ежедневно использует её. По данным Всемирной организации здравоохранения, около пяти миллионов детей ежегодно умирают от кишечных заболеваний, связанных с загрязнением воды. Особенно актуальна эта проблема стала в 2021 году в городском округе Ревда. СМИ неоднократно вновь и вновь поднимают тему качества воды.

Родники села Мариинск всегда были популярными среди жителей и гостей нашего села. Наша школа уже более 20 лет работает по областной программе "РОДНИКИ". Благоустройство родников, забота о них давно уже стала одним из направлений деятельности работы педагогического коллектива. Экологическая грамотность формируется не только на уроках биологии, географии, обществознания, но и на занятиях внеурочной деятельности, посвященных проблемам взаимоотношений человека и природы. Чтобы не нарушить баланс между цивилизацией и природой и избежать экологической катастрофы, нужно обладать экологическим самосознанием и культурой.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель мероприятия: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения.



Задачи:

Содержательная: социокультурное наполнение категории ОБРАЗ РОДНИКА.

Коммуникативная: развитие навыка работы с лабораторным оборудованием, в условиях школьной лаборатории провести простейшие исследования и сравнить химический состав родниковой и колодезной воды.


Управленческая: развитие умения осуществлять выбор на основе нравственных ценностей.

Оборудование: презентация родники нашего края, мультимедийное оборудование, цифровая лаборатория "Биология", фильтры для процеживания воды.





































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бъёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми елями

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Добрый день!

Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле?
Родник родит речку, а река льется, течет через всю матушку-Землю, через всю Родину, кормит народ. Найдите однокоренные слова?

Родник, родит, Родина. Это родственные слова.

Чистый, звонкий родничок

Как глоток Отчизны,

Как начало всех начал,

Как начало жизни!

Вода - основа жизни. Недаром в сказках «живая вода» воскрешает даже мертвых.

Еще на заре своей истории люди осознали великое значение водной стихии и поняли одну бесспорную истину: как без огня нет культуры, так без воды нет, и не может быть жизни. Языческие народы всех времен обожествляли воду как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, оплодотворяющий другую великую стихию – землю. К воде шли с миром, поклонами и молитвами. Святые родники, озера, реки всегда почитались в народе.

У разных народов есть свои обычаи, связанные с водой:
1)У русского человека напоить путника - не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду «спасибо» говорят. "Плевать в колодец-все равно, что в лицо матери", говорили на Руси.
2) Кружку холодной воды - первое, что попросит уставший путник переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.
3)У туркмен существует обычай здороваться с водой: "Здравствуй, уважаемый колодец! Умой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя".
4) А марийцы говорят так: "Дорогой родник! Я пришел за твоей водой, дай мне ее для здоровья! "[2]

Сегодня нашу встречу мне хочется посвятить родникам и ключикам, которые являются важным источником питьевой воды. Родник – это выход подземных вод на земную поверхность. [1]

Родники… Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.
«Живую» воду поставляют нам родники. Само слово «родник» ассоциируется с прозрачной, чистой, вкусной, целебной водой. В старину о родниках слагали легенды. Студёной воде из этих ключей приписывали волшебную силу. Родники почитали, о них неустанно заботились, чистили, благоустраивали.

Вот и наша школа является участником экологических акций по благоустройству и охране родников нашего села.

Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, питают нашу реку Ревда. И ведь совсем не случайно слова «род», «родня»,
«родина» и «родник» имеют общий корень, символизируя связь людей с теми
местами, где их корни, где исток их рода.
О родниках слагались легенды и притчи. Вот послушайте одну из них:

Легенда о Платониде

  В Краснояре жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра. После смерти родителей братья не захотели делить наследство с сестрой. Они отвезли её в лес и оставили в скиту. Лет через 30, мучимые угрызениями совести, братья решили навестить скит и замолить грех у могилы сестры. Каково же было их удивление, когда они увидели Платониду не только живой, но и такой же молодой, как и много лет назад. Здоровье и долголетие она обрела благодаря воде из бьющего тут родника.

Известному уральскому краеведу Владимиру Трусову удалось выяснить реальную личность Платониды. Свою версию он опубликовал в книге «Платонида без тайн». По мнению В. Трусова, Платонида долгое время томилась в заключении в тюрьме для старообрядцев Заречный тын в Екатеринбурге (сейчас на этом месте расположен спортивный комплекс «Динамо»). Где именно её поймали, неизвестно. Арест Платониды стал результатом «выгонки» старообрядцев из лесных скитов зимой 1735-1736 годов. Руководил операцией главный в то время на Урале ненавистник старообрядцев и инаковерцев В.Н. Татищев. Он же самолично составил план самой страшной для старообрядцев тюрьмы Урала. Планировалось, что из неё никто не должен выйти живым, поэтому Татищев сразу предусмотрел там участки под кладбища.

В августе 1737 года из Тобольска в Екатеринбург под конвоем отправили первые 44 старообрядки. В списке заключённых значилась Платонида (в миру Пелагея Саввина, она же Планида Савинова). В то время ей было 46 лет. В тюрьме женщины занимались прядением казённого льна и шитьём мешков. 2 сентября 1762 года по случаю коронации Екатерины II вышел указ об амнистии: «Раскольников, кроме прямых богохульников, содержащихся до сего времени под караулом, всех свободить». Однако выпускать заключённых Заречного тына не спешили. Дожившие до этого времени вышли на волю лишь в 1765 году.

Среди счастливчиков, которые снова смогли ощутить вкус свободы, была и Платонида. За приверженность старым церковным обычаям она провела в тюрьме долгие 27 лет! При освобождении ей шёл уже 74-й год. Через несколько лет после освобождения старушка ушла жить в леса в окрестности деревни Краснояр. Около 1785 года она скончалась и была похоронена там же. Ей было более 90 лет – редкое долгожительство по тем временам. [6]

Чем же полезна родниковая вода? Родниковая вода не хлорируется, не озонируется, в нее не добавляют добавки. Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства.
Родниковая вода насыщена кислородом, её не нужно подвергать кипячению, она «живая». Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость! [4]

Несмотря на всё вышеперечисленное есть у родниковой воды и минусы:

- пить можно воду только из проверенных, т. е. безопасных родников.

- многие родники расположены далеко от населенного пункта и в неудобном месте – в оврагах, низинах и к ним трудно добраться

- некоторые родники бьют из земли слабой струйкой, и емкости набираются слишком долго;

- родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои качества.

Ребята, вы живете в селе Мариинск, поселке Краснояр и поселке Ледянка. Назовите пожалуйста, какие родники находятся в наших населенных пунктах и пользуются ли люди этими родниками? (рассказы детей)

Связь людей и родников очевидна. Жив родник - живет село! Родник-хрустальное сердце села. Мы должны заботится о наших родниках, ухаживать за ними, расчищать их. Давайте посмотрим на наши родники и колодцы, дающие нам чистую, хрустальную воду.

(Просмотр презентации, комментирование педагога).

А сейчас мы выполним с Вами практическую работу по сравнению качества воды, взятой из родника "Платонида"(1 образец) и колодца "Гусевский" (2 образец). (Работа в трех группах (по 5 человек). Выполнение практической работы, заполнение таблицы, по результатам выполнения).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Измерение объема воды с помощью мерного стакана, выровнять объем двух образцов, занести в таблицу данные объема воды 1 и 2 образца.

2. Определение запаха воды.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Определение запаха основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60°С.

Оборудование и реактивы: пробы воды, стеклянные сосуды, колбы на 250 мл с пробкой, пробирки, водяная баня (60° С), универсальный индикатор.

Ход работы:

Заполняем колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой. Взболтаем содержимое колбы. Откроем колбу и осторожно, не глубоко вдыхая воздух, сразу же определили характер и интенсивность запаха. Запах сразу не ощущался, поэтому испытание повторили, нагрев воду в колбе на водяной бане до 60 °С. Интенсивность запаха определяется по 5-ти бальной системе согласно таблице (Приложение 1).

Выводы: Вода проб № 1, 2 пригодна для питья .

Проба № 1 - запах не ощущается. Оценка 0.Проба № 2-– запах очень слабый. Оценка 1

3. Определение цветности и мутности воды.

Цвет (или цветность) воды зависит от содержащихся примесей. Чистая вода бесцветна, но иногда имеет легкий голубоватый или изумрудный оттенок. При повышенном содержании различных органических веществ вода приобретает желто-коричневую окраску. Примеси минеральных веществ также изменяют цветность воды в зависимости от преобладания того или иного химического элемента.

 Мутность воды обусловлена присутствием большого количества взвешенных частиц. Измеряется мутность в миллиграммах на литр (мг/л).

Оборудование: пробирка, белый лист бумаги, темный лист бумаги, настольная лампа, цифровая лаборатория, датчик турбидиметр (мутности раствора)

Ход работы:

Заполнили пробирку водой на 10-12 мл.

Рассмотрели пробирку сверху на белом фоне при достаточном освещении. Определили цветность воды по таблице (Приложение 6). Рассмотрели пробирку сверху на темном фоне при достаточном освещении. Определили мутность воды по таблице. Приложение 2.

Подключить датчик турбидиметр (мутности раствора) к ноутбуку.

Запустить программу измерений Releon Lite и нажать кнопку "Пуск"

В химический стакан поместить образец исследуемой воды.

перелить часть образца в кювету и поместить ее в датчик мутности.

В течении нескольких минут наблюдать изменения показаний датчика, занося значения 1 раз в 20 секунд. Повторять до тех пор, пока показания не станут устойчивыми. Нажать кнопку "Пауза"[3]

Выводы: Пробы 1 и 2 годны для питья. Проба № 1 – чистая прозрачная вода. Мутность не выявлена.

Проба № 2 – прозрачная вода. Слабо опалесцирующая мутность.

4. Определение прозрачности воды.

Анализ на прозрачность определяет, насколько вода прозрачна.

Оборудование: мерный цилиндр, лист бумаги с напечатанным текстом, линейка.

Ход работы:

Наливаем воду в прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, подложите под цилиндр на расстоянии 4см лист бумаги, на котором шрифт, высота букв которого 2мм, а толщина линий букв - 0,5 мм и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден шрифт. Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выразите степень прозрачности в сантиметрах.

Вывод: Проба № 1 – 17 см. Проба № 2 – 15 см . 

5. Определение вкуса.

Вкус и привкус вызываются растворенными в воде неорганическими и органическими веществами. Например, большое количество растворенных солей делает воду соленой, присутствие железа придает воде металлический привкус, повышенное содержание углекислого газа (углекислоты) и органических кислот (щавелевой, яблочной, муравьиной и других)- кисловатый привкус, сульфат кальция - вяжущий вкус. Свежесть воде придает растворенный кислород. Измеряется вкус в баллах. Качественная вода должна иметь привкус не более 2 баллов.

Вывод:

Проба № 1 – привкуса нет. 1 балл. Проба № 2 – привкуса нет.1 балл.

6. Определение реакции водной среды (pH).

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию среды (pH около 7). Значение pH воды хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6-9.

Оборудование: пробы воды, универсальная индикаторная бумага, цифровая лаборатория "Биология", датчик рН

Ход работы:

Капнули исследуемой водой на универсальную индикаторную бумагу. Сравнили полученный цвет со шкалой индикаторной бумаги. Определили pH и среду раствора.

Подключить датчик рН к ноутбуку.

Запустить программу измерений Releon Lite и нажать кнопку "Пуск"

В химический стакан поместить образец исследуемой воды.

Опустить датчик рН в образец исследуемой воды на 5 минут.

Результаты вписать в таблицу

Вывод: Проба № 1- рН =6, среда слабо кислая. Проба № 2 – рН=6, среда слабокислая



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная цель достигнута. В условиях школьной лаборатории можно провести простейшие исследования по определению химического состава родниковой и колодезной воды.

Вода соответствует требованиям ГОСТ и пригодна к использованию в питьевых целях.

Пробы воды, взятые из двух источников водоснабжения практически не отличаются химическим составом.

Таким образом родники и колодцы нашего села пользуются спросом населения и гостей, ввиду того, что вода в них качественная и пригодна для использования в питьевых целях. Следовательно и дальше необходимо заботиться о чистоте, охране наших источников.

В последнее время важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Основами водного законодательства предусмотрено усиление контроля за санитарным состоянием водных ресурсов:

 - не допускать свалок мусора и других отходов по берегам рек, являющихся источниками загрязнения грунтовых вод;

 - запрещается обработка пастбищ сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2, 5 км;

 - не допускается внесение неорганических соединений и минеральных удобрений по снежному покрову;

 - необходимо организовать охрану родников и ручьев, питающих реки;

 - необходим системный контроль, состояние подземных вод и окружающей среды [4, с.36].

На этом наша встреча завершается. Большое спасибо за работу, до новых встреч!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, - М., Педагогика, 1981.

2. Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6. — С. 767—769;

3. Кузьминых А.А., Смирнова М.Л., Финк С.Ю. Возможности использования цифровой лаборатории во внеурочной деятельности (на предметах естесственно-научного цикла), М, 2020.

4. Литвинова Л.С.,Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М., 2005.

5. Плотников Н. И. Подземные воды – наше богатство.  М. «Недра». 1990. 204с.

интернет-ресурсы:

6.https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/istochnik-platonidy;





































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Таблица по определению характера запаха

Интенсивность запаха


Характер проявления запаха


Оценка интенсивности запаха

Нет


Запах не ощущается


0


Очень слабая


Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды).

1


Слабая


Запах замечается, если обратить на это внимание.

2


Заметная


Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде.

3

Отчетливая


Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья.

4


Очень сильная


Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению.


5
















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Таблица по определению цветности воды

Цветность воды


Мутность воды


Слабо-желтоватая


Слабо мутная


Светло-желтоватая


Слабо опалесцирующая


Желтая


Опалесцирующая


Интенсивно-желтая


Мутная


Коричневая


Очень мутная


Красно-коричневая


Чрезвычайно мутная













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родники-хрустальное сердце Мариинска

Автор: Лапшанова Светлана Викторовна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592575

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства