Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 |
Тема урока | Рельеф и его значение для человека |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Вид урока | Комбинированный с использованием информационных технологий. |
Содержание | Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне? |
Планируемые образовательные результаты Цель: Создать условия для формирования представлений разнообразии форм рельефа земли, причинах этого разнообразия и значении рельефа для человека. Задачи: Обучающая: ознакомить с историей формирования рельефа Земли; сформировать представление об особенностях форм рельефа Земли и о том, под влиянием чего они формируются и меняются; сформировать представление о влиянии на рельеф внутренних и внешних сил Земли; продолжить формирование умений и навыков работы с материалами учебника. Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: уметь объяснять понятие «рельеф»; уметь характеризовать различия форм рельефа по высоте над уровнем моря; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты; приводить примеры основных форм рельефа суши; объяснять особенности строения рельефа суши; называть методы изучения земных недр; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Обучающиеся смогут: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; уметь делать выводы на основе анализа различных источников знаний; выявлять причинно-следственные связи между строением земной коры рельефом. -
| Обучающиеся будут обладать: ответственным отношением к учебе; основами познавательной и информационной культуры; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова | рельеф |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, интерактивная доска, проектор, презентация, видеофайл «Движения в земной коре» |
Оборудование | Учебник, атлас, тетрадь, презентация «Рельеф и его значение для человека», ИК «Карта полушарий», демонстрационное пособие «Строение земных складок и эволюции рельефа» |
Дополнительные источники знаний | Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Слайд 1. Подводящий диалог. Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы «Литосфера». Слайд 2. О чём мы говорили на прошлых уроках? Что такое литосфера? Что такое мантия? Назовите части внутреннего строения Земли. Чем отличается материковая земная кора от океанической? Назовите типы горных пород по происхождению. Приведите примеры магматических горных пород. Приведите примеры осадочных горных пород. Приведите примеры метаморфических горных пород. Какого происхождения горные породы преобладают в нашей местности? Слайды 3-6. Самостоятельная работа. 1. Дополните предложения: 1) Земная кора и верхние слои мантии – это … 2) Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами - это … 3) В отличие от материковой земной коры, в океанической нет … слоя 4) Горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и хозяйственной деятельности - это … 5) Природное тело, однородное по своему составу и свойствам – это … 6) Природное сочетание минералов – это … 2. Назовите элементы внутреннего строения Земли, обозначенные на схеме цифрами: 1) - … 2) - … 3) - … 4) - … 3. Установите соответствие: 1) магматические горные породы; 2) осадочные горные породы; 3) метаморфические горные породы; А) мрамор, гнейс, кварцит. Б) железные руды, базальт, гранит. В) известняк, песок, глина. Учащиеся VII вида – самостоятельная работа по карточкам. Литосфера – это - … Как образовался мрамор? Как его используют в хозяйственной деятельности? Как отличается материковая земная кора от океанической? | Принимают участие беседе по поставленному вопросу. Осмысливают вопрос, формулируют ответ, озвучивают его. Читают задания. Анализируют задания. Формулируют ответы и записывают их. Выполняют задания самостоятельной работы |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Слайд 7. Беседа. Представьте, что вы летите на самолёте над самым большим материком на нашей планете – Евразия. Кроме городов, рек, озёр и морей, под крылом самолёта вы увидите и обширные равнины, и горы. Все они делают поверхность нашей планеты неровной и образуют рельеф Земли. Слайд 8. Тема урока? Рельеф и его значение для человека | Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. Записывают тему урока на рабочие листы. |
3. ЭТАП целеполагания |
Помогает сформулировать цели урока. Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете: Слайд 9. Зачем вы туда едете →цель Слайд 10. Цели урока. Ознакомиться с историей формирования рельефа Земли. Выяснить, какие силы и как влияют на формирование рельефа. Выяснить, какое значение имеет рельеф для человека Учиться работать с материалами учебника. Учиться составлять вопросы и отвечать на них. Слайд 11. Каким образом вы будете туда добираться →средства Слайд 12. Учебник, атласы и т.д. выбираем средства Слайд 13. Что вы хотите увидеть в конце пути →результат Слайд 14. Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. Формулируют предполагаемый результат. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§21, презентация), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Слайд 15. Вопрос: По какому плану будем сегодня работать? Озвучивает план работы на уроке. 1. Как образуется рельеф Земли? 2. Какое значение имеет рельеф для человека? | Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки. Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу работы с текстом учебника. Организует обучающихся на ведение записей в рабочей тетради. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с материалом учебника. Слайд 16. Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности. Слайд 17. Рассказ 1. Как образуется рельеф Земли? Рельеф Земли изменялся в течение всей истории формирования планеты. Изменяется он и сейчас. Самые крупные формы рельефа Земли обязаны своим происхождением внутренним силам — сложным процессам, которые совершаются в ядре и мантии нашей планеты. Они разбивают земную кору трещинами на отдельные части, которые могут двигаться по вертикали и по горизонтали. Просмотр видеофайла. Комментирует видеофайл. Слайд 18. Наперекор внутренним силам Земли действуют внешние силы. Будто сговорившись, вода и ветер, зной и стужа, лёд, растения и животные неутомимо пытаются сгладить то, что создано внутренними силами. Подобно ювелирам они выполняют самую мелкую и кропотливую работу: вырезают овраги и речные долины, разрушают склоны и засыпают понижения, строят лабиринты пещер. Мягкие горные породы разрушаются в первую очередь Слайд 19. Беседа. Рис. 66 на стр. 96 уч-ка Действие каких сил на поверхность Земли показано на рисунке? Перечислите внешние силы, влияющие на формирование рельефа. В чём проявляется деятельность текучих вод? В чём проявляется деятельность морского прибоя? В чём проявляется влияние перепадов температуры? В чём проявляется деятельность растений? Слайд 20. Беседа. Так какие же силы влияют на формирование рельефа нашей планеты? Слайд 21. Беседа. Стр. 97-98 уч-ка. 2. Какое значение имеет рельеф для человека? Горы часто называют природной преградой. Задания. 1) Используя текст учебника, приведите примеры, подтверждающие это утверждение. 2) Какими видами хозяйственной деятельности заняты люди в долинах? 3) Чем занимаются люди в горах? 4) Какую роль в жизни разных народов могут играть горы? Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 22. Объяснение. Горы – природная преграда для воздушных масс. Равнины, которые лежат по разные стороны от гор, как правило, отличаются по природным условиям. Слайд 23. Вывод? Неровности земной поверхности называют рельефом. Рельеф формируется под влиянием внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы создают самые крупные формы рельефа, внешние силы более мелкие формы, сглаживая неровности поверхности Земли. Рельеф во многом определяет особенности жизни людей и их хозяйственную деятельность. | Формулируют понятие рельеф, озвучивают его, записывают понятие в тетрадь. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию. Просматривают видеофайл «Движения в земной коре». Анализируют информацию. Работают в парах. Работают с текстом к рисунку учебника. Слушают вопросы. Формулируют ответы, обсуждают их. Озвучивают ответы. Работают с текстом учебника. Анализируют вопрос. Формулируют ответ. Озвучивают вывод. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответы на вопросы, формулируют ответ, обсуждают в паре, корректируют ответ и озвучивают его. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Формулируют выводы по уроку и озвучивают их. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 24. Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Слайды 25-31 Вопросы: Какую роль в формировании рельефа Земли играют внутренние силы? Какую роль в формировании рельефа Земли играют внешние силы? Землетрясения и вулканизм. Проявлением действия каких сил Земли являются эти природные явления? Образование оврагов. Проявлением действия каких сил Земли являются эти природные явления? Как рельеф влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Как горы могут влиять на климатические особенности и растительный мир близлежащих равнин? | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Обсуждают ответы. Озвучивают их. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Слайд 32. Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Слайд 33. Цели урока. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Слайд 34. Я знаю! Я умею! Мне нравится! | Обучающиеся задают вопросы, которые они составили в ходе работы с текстом. Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. Слайд 35. Д/З: § 21; Для удовольствия. 1. Сделать сообщение роли вод в формировании рельефа. 2. Сделать сообщение роли ветра в формировании рельефа. Слайд 36. Титульный слайд Слайд 37. Ответы на самостоятельную работу. Ответы: 1. Литосфера Магма Гранитного Полезные ископаемые Минерал Горная порода 2. 1- земная кора 2-внутреннее ядро 3-внешнее ядро 4-мантия 3. 1-Б; 2 – В; 3 - А Оценки: «5» – 13; «4» – 11-12; «3» – 7-10; «2» - Слайд 38. Источники информации: http://geographyofrussia.com/ https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e30bcde410f9e1da372fc4ea9e20a492&n=33&h=215&w=480 http://mimi-gallery.com/ http://900igr.net/datai/geografija/Litosfera-Zemli/0029-034-Relef http://zuidafrikaplaza.nl/wp-content/uploads/2012/12/Blyde-River-Canyon-Zuid-Afrika http://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2015-09/chomu-relyef-zeml-duzhe-rznomantniy-sili-vplivu_143 http://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2015-09/chomu-relyef-zeml-duzhe-rznomantniy-sili-vplivu_105 http://www.ngdc.noaa.gov/mgg/image/images/slide_set2/newslide02 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f0fe5cee1220cec968925286207ff545&n=33&h=215&w=287 | Записывают домашнее задание в дневники |