kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки.Озера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе сделана попытка схематическим путем, уменьшая обьем изучить сразу две большие темы. В приложениях даны таблицы со схемами, заполняя которые учащиеся не только изучают новый материал, но и повторяют знания предыдущего материала. Большая воспитательная роль урока-любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ее богатствам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реки.Озера. »

План – конспект урока

Реки.Озёра

1.Ф.И.О.:                        Мухамадеев Равиль Марсович

2. Место работы                                 МКОУ ХМР «СОШ п.Сибирский»

3. Должность:                                       Учитель географии

4. Предмет:                                           География

5. Класс:                                                6

6. Тема и номер урока в теме          Реки.Озёра, урок №4

7. Базовый учебник: «География. Начальный курс» Автор: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.

8. Цель и задачи урока:

Цель:

сформировать представление о реках и озёрах, их частях, частях речной системы и долины

Задачи:

образовательные: выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата; сформулировать классификацию озёр по типам котловин;

воспитательные: воспитывать любовь и красоту к реками озёрам, бережное отношение к воде, к чистоте, любить и понимать красоту родной литературы

развивающие: развивать умение называть, показывать реки и озёра мира, нашего округа, России;

развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

9. Тип урока: урок освоения нового материала

10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.

                     

Структура и ход урока





1.Организация ситуации успеха на уроке:

-Здравствуёте, кто, может быть, не выспался. Здравствуёте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждёт каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. (1-2 минуты)

Рефлексия (карточки с выбором оценки)

2Актуализация(Повторение пройденного материала)(5-6 минут)

Работа у карты, у доски (опрос ведут ребята)

Проверка работы в тетрадях. Задача №4 стр.79

(Через сколько часов волна цунами достигнет берегов Японии, возникнув у берегов Чили? Решение: От Чили до Японии 15 см карты, масштаб 1: 125 000 000,

значит 1) 15 см. · 1250 км=18750 км. 2) 18750км : 750 км/ч=25 часов.

Ответ : через сутки достигнет берегов Японии.)


Задача на солёность воды. Сколько тонн соли можно добыть из 120 000 литров воды, солёностью 20 ‰ ? Решение:

  1. Из 1 литра воды можно добыть 20 грамм соли, из 120 000 литров, 120 000 ·(20/1000)=2400 кг.

  2. В 1 тонне 1000 килограмм, 2400 килограмм/1000=2,4 тонны.

Ответ: 2,4 тонны соли.



Работа с карточками (оставшиеся ребята на местах) (3-4 минуты)

№1

  1. Назовите одно внутреннее море России


  1. Количество солей, содержащихся в 1 литре морской воды, называется…


  1. Вода наиболее тёплая в какой части океана

-полярной;

-тропической;

-экваториальной

  1. Подчеркните главные причины возникновения волн в океане.

Вулканизм, мореплавание, землетрясения, падение метеоритов, ветер, добыча нефти, вылов рыбы, притяжение Луны, вращение Земли, магнитное поле, загрязнение воды.

  1. Назови несколько тёплых течений




№2

  1. Назовите один морской залив и один пролив


  1. Если солёность воды в море 42 ‰, то сколько солей будет в 1 литре этой воды?

  1. Вода наиболее тёплая в какой части океана,

-полярной;

-тропической;

-экваториальной

  1. Соедините виды волн и причины их возникновения: а)ветровые, б) цунами, в) приливно-отливные.

1-притяжение Луны, 2-ветер, 3-землетрясения на дне океана.


  1. Назови несколько холодных течений




№3

  1. Назовите один остров и один полуостров у берегов России


  1. До какой глубины температура воды меняется, и почему?


  1. Причиной приливов и отливов является…


  1. Если вода течения имеет температуру +16 °С, то каким оно является?


  1. Течения для человека полезны, вредны или нейтральны? (примеры)




№4

  1. Какова солёность пресной воды?


  1. При какой температуре замерзает морская вода, а при какой пресная?


  1. Почему люди не строят дома на пляжах и близко к берегу?


  1. Почему Христофор Колумб приплыл именно к островам Америки?


  1. Какова солёность воды, если из 10 литров получилось 50 грамм соли?




№5

  1. Какой из океанов самый маленький?


  1. Какое определение у понятия «солёность»


3)Вода наиболее тёплая в какой части океана,

-полярной;

-тропической;

-экваториальной

4) Если вода течения имеет температуру +7 °С, то каким оно является?


5)Назовите самое мощное течение у берегов Антарктиды






Изучение нового материала (30-35 минут) Презентация.

Что мы собираемся изучать на сегодняшнем уроке?

Какие воды суши мы ещё знаем?



Тема урока: Реки. Озёра.

Что мы можем узнать из текста учебника?

-Новые знания о реках и озёрах.

Значит, на сегодня мы планируем углубить и расширить наши знания о реках и озёрах!

Какие возможности предоставляет атлас?

Находить реки и озера на картах. Знать их местоположение и названия.

Продолжить развивать навыки работы с картой. Научиться давать характеристику по плану, знать номенклатуру.

На развороте доски (демонстрируем) наши задачи на урок.

Совпадают?

Да.

Начинаем. Известный историк нашей страны В.О.Ключевский так описывает отношение русского человека к рекам: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. В разговорную речь вошли такие уважительные слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Цна-голубка, Енисей богатырь, Ока-красавица и другие».

Почему человек так отзывается о реке, только ли потому, что она поит и кормит его?



Работа с таблицами и схемами (раздаёт учитель)

-Что такое река в вашем понимании?

-На берегу, какой реки расположился наш посёлок?

-Какие реки сливаются возле города Ханты-Мансийска?

В тексте учебника, страница 87 найдите определение реки и запишите в тетрадях.

Как называется точка, где река берёт своё начало?

Истоком может быть болото, озеро, ледник в горах, родник. Крупные реки начинаются там, где сливаются две маленькие. Найдите исток Оби там, где сливаются Бия и Катунь, Амура, там где сливаются Шилка и Аргунь, Нила в Африке там где сливаются воды Белого и Голубого Нила. Река никогда не начинается в море или океане. Зачастую исток лежит очень высоко.

Как называется точка, где река впадает в другой водоём? Найдите в тексте на странице 88.

Запишите в тетрадях. Найдите по карте куда впадает наша Объ, Итрыш, Амур, Нил.

Молодцы. Но есть реки, которые никуда не впадают, поскольку при течении по пустыне их воды теряются в жарких песках. Найдите реку Мургаб в Азии вместе со мной.

Каким, словом мы назовём расстояние от истока реки до устья? Правильно, длина реки.

Какая река самая длинная в мире? Правильно, Нил-6671 км. В нашей стране самой длиной являются Объ с Иртышом-5410 км. Запишите и постарайтесь запомнить эти величины.

Любая река похожа на дерево, ветки которой , это её притоки. Составьте самостоятельно определение притоку реки. Хорошо. Чтобы определить правый приток или левый, встаньте лицом к устью, притоки по правую руку будут правыми, по левую руку – левыми. Закрепим: на карте 89 страницы учебника назовите сначала правые притоки реки Лены, затем её левые притоки. Молодцы.

Как это водное дерево правильно назвать? Запишите определение на странице 88 в тетрадях.

Ограниченная пунктиром территория на схеме – это бассейн реки. Найдите в тексте и запишите в тетрадях.

Граница между соседними бассейнами называется водораздел – делит воду. Чаще всего это горы, хребты, возвышенности. Горы Австралии- Большой Водораздельный хребет (найдите на карте). Уральские горы являются водоразделом? Правильно, для бассейнов каких рек? Правильно, нашей Оби и Волги.

В зависимости от рельефа поверхности скорость и направление течения отличаются.

Подтвердите или опровергните моё утверждение (истина-ложь).

Пороги и водопады.

Что такое пороги? Водопады? На каких реках они образуются? Назовите самые крупные водопады. Приведите примеры рек, на которых встречаются пороги. Посмотрите на рисунки. Расскажите, как образуются пороги и водопады.

Самый высокий водопад на Земле-Анхель- 1054 метра, знаменит водопад Ниагарский в Северной Америке, высотой 51 метр, в России самым высоким является водопад Илья Муромец на острове Итуруп – 18 метров.

«Дары Терека» М.Ю.Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журит…

«Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал».

Давайте вместе объясним каждую строчку этого стихотворения, с географической точки зрения.

- Схему «Режим рек» заполняем самостоятельно, используя текс учебника на страницах 90-91.

Какие явления характерны для Иртыша? Какие бедствия с ними связаны? Расположен ли посёлок в пойме? Почему сейчас не происходит катастрофических наводнений? Где в посёлке расположены пункты временного размещения в случае наводнения?

О каком явлении писал Н.А.Некрасов и как произведение называется…

Н.А.Некрасова

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.

-Половодье в пойме реки, «Дед Мазай и зайцы»

ФИЗМИНУТКА

Зарядка»

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в стороны согнули, вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись, опустили руки вниз.



-По схеме допишите, какие типы питания рек выделяют учёные. Какой тип питания у Иртыша? Отсюда делаем вывод и записываем, что большинство рек имеют СМЕШАННЫЙ тип питания.

Есть реки, которые полноводны круглый год – Амазонка (Южная Америка), Конго (Африка), найдите их и покажите соседу по парте. Они получают воду из дождей, идущих каждый день. Есть реки в пустынях, которые полноводны всего несколько дней в году – крики (Австралия), вади (Африка), в остальное время их русла сухие(на карте обозначены синей прерывистой линией).

-Для чего изучает реки человек? Изучение – для использования. Как человек использует реки? Борьба со стихией.

Великий русский поэт А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» дал описание одного из самых крупных наводнений, которое произошло в 1824 году:

Над омрачённым Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась как больной

В своей постеле беспокойной.

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя…



Но силой ветра от залива

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова…

Это не совсем обычное наводнение. Оно вызывается нагонной волной, когда ветер поднимает воду против течения. Спасает сейчас дамба. Явление характерно для Амазонки, Янцзы и других рек мира.

-Теперь по имеющемуся плану вместе опишем реку Иртыш.

-Самостоятельно опишите реки Волга, Терек, Объ. Остальные реки опишите дома.

-Возьмите листы цветной бумаги в руки и посмотрите на них. Это успокаивает наши глаза – ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Чем, по-вашему, озеро отличается от реки? Хорошо, составим наше определение озера.

По тексту учебника на страницах 96-97 заполняем схему классификации озёр.

Определите по карте атласа сточными или бессточными являются озёра Виктория, Чад (Африка), Ладожское, Балхаш (Евразия), Верхнее (Северная Америка).

Самое крупное озеро мира - Каспийское море-озеро. Почему оно озеро, а не море? Самое глубокое озеро – Байкал в России – 1640 метров.

По плану вместе описываем Каспийское море, а Викторию и Эйр – самостоятельно. Остальные озёра остаются на домашнюю работу

8. Домашнее задание (1-2 мин.) Записана в верхней правой части доски изначально(зона запоминания).

9. Самооценка (2 мин.)

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …

Вам даются слова, составьте из них предложение, обращаясь ко всем людям.

«ЕСЛИ НАЙДЁШЬ В ЛЕСУ РОДНИК – СОХРАНИ ЕГО. МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО НАЧАЛО БОЛЬШОЙ ПОЛНОВОДНОЙ РЕКИ».

Подведение итогов.

Мы все сегодня хорошо поработали и многое узнали. Оценки за урок следующие…

У всех оценки совпали с ожидаемыми? Молодцы.

































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕКИ


Д) ПЛАН ОПИСАНИЯ РЕКИ


ПЛАН ОПИСАНИЯ

НАЗВАНИЕ РЕКИ-

1)На каком материке находится


2)Где берёт начало


3)Каково общее направление течения


4)Куда впадает


5)Характер течения







Е)


РЕКА

На каком материке

Где берёт начало

Куда впадает

ВОЛГА




ТЕРЕК




ОБЬ




ЕНИСЕЙ




АМАЗОНКА




НИЛ




ГАНГ




КОНГО




ЛЕНА




ДОН





ЦВЕТОТЕРАПИЯ- Отдых для глаз, рассматривание листа цветной бумаги.

ОЗЁРА

А)______________________________________________________________

______________________________________________________________

Б) Классификация

По сточности по солености по происхождению котловин











В) ПЛАН ОПИСАНИЯ ОЗЕРА

В) IV. За

Название озера

На каком материке

находится

Сточное или бессточное

Соленое или пресное

Каспийское




Виктория




Эйр




Танганьика




Байкал




Ладожское




Онежское










А)РЕЧНАЯ СИСТЕМА

Б) Направление и характер течения

Равнинные

Горные

Текут спокойно, плавно в широких долинах.

Текут быстрее, не образуют больших извилин, долины узкие, глубокие, русло – все дно долины.

Например

Волга:

  • длина 3530 км;

  • опускается на 250 м;

  • падение реки небольшое;

  • скорость течения меньше 1 м/с;

  • обходит препятствия;

  • удобна для судоходства.

Например

Терек:

  • длина 623 км;

  • опускается на 5000 м;

  • падение реки 5000 м;

  • скорость течения очень большая;

  • неудобна для судоходства.


РЕКИ

Схемы порогов и водопадов. Работа по атласу.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА-«Дары Терека» М.Ю.Лермонтов



В) РЕЖИМ РЕК

РЕЖИМ РЕК





__________—

___________

________

________

единовременная

сравнительно

фаза режима

период года,

(в течение года)

кратковре-

реки

в течение

и регулярная

менное и

продолжитель-

которого

фаза режима

нерегулярное

ностью не

река

реки, для

увеличение

менее 10 дней,

покрыта

которой

расхода воды

для которой

льдом

характерно

в реке (в

характерен


максимальное

отличие от

устойчиво


количество

половодья

низкий


воды в реке

случается в

уровень и



любое время

малый расход



года)

воды



ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА- Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». ФИЗМИНУТКА


Г) Типы питания реки

ЛЕДН_______

ПОД_________

СНЕ______

ДОЖ______

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПИТАНИЯ РЕК










Д) Изучение – для использования. Как человек использует реки? Борьба со стихией. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА – А.С.Пушкин «Медный всадник».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Игорь



Оценка ученика на урок

Оценка учителя после урока


Юля







Марина








Владимир








Никита









ЭТО НАЧАЛО

РЕКИ.

БОЛЬШОЙ

НАЙДЁШЬ В ЛЕСУ



ЕСЛИ

ЕГО.



МОЖЕТ БЫТЬ,

СОХРАНИ.

РОДНИК –

ПОЛНОВОДНОЙ РЕКИ







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реки.Озера.

Автор: Мухамадеев Равиль Марсович

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства