kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме:"Реки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по географии по теме: "Реки". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме:"Реки".»

Начало формы

  Внутренние воды России. Реки.



Цели урока:

  • Образовательные:

    • Изучить особенности рек России.

    • Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки.

    • Показать влияние климата и рельефа на реки.

    • Формировать умение определения уклона и падения рек.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России», карточки с номенклатурой по теме. компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (Приложение 1)

Стихотворение зачитывает ученик:
Течет река из далека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.
Борис Заходер

– Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» (Приложение 1, СЛАЙД)
– Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. 
– В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду,которая составляет 2 процента гидросферы

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
– Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
– Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

А теперь, ребята давайте определим цели и задачи нашего урока( ответы детей)

– Внутренние воды зависят от многих компонентов природы.являясь частью природного комплекса и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность,рельеф,климат и деятельность человека. (Приложение 1, СЛАЙД)

Учитель. Ребята а как вы думаете, какие главные компоненты влияют на воды?( работа с текстом и рисунком40с.79)
– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек .
– Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров. 
– Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (Приложение 1, СЛАЙД).

Работа с картой в группах( заполнение таблицы)

Задания для 1 группы- определить какие реки относятся к бассейну Северного ледовитого океана

2 группа- к бассейну Тихого океана

3 группа –к бассейну Атлантического океана.


– Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.
– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу)
– К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь. 
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
– К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал. К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.
– Итак, рельеф влияет на направление течения.
– Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее – это части реки. (Приложение 1, СЛАЙД)
– Вспомним части реки. (учитель на слайде показывает элемент реки, а ребята называют: главное русло, исток, устье, приток)

– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (Приложение 1, СЛАЙД)

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (Приложение 1, СЛАЙД) Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.(учитель предлагает по учебнику найти и дать определение новым понятиям- падение, уклон

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Приложение 1, СЛАЙД)

Н = Н1 – Н2, где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Познакомимся с тем как их можно рассчитать

Практическая часть

III. Решение задач на определение падения реки (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

Учащиеся используют для орпеделения раздаточный материал «Реки России». (Приложение 2)

№ 1

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

№ 2

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

№ 3

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м

№ 4

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек. (Приложение 1, СЛАЙДЫ)

№ 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

№ 2

Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

№ 3

Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

№ 4

Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Мы уже говорили о том, что решающее влияние на реки оказывает климат. ( работа с учебникомс.82, рис. 44). Учащиеся обьясняют влияние климата на: 1. режим питания реки.2полноводность и делают выводы о типах водного режима. Он определяет характер питания реки( источники питания): дождевое, снеговое. Подземное. Ледниковое , смешанное.Определяет режим реки( поведение реки в течении года).Реки делятся на 3 группы:

1.с весенним половодьем

2.С летним половодьем( разливаются в течении муссонных дождей)

3.Реки с поводковым режимом.

Учитель. Зачем человеку необходимо знать особенности режима питания рек?( отвечают устно). Находим ответ в учебнике. Здесь предлагается работа с новыми понятиями: половодье, паводок, годовой сток, наводнение.

– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Ура

V. Закрепление.Географический диктант.

Рефлексия.

Удалось ли выполнить поставленные цели и задачи

Какие получили результаты и что нужно сделать еще

Где можно применить новые знания

Предлагаю дополнить предложения

Самым интересным для меня было

Я научился

Я был бы рад т.д.

VI. Домашнее задание: § 23.

Предлагает на выбор

  1. Составить вопросы к параграфу

  2. Составить кроссворд или тест по новым понятиям

  3. Дать характеристику реки по плану




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по теме:"Реки".

Автор: Наталья Александровна Костромина

Дата: 30.01.2020

Номер свидетельства: 537938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства