Состав (структура) населения мира.
2. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы,
выявлять закономерности.
3. Совершенствовать навык сопоставления карт, сопоставлять и
анализировать поло-возрастные пирамиды.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
I. Орг. момент | | |
II.Проверка Д/з А) Тест Б) Терминологическая разминка «Кто такой? Что такое?» В) Видео-вопрос | Раздаю распечатанные карточки с тестом Задаю вопросы , показывая карточки - Ученики 9 класса приготовили видео-вопрос. Смотрим внимательно и определяем в каком государстве мог произойти данный диалог. | В течении 5 минут выполняют тест (после выполнения один из учеников проверяет и анализирует) Дают определения понятий - Демография - Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - Воспроизводство - Демографический взрыв - Демографический кризис - Старение нации - Демографическая политика Анализируют ситуации, примеры стран, тип демографической политики. |
III.Изучение нового материала А) постановка темы и цели урока. Б) 1 вопрос – Половозрастной состав | - Назовите основные вопросы темы «Население» (вывешиваю на доске) - Что уже знаем? (перевешиваю на другую сторону) - Что изучим сегодня? (перевешиваю на место темы) - Почему важно знать состав населения? - У вас карты урока, в которых вы будете работать в течение всего урока, чтобы к его концу получился опорный конспект всего материала изученного сегодня. - Первый вопрос темы (вешаю на доску) Половозрастной состав населения мира. - Используем графичекий метод, анализируем половозрастные пирамиды. - Рассмотрите пирамиду, характеризующую положение в мире. Сделайте выводы. | Называют: Динамика численности Состав населения Размещение и миграции Городское и сельское население - Численность населения больше 7 млн. , но все должны жить в мире и согласии, чтобы общение было толерантным. Анализируют пирамиды в карте урока, используя приём «Незаконченные предложения» Выступают с анализом. - Пирамида устойчива, но основную долю ЕП дают развивающиеся страны. |
Это интересно. Половозрастная пирамида Китая. |
| - Анализ диаграмм полового соотношения в мире, по странам | - Анализируют и заполняют карту (примеры стран с преобладанием мужчин и преобладанием женщин и причины этого) |
В) 2 вопрос – Этнолингвистичекий состав | - В мире 4-5 тысяч народов или по-другому этносов. Что такое «этнос»? - Главные показатели – численность и язык. Примеры самых многочисленных этносов и языковых семей. - По национальному составу государства бывают Многонациональные, двунациональные, однонациональные. Примеры (слайд) - Какая проблема может возникнуть в многонациональных государствах | Этнос- это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединённая языком, хозяйством, культурой, национальным самосознанием. (работа с атласом) (заполняют карту) - Межнациональные конфликты (примеры) |
Физминутка (для глаз) |
Г) 3 вопрос – Религиозный состав | «Горячие точки» что это такое, их причины? Примеры? | Выступление учеников с подготовленной презентацией, остальные заполняют карту |
IV.Закрепление изученного материала. Рефлекция. | - Чтобы подвести урок, проанализируйте свою деятельность сегодня и заполните последний пункт карты. | Заполняют таблицу, а затем выступают по ней узнал | понял | научился | вызвало затруднения | | | | | |
V.Д/з | Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия Те кто выполнил тест на «4» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2. Те, кто выполнил тест на «4» или «3» и получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1. | |
Рефлексия урока | Когда будете выходить с урока, прикрепите на лист человечка зелёного, жёлтого или красного цвета. | Зелёный – ухожу с хорошим настроением, урок понравился, всё понятно. Жёлтый – есть сомнения и некоторые трудности с изученной темой. Красный – ничего не понятно, нужна дополнительная помощь. |
Резерв урока | Понятие «Русский крест» Понятие «Кривая дожития» |