Тема: Современные исследования космоса.
Цель: дать понятие об исследовании космоса, познакомить с первооткрывателями космоса, расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные- научиться определять какой вклад внесли отечественные учёные - К.Э.Циалковский, С.П. Королёв в развитие космонавтики.
Знать о первом космонавте Земли – Ю.А. Гагарине.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, изучить важнейшие события в освоении космоса, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Оборудование: учебник, атлас, тетрадь на п.о., презентация, учебный фильм - https://youtu.be/OZX0DdKBjZI- полет в космос , https://youtu.be/CyNS0N1-GwM - выход на луну, конспект урока.
Ход урока:
Орг. момент
Проверка домашнего задания –(на слайде) + По вопросам учебника.
Целепологание
Человека всегда интересовало, как устроен окружающий его мир. На первых порах это были простые наблюдения и наивные толкования происходящих явлений. Они дошли до нас в виде сказаний и мифов. Постепенно знания накапливались. Древние учёные, наблюдая за Солнцем и Луной, смогли предсказывать солнечные и лунные затмения, составлять календари. Точность этих расчётов поражает современных исследователей: ведь в те времена не было никаких приборов, учёные вели свои наблюдения невооружённым глазом. Позднее были созданы различные приборы, облегчающие наблюдения. Важнейшим из них стал телескоп (от греческих слов «теле» — далеко, «скопео» — смотреть). Около 400 лет назад итальянский ученый Галилео Галилей изобрел первый телескоп, с помощью которого ученые смогли увидеть неровную поверхность Луны, спутники Юпитера, а также далекие звезды и другие небесные тела. Использование телескопов позволило не только изучить Солнечную систему, но и заглянуть в глубины Вселенной. Однако, ребята, наверное, каждый из Вас когда-нибудь мечтал совершить полет в ночное звездное небо и увидеть своими глазами всю красоту Космоса. Осуществить такой полет человек смог благодаря изобретению космических летательных аппаратов. Так 4 октября 1957 года с поверхности Земли русскими учеными был запущен первый в мире искусственный спутник. Этот день, ребята, считают началом космической эры.
Какова тема нашего урока? Задачи?
Изучение нового материала
Назовите приборы с помощью которых исследуют космос? Стр.38 задание №2 р.т.
Через месяц после того, как был запущен первый искусственный спутник, 3 ноября 1957 года первый полет в Космос на корабле «Спутник-2» совершила собака по кличке Лайка.
Лайка – первая собака-космонавт. Через три года такой же полет совершили еще две русские собаки-космонавты – Белка и Стрелка. Так, ребята, ученые проверяли, сможет ли выжить в Космосе человек. Через год после совершения космического полета Белкой и Стрелкой 12 апреля 1961 года первым человеком, совершившим космический полет, стал Юрий Гагарин.
https://youtu.be/OZX0DdKBjZI (1:05 и до конца) - 108 минут длился этот полёт. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полёты в космос возможны».
- С того дня началось бурное освоение космоса. За короткий период времени на орбиту было запущено около полутора тысяч искусственных спутников Земли, среди них орбитальные станции «Салют» и «Мир», предназначенные для исследовательских работ.
А какие исследовательские работы помогают вести спутники человеку?
- Современные спутники оказывают огромную помощь народному хозяйству: снимки, сделанные из космоса, позволяют уточнить прогноз погоды, предсказать стихийные бедствия, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь и многое другое. Таким образом, с помощью неба мы изучаем Землю. - Луна – не звезда и не планета. Это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Расстояние до неё 384 тысяч километров
- В Америке был произведён запуск косм. кор. «Апполон», державшего курс на Луну. Достигнув орбиты Луны, корабль начал полёт вокруг спутника Земли. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приблизился к Луне. Когда до её поверхности оставалось 200 метров, астронавты отключили автомат и стали вручную управлять спускаемым устройством. Опасаясь непредвиденных ситуаций, астронавты в течение нескольких минут оставались в кабине, выясняя обстановку. Ничто не угрожало пришельцам с Земли. Центр управления полётом дал разрешение на выход из лунохода и проведение запланированных работ.
Составьте план высадки астронавтов на Луну:
1. Сделаны фото
2. Исследование лунной поверхности и лунного грунта
3. Выбрано место для посадки космического корабля.
https://youtu.be/CyNS0N1-GwM Как вы думаете, понравилась ли им Луна?
- Луна оказалась непривлекательной. Нигде не было ни травинки, ни деревца. Да и откуда им взяться, если нет ни воды, ни воздуха. В безвоздушном пространстве не раздаётся никаких звуков. Да и цвет неба - чёрный. Поверхность Луны покрыта слоем мелкого раздробленного вещества грязно-серого цвета. Это пыль. При ходьбе нога человека проваливается в этот слой на несколько сантиметров. Местами встречаются глыбы камней. Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называются кратерами. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Днём на Луне жара +130°, ночью -170°.
Практическая работа Задача: На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Зная свой вес на земле, узнайте свой вес на Луне.
Самостоятельная работа (на слайде)+ тест
Закрепление Как звали первого космонавта? Кто побывал в космосе раньше человека?
Домашнее задание (на слайде).
Итоги урока (цели и задачи урока, выставление оценок).
Тест:
Запиши ответы:
Какая страна первой запустила спутник?
Кто является первой женщиной-космонавтом?
Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос?
Какой ученый является изобретателем космической ракеты?
Как звали человека, который первым высадился на Луну?
Запиши ответы:
1. Какая страна первой запустила спутник?
2. Кто является первой женщиной-космонавтом?
3. Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос?
4. Какой ученый является изобретателем космической ракеты?
5. Как звали человека, который первым высадился на Луну?