kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии с использованием критереального оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предусматривает групповую работу класса. Работа оценивается по критериям, разработанным учителем заранее, обучающиеся участвуют в оценивании ответов команд по представленным критериям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии с использованием критереального оценивания»

Сценарий урока географии с применением критериального оценивания.

Тема урока:

Экологические проблемы Чёрного моря.

Цели урока:

Развитие навыков читательской грамотности на уроках географии.

Развитие навыков групповой работы.

Задачи урока:

Развитие навыков работы с разными источниками информации.

Формирование умений применять полученную информацию в разных, в том числе нестандартных ситуациях.

Развитие навыков постановки цели исследования для решения экологических проблем.

Для выполнения представленного кейса обучающимся необходимо актуализировать знания, полученные при изучении материала на уроках географии, биологии и химии.

- Науки о Земле и Вселенной.

- Соли, электролиты.

- Окислительные и восстановительные реакции.

- Значение бактерий.

- Последствия деятельности человека в экосистемах.

- Одноклеточные, пищевые связи.

- Загрязнение окружающей среды.

- Взаимодействие человека в природе: прямое и косвенное.

Ход урока:

Приветствие и актуализация знаний. Видеоролик Черного моря.

На уроке учащиеся делятся на 4 команды. Каждая команда получает задания и выполняет их, работая с текстом, таблицами, схемами, диаграммами, профилем дна. Заданий несколько, выполнение каждого задания оценивается чёткими, понятными критериями. Они фиксируются для каждой команды на доске.

Задание

критерий

№1

№2

№3

№4

1

Выбор правильного ответа, ответ развёрнутый





2

Развёрнутый ответ.





3

Свободный правильный ответ.





-4

Выбор ответов из предложенных.





5

Установление последовательности из предложенных ответов.





6

Установите соответствия на основе предложенных ответов.





7

Выдержана структура программы в соответствии с заявленными требованиями.





Задание№1

Известно, что средняя глубина Чёрного моря- 1300 метров. Оно уникально, единственное в мире не имеет твёрдого дна. Ниже 100 метров притаилась безжизненная и смертельно опасная ядовитая бездна. Это открытие сделано в 1890 году русской океанографической экспедицией. Исследование показало, что море заполнено сероводородом, с запахом тухлых яиц. В центре моря сероводородная зона приближена к поверхности на 100 метров, а ближе к берегам заморная зона увеличивается до 200-300 метров. Жидкая выпуклая линза мёртвой воды подстилает тонкий верхний слой, где и сосредоточена вся морская жизнь. Из-за ветров линза дышит, пучится и временами прорывается на поверхность. Последний прорыв сероводорода на поверхность произошёл во время Ялтинского землетрясения1927 года, когда даже вдали от моря ощущался сильный запах тухлых яиц. До сих пор ведутся споры насчёт источника сероводорода в глубинах Чёрного моря. Вопрос№1.

Какую отличительную особенность, оказывающую влияние на экологию флоры и фауны Чёрного моря, можно назвать?

Отметьте один верный вариант ответа.

А) Большое количество впадающих рек;

Б) Наличие твёрдого дна;

В) Наличие сероводорода;

Г) Богатая флора и фауна.





Методический комментарий к ответу:

1 Анализ прочитанного текста.

2 Определение критерия оценивания.

3 Самостоятельный анализ ответов и выбор верного.

4 Самоконтроль на основе предложенного правильного ответа.

Критерий оценивания- выбран один верный вариант ответа.

Правильный ответ: Наличие сероводорода.

Задание№2.



Известно, что на берегах Чёрного моря цунами возникают в результате подводных землетрясений и оползней(рис.2). Определите высоту волн цунами, образовавшихся в процессе Ялтинского землетрясения.

Методический комментарий к ответу.

1 Сопоставить факты текста и рисунка.

2 Определение критерия оценивания.

3 Самостоятельно определяют высоту.
4 Самоконтроль и самооценка.

Правильный ответ: Высота цунами, образовавшихся в результате Ялтинского землетрясения, составляет около 2 метров.

Критерий- Записать развёрнутый ответ.

Задание№3.

Вода в Чёрном море не является однородной. На разных глубинах она имеет разный качественный и количественный состав (табл.2,3).

Соль.

Химическая формула.

Хлористый кальций

CaCl2

Сернокислый магний, английская соль

MgSO4

Хлористый магний, бишофит

MgCl2

Хлористый натрий (соль)

NaCl

Сернокислый натрий, глауберова соль

Na2SO4



Ионы

В морской воде

В крови человека

Cl-

55,0

49,3

Na+

30,6

30,0

K+

1,1

1,8

Ca2+

1.2

0,8

Прочие

6,5

8,2

Вопрос№3 Может ли вода Чёрного моря благоприятно влиять на здоровье человека? Аргументируйте свою позицию.

Критерий оценивания-записать развернутый свободный ответ.

Методический комментарий к ответу:

1 Изучение информации в таблицах.

2 Обсуждение и аргументация.

3 Самоконтроль и самооценка.

Правильный ответ: Вода Чёрного моря может благоприятно влиять на здоровье человека, так как массовая доля ионов химических элементов черноморской воды сходна по составу с кровью человека.

Задание№4

Одна из актуальных проблем Чёрного моря- цветение воды. Это каскадный процесс, когда в ответ на избыточное поступление минералов (в основном фосфатов идёт интенсивное развитие фитопланктона, затем зоопланктона, который им питается. Это приводит к уменьшению прозрачности воды, создаёт дефицит кислорода и замор животных. На снимке спутников можно увидеть, как отличается цвет воды Чёрного мор от других морей.

Одним из возможных обитателей верхней границы заморной зоны являются серобактерии. Они окисляют соединения серы для получения энергии, а не органические вещества, в отличие от максотрофов и аэробных гетеротрофов. Серобактерии не являются фотоавтотрофами, так как у Чёрного моря низкая проницательная способность. Сера в сероводороде находится в низшей степени окисления, поэтому она легко окисляется.

Таблица№4

Вид живого организма. Серобактерии.

Способ питания.

Окисляемое соединение.


Аэробные гетеротрофы

Сульфат натрия


фотоавтотрофы

серин


хемавтотрофы

Серная кислота


миксотрофы

сероводород



Вопрос: Укажите способ питания серобактерий. Установите соединение, которое будет окисляться в ходе этого процесса.

Вид живого организма

Способ питания

Окисляемое соединение




Критерий- выбран один способ питания и одно окисляемое соединение ( отбор ответов из предложенных).

Методический комментарий к ответу:

1 Анализ информации текста, рисунка 3-4, таблицы4).

2 Применение знаний, полученных на уроках биологии и химии.

А) Серобактерии окисляют соединения серы для получения энергии, а не органические вещества, в отличие от миксотрофов и аэробных гетеротрофов.

Б) Сера в сероводороде находится в низшей степени окисления, поэтому она легко окисляется.

3 Отметить в таблице4 способ питания серобактерий и установить соединение, которое будет окисляться в ходе этого процесса.

Правильный ответ:

Вид живого организма

Способ питания

Окисляемое соединение

серобактерии

3

г



Задание№5

Установите цепочку причинно- следственных связей между увеличением применения минеральных удобрений и повышением содержания сероводорода в Чёрном море.

А) выделение сероводорода

Б) падение отмерших остатков на дно

В) условия гипоксии

Г) развитие микрофлоры

Д) увеличение концентратов фосфатов в воде

Е) развитие зоопланктона

Ж) анаэробное разложение

З) гибель аэробов.









Методический комментарий к ответу:

1 Анализ информации и определение критерия ответа.

2 Ситезирующая беседа.

3 Самоконтроль.

Правильный ответ

Д

Г

Е

В

З

Б

Ж

А

Критерий- установлена последовательность, где указаны причинно- следственные связи.

Задание№6

Установите соответствие между методами, направленными на решение экологических проблем, и проблемами экологии Чёрного моря.

Ответ оформите в таблице:

Экологическая проблема

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё











Текст№3

Сложно переоценить значение Чёрного моря и его природных богатств для экономики. Море является мощным экономическим фактором, который позитивно воздействует на качество жизни населения, его благосостояние, занятость и возможность самореализации. Однако влияние негативных природных и антропогенных факторов неуёмно ведёт к изменению экосистемы Чёрного моря (табл.6)

Экологические проблемы

Антропогенные факторы

А Цветение воды

Реки приносят большое количество азотных и фосфорных удобрений

Б Загрязнение нефтепродуктами

Аварии на морских судах и добывающих скважин приводят к образованию плёнки из нефти на поверхности.

Проникновение новых агрессивных видов фауны

Развитие судоходства приводит к гибели определённых видов морских обитателей.

Канализационные и промышленные стоки

Стоки содержат нефтехимические продукты, отходы жизнедеятельности человека и домашних животных.

Твёрдые отходы

Мусор выбрасывают в море с кораблей, во время штормов мусор смывается со свалок.

Браконьерство.

Неконтролируемый улов рыбы.

Строительство вдоль линии побережья.

Разрушение береговой линии.

Методы, направленные на решение экологических проблем Чёрного моря:

1 Создание условий для улучшения жизни морских животных.

2 Мониторинг притекающих речных вод.

3 Регулирование процессов вылова рыбы.

4 Регулярный отбор пробы чистой воды в портах.

5 Ограничение строительство жилья и коммерческих зданий в прибрежной зоне.

6 Использование техники для очищения воды и прибрежных зон.

7 Строительство и использование очистных сооружений.

Методический комментарий к ответу:

1 Анализ и сопоставление информации, представленной в различных водах (текст, таблицы).

2 Определение критериев.

3 Дискуссия и оформление результатов.

4 Самоконтроль и самооценка.

Критерий- установление соответствия, в таблице указаны номера методов, направленных на решение той или иной экологической проблемы. Чёрного моря.

Правильный ответ:

Экологическая проблема

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Метод, направленный на решение проблемы

2

4

1

7

6

3

5





Задание№7

Разработайте мини- программу (план действий), направленную на преодоление последствий одной из экологических проблем Чёрного моря.

Запишите содержание мини- программы по плану:

1 Цель программы.

2 План действий.

3 Аргументировать предложения, связанные с преодолением проблемы.

4 Запись, фиксирование результатов деятельности.

Критерий оценивания: выдержана структура программы в соответствии с заявленными требованиями.

Чтобы решить экологические проблемы Чёрного моря, нужны высококлассные специалисты, способные принимать решения в условиях неопределённости. Специалист по преодолению экологических катастроф- один из образов будущих профессий, с которыми связаны решения экологических проблем. Профессиональная деятельность специалиста заключается в следующем:

1 Изучение катастроф, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно, например, загрязнения вокруг промышленных центров, свалки бытовых отходов и другое.

2 Разработка программ по определению последствий и недопущению повторений таких катастроф.

Методический комментарий к ответу:

1 Анализ информации.

2 Содержание мини- программы.

3 Самоконтроль и самооценка.

4 Представление программы, зафиксирована на отдельном листе.

Представляют результат своей работы все команды, если необходимо добавляют необходимую информацию.

Критерий этой работы тоже фиксируется в таблице: выдержана структура программы в соответствии с заявленными требованиями.

Рефлексия. Подводим итоги урока.

-Что узнали нового

-Чему научились

-Что было трудным

-Почему было трудно

-На каких уроках можно использовать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по географии с использованием критереального оценивания

Автор: Сарченко Ирина Викторовна

Дата: 02.03.2023

Номер свидетельства: 626895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства