kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии "Европейский юг: проблемы и перспективы развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -проект по теме, возможно модифицировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии "Европейский юг: проблемы и перспективы развития"»

Предмет: География

Класс: 9

Тема урока

Европейский Юг: социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.

Тип урока:

Комбинированный

Цель урока:

Определить социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития, составить мини- проект.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся:

- объяснять причины возникновения проблем природы, населения и хозяйства в экономическом районе;

-оценивать место и роль Европейского Юга в экономике России;

- анализировать факторы, влияющие на перспективы развития Европейского Юга.

Получат возможность научиться:

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением проблем и перспектив Европейского Юга;

- оценивать ЭГП и перспективы Европейского Юга;

- создавать мини - проекты о проблемах и перспективах развития Европейского Юга;

- оценивать работу одноклассников по критериям.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

- осознание и проявление себя гражданином многонациональной России;

- осознание потребности и готовности к самообразованию;

- построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

- организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач;

- осуществлять взаимооценивание учебно-познавательной деятельности посредством сравнения с установленными нормами.

Коммуникативные УУД:

- продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

- выстраивать учебное сотрудничество, распределять роли и функции участников;

- уметь представлять свою позицию и защищать свое мнение.

Познавательные УУД:

- осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации;

- выделять, извлекать, перерабатывать и анализировать информацию;

- уметь перевести учебное содержание из одной знаковой системы в другую;

- формулировать доказательства по решению проблемного вопроса.

Основные понятия:

Рекреационные районы положение, приморское положение, пограничное положение, Кавказские Минеральные воды, Черноморское, Каспийское, Азовское положение, «Артек», «Орлёнок», Южный берег Крыма, «Сириус».

Ресурсы урока:

Карта экономических районов России, карта Европейского Юга, стихи о Кавказе, презентация, атласы, контурные карты, Интернет - ресурсы.

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная и групповая.

Информационные, проблемно – поисковые, практические, исследовательский.

Педагогические технологии:

ИКТ, элементы проблемно - диалогической технологии, проектная деятельность.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-организационный этап


1.Приветствие. Создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам, чтобы вы сегодня были активными, старательными и внимательными. А начать наш урок я бы хотела словами М.Ю. Лермонтова: «Поверь мне- счастье только там, где любят нас, где верят нам…». Я сегодня желаю вам поверить в себя и свои знания.

2. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.

Фронтальный опрос (верно/ не верно).

Давайте вспомним особенности Европейского юга. Игра верно или не верно. Я зачитываю выражение, а вы говорите, верно или нет.

1. Европейский юг имеет благоприятное соседское положение с другими экономическими районами страны?.+

2.Имеет выход к трём морям ? +

3.Для горных районов характерна высокая транспортная обеспеченность?-

4. Регион имеет выход к государственным границам к недружественным странам? +

5.Европейский юг наиболее обеспечен рекреационными ресурсами? +

6.Территория региона представлена горной, предгорной и равнинной поверхностью? +

7. В регионе находится самая многонациональная республика? + (30 различных национальностей).

8. Город Ростов- на- Дону является городом федерального подчинения? –

9. Европейский юг состоит из двух федеральных округов Северокавказского и Южного? +

Работа с рабочими листами.


У вас на столах лежат рабочие листы, выполните задание 1. Вам необходимо по координатам некоторых субъектов Европейского Юга определить:

1. самый северный … 2. самый южный … 3. самый западный …

4.самый восточный …Но, вначале вспомним, чем больше широта, тем объект расположен севернее или южнее? Если объект восточнее, то долгота будет меньше или больше?

Субъект ЮФО и СКФО

Широта

Долгота

ЛНР

47º - 50º с. ш.

37º-40º в. д.

ДНР

48º с. ш.

37ºв.д.

Крым

47º с. ш.

39º в. д.

Ростовская область

45º-50º14´ с. ш.

37º-40º в. д.

Дагестан

43º с .ш.

47º в. д.



3. Работа с картой: показать субъект и назвать административный центр

А теперь, поработаем с картой вам нужно будет показать некоторые субъекты Европейского юга.

Нужно показать эти субъекты на карте Ростовская обл, Дагестан, ДНР и ЛНР, и город Федерального подчинения

Вывод: что повторили?

1.Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока;



















2. Отвечают на вопросы:

Верны все, кроме 3 и 8.









3. Выполняют задание в рабочих листах.

с- Ростовская обл,

ю - Дагестан

з- ДНР и ЛНР,

в –Дагестан









Показывают по карте субъекты.



Отвечают ЭГП

Самооценка.

Этап определения темы и целеполагания



Постановка проблемы: чтобы определить тему урока, прочитаем три выражения об европейском Юге и подумайте, какое слово объединяет их:

1. слабо развит морской транспорт, требуется ремонт портов в Махачкале и Туапсе.

2. межнациональные и социальные конфликты.

3. эрозия почв и загрязнение водоемов. (ПРОБЛЕМЫ).

На какие группы можно их разделить? (экологические, социальные и экономические)

Вторую часть темы, также определите по выражениям (читаю всё только если будут испытывать затруднения).

1.Эффективное использование преимуществ района: природно-климатических условий, благоприятных для развития самого крупного в стране АПК и уникального курортно-рекреационного комплекса.

2. Совершенствование транспортной системы с акцентом на морской транспорт, приобретающий в связи с пограничным положением района лидирующую роль. Реконструкция и расширение портового хозяйства.

3. Для решения политических проблем – повышение материального благосостояния всех народов Северного Кавказа. Создание равных условий развития экономики всех субъектов района.

(Пути решения и перспективы развития).

И так, тема урока?

Определение цели: выяснить проблемы европейского юга и найти пути их решения.

1. Прослушивают стихотворение и определяют тему урока;









2.Отвечая на вопросы определяют тему и цель урока;







3. Записывают тему в рабочий лист.

Этап овладения новыми знаниями



Ребята, 29 февраля был знаменательный день в нашей истории. Послание президента В.В. Путина к Федеральному собранию РФ, в котором он четко обозначил приоритетные задачи до 2030г. К этому времени, вы уже станете взрослыми и будете их реализовывать. Тем более для вас реализуется программа «Кадры будущего» на известной вам федеральной образовательной платформе «Сириус». И в эти дни там проходит исторический международный фестиваль активной и талантливой молодёжи из 190 стран. Поэтому, я предлагаю вам на этом уроке начать их реализовывать и создать проект по решению проблем европейского Юга России.

1. Организация самостоятельной работы обучающихся в трех группах:

Каждая группа оформляет мини - баннер по одному из направлений проблем. Не более трёх проблем в каждой группе. Используя текст учебника параграфы 35 -38, дополнительные источники, в том числе интернет- ресурсы, изучаете, анализируете информацию и оформляете его в течении 10 минут. Это может быть схема, кластер и просто плакат. Условие- СВО не упоминаем, т.к рано или поздно она закончится и западные территории будут процветать. Тем более в истории нашей страны это уже было в Чеченской республике.

Подготавливаете выступление.

Во время выступления групп вам необходимо заполнить таблицу в рабочих тетрадях. Если что – то не понятно, можно задавать докладчикам дополнительные вопросы.

Чтобы вам было не скучно послушаете мелодии народов Кавказа.

Участники группы сами распределяют обязанности в группе, сами планируют свою деятельность.

- первая группа – тема «Экологические проблемы, и пути решения»

- вторая группа – «Экономические проблемы, перспективы и пути их решения»

- третья группа – «Социальные проблемы, перспективы и пути их решения»

2.Организация выступлений групп.

Вывод: перспективы решения проблем: взвешенная национальная политика на высшем государственном уровне, реконструкция морских портов и развитие морского транспорта. Охрана водоемов от загрязнения, защита почв от эрозии. Развитие курортного хозяйства обновление и реконструкция гостиниц, санаториев. Обратите внимание на слайд, что в послании Президента предусмотрены меры поддержки регионов.

Оцените свою деятельность.

















1.Самостоятельно работают в группах, используя различные источники информации, анализируют ее;

2.Составляют проект по своей теме и подготавливают выступление;

3.Обмениваются информацией через выступления групп;

4. Заполняют таблицу в рабочей тетради.

5. Делают вывод о перспективах развития экономического района;















Взаимная оценка групп.

Этап применения новых знаний.



Теперь, я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу, которая будет полезна для ОГЭ.

Определи субъект СКФО по описанию:

1. Эта республика расположена внутри другого объекта федерации. Здесь находятся Майкопские курганы эпохи ранней бронзы, в которых было найдено первое изображение, напоминающее географическую карту.

2. Здесь проживают два народа, относящиеся к разным языковым семьям. Название одного из них закрепилось в обозначении верхней одежды, которую носят все народы Северного Кавказа. Здесь находятся всемирно известные горные курорты Теберда и Домбай.

3. На территории республики расположена высочайшая вершина России. Здесь разрабатываются месторождения вольфрама и молибдена.

4. В республике титульный народ исповедует христианство. Через ее территорию проходит Военно-Сухумская дорога, связывающая Россию с Абхазией. Особую ценность представляют добываемые здесь полиметаллические руды.

5. Эта республика имеет самую молодую столицу, название которой в переводе означает "город солнца". Ее границы пока не определены.

6. Эта республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Граничит на юге с Республикой Грузия, на юго-востоке, востоке и северо-востоке – с Республикой Дагестан, на северо-западе – со Ставропольским краем, на западе – с Ингушской республикой.

7. В республике насчитывается несколько десятков народов. Для нее характерны максимальные в РФ показатели естественного прироста населения.

8. Этот край называют житницей страны. Здесь располагается единственный в РФ район с субтропическим климатом и крупнейшим нефтеэкспортный порт. Это один из главных санаторно-курортных регионов страны.

9. Этот сельскохозяйственный край занимает.... возвышенность и предгорья Кавказа. Минеральные воды, бальнеологические грязи и живописные ландшафты региона послужили основой для формирования санаторно-курортного района.

10. Это самый промышленный регион Северного Кавказа. Здесь производят сельскохозяйственную технику, атомные реакторы, электровозы и паровые котлы. Центр региона-единственный в районе город-миллионер. На р. Дон находится станица Вешенская-родина знаменитого писателя …


1. Работают в рабочих листах.

1. Адыгея 2. Карачаево-Черкессия 3. Кабардино-Балкария 4. Северная Осетия 5. Ингушетия 6. Чечня 7. Дагестан 8. Краснодарский край 9. Ставропольский край 10. Ростовская область





Самооценка

Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки

Организую самооценивание.



1.Оценивают свою работу.

Рефлексивный этап















1.Сегодня я не случайно начала наш урок словами М,Ю. Лермонтова, он служил на Кавказе, город- курорт Пятигорск хранит о нем память.

Давайте подведем итог нашего урока закончите предложение:

Европейский Юг для меня не смотря на проблемы – это ……..

2. Соотнесение цели и достигнутого результата.

Как вы думаете, выполнили ли мы сегодня цель, поставленную в начале урока?

Ребята, все субъекты Европейского юга являются «жемчужинами» нашей страны, это рекреационные зоны, развивающее АПК, центры тракторостроения и ВПК (демонстрирую фото из «Орлёнка», напоминаю про ДЦ «Артек», у вас есть шанс побывать в этих детских центрах или ФОЦ «Сириус»

3.Домашнее задание: контурная карта отметить рекреационные центры СКФО и ЮФО

4. Заключительное слово:

- Сегодня вы все большие молодцы! Благодарю вас за урок.



1. Участвуют в рефлексии;

2. Анализируют результат своей деятельности;

3.Записывают домашнее задание







Рабочий лист____________________________________________________

ФИ учащегося

Тема_____________________________________________________________________

Задание1.

По координатам некоторых субъектов Европейского Юга определите:

1. самый северный

2. самый южный

3. самый западный

4.самый восточный

Субъект ЮФО и СКФО

Широта

Долгота

ЛНР

47º - 50º с. ш.

37º-40º в. д.

ДНР

48º с. ш.

37ºв.д.

Крым

47º с. ш.

39º в. д.

Ростовская область

45º-50º14´ с. ш.

37º-40º в. д.

Дагестан

43º с .ш.

47º в. д.

Балл за каждый правильный объект



Задание 2. Работа с картой

Оценка:

Работа над проектом:

Оценка:

Определи субъект СКФО по описанию:

1. Эта республика расположена внутри другого объекта федерации. Здесь находятся Майкопские курганы эпохи ранней бронзы, в которых было найдено первое изображение, напоминающее географическую карту. ____________________

2. Здесь проживают два народа, относящиеся к разным языковым семьям. Название одного из них закрепилось в обозначении верхней одежды, которую носят все народы Северного Кавказа. Здесь находятся всемирно известные горные курорты Теберда и Домбай. ____________________

3. На территории республики расположена высочайшая вершина России. Здесь разрабатываются месторождения вольфрама и молибдена. ________________________________________

4. В республике титульный народ исповедует христианство. Через ее территорию проходит Военно-Сухумская дорога, связывающая Россию с Абхазией. Особую ценность представляют добываемые здесь полиметаллические руды. ____________________________________

5. Эта республика имеет самую молодую столицу, название которой в переводе означает "город солнца". Ее границы пока не определены. ________________________________________

6. Эта республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Граничит на юге с Республикой Грузия, на юго-востоке, востоке и северо-востоке – с Республикой Дагестан, на северо-западе – со Ставропольским краем, на западе – с Ингушской республикой. __________________________

7. В республике насчитывается несколько десятков народов. Для нее характерны максимальные в РФ показатели естественного прироста населения.________________________

8. Этот край называют житницей страны. Здесь располагается единственный в РФ район с субтропическим климатом и крупнейшим нефтеэкспортный порт. Это один из главных санаторно-курортных регионов страны. ______________________

9. Этот сельскохозяйственный край занимает .... возвышенность и предгорья Кавказа. Минеральные воды, бальнеологические грязи и живописные ландшафты региона послужили основой для формирования санаторно-курортного района. ____________________

10. Это самый промышленный регион Северного Кавказа. Здесь производят сельскохозяйственную технику, атомные реакторы, электровозы и паровые котлы. Центр региона-единственный в районе город-миллионер. На р. Дон находится станица Вешенская-родина знаменитого писателя …_____

Балл:




Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития Европейского Юга России

Проблемы

Перспективы

Пути решения












Проблемы

Перспективы

Пути решения












Проблемы

Перспективы

Пути решения













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по географии "Европейский юг: проблемы и перспективы развития"

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 647991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока "Угольная промышленность России" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-ughol-naia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767991"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка открытого урока  в 9 классе по географии на тему "Европейский Север""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-v-9-klassie-po-ghieoghrafii-na-tiemu-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "332355"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464928807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства