Урок №1.
  
 
  Тема. Страны Америки. Место и роль США в регионе. Географическое положение, природно - ресурсный потенциал США.
  Цель: сформировать у учащихся общее представление о разнообразии стран Америки; совершенствовать навыки учащихся составлять характеристику ЭГП и ПГП государства, оценивать его природно-ресурсный потенциал; продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами  
  атласа.
  Оборудование: политическая карта мира, политическая карта Северной Америки, физическая карта Северной Америки, атласы, компьютер.
  Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий.
  Структура урока:
   Организационный момент………………………………………………1 мин.
 
  
 
   Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………… 6 мин.
 
  
 
   Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся…… 4 мин.
 
  
 
   Изучение нового материала…………………………………………… 25 мин.
 
  
 
   Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………… 6 мин.
 
  
 
   Итог урока……………………………………………………………… 2 мин.
 
  
 
   Домашнее задание……………………………………………………… 1 мин.
 
  
 
  
 
  Ход урока.
  
  Решающую роль в экономической и политической жизни региона и всего мира играет наиболее мощная в экономическом и военном отношениях страна - США.
  (Т. Усова, Е. Богданова, «Экономическая география мира»)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  Тема, цель, тезис на слайде.
  
 
  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  Беседа по вопросам.
   Что понимают под понятием «ЕГП и ПГП страны?
  Какова цель исследования природно-ресурсного потенциала страны?
  Из чего состоит структура населения?
  К каким странам по экономическому развитию принадлежат США?
 
  
 
  III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  Рассказ учителя.
  Когда в 1492 году корабль Христофора Колумба достиг Багамских островов, путешественники не подозревал о масштабах своего открытия, о том, что площадь земель Нового Света составляет 42.5 млн кв. км, а их недра богаты залежами важнейших полезных ископаемых, Зато последовавшие за Колумбом европейцы быстро увидели сказочные возможности Нового Света, и прошло совсем немного времени, как тысячи представителей Старого Света, бросив дома, семьи и свои занятия, начали переселяться на неизведанные земли.
  Спустя пять столетий мы можем оценить результат деятельности переселенцев и их потомков - развитые и развивающиеся страны Америки. Об их разнообразии, уровнях развития, национальных и иных особенностях вы узнаете на ближайших уроках.  
  
 
  IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  
 
  1. Сообщение учащихся: «Два крупных региона Америки, их общая характеристика». Фоторепортаж.
  ? Какие же факторы определили место, занимаемое США в мире?
  Ответить на этот вопрос нам поможет характеристика ЭГП и ПГП США.
  2. Используя карты атласа и знания, полученные при изучении курса истории, сформулируйте особенности ЭГП США.
  План характеристики на слайде.
  ? А разве достаточно для достижения высоких экономических результатов лишь выгодное ЕГП и ПГП? При каких еще условиях можно достичь лучших результатов?
  
 
  Природно- ресурсный потенциал США.
  
  По количеству и разнообразию природных ресурсов США является одной из богатейших стран мира.
  Рельеф очень разнообразен. Равнины и низменности внутренних частей страны создают благоприятные условия для сельскохозяйственного освоения. Всю западную часть страны занимает горная система Кордильеры, а вдоль Атлантического побережья протянулись невысокие горы Аппалачи.
  Главным преимуществом климата является достаточное увлажнение равнинных земель восточной части страны и их расположение в умеренном и субтропическом поясах. Природное плодородие разнообразных почв улучшается при помощи продуманной мелиорации. Водные ресурсы распределены неравномерно, однако система Великих озер, река Миссисипи с притоками является громадным резервуаром пресных вод.
  США обладают богатыми и разнообразными ресурсами полезных ископаемых.  
  
 
  3. С помощью карт атласа установите географию минеральных ресурсов США. Результаты занесите в таблицу.
  Таблица на слайде. Практикум.
  Вывод: таким образом, США имеют исключительно богатый природно-ресурсный потенциал, к которому в стране относятся крайне бережно. США много национальных парков, заповедников, заказников, ведь именно здесь в конце XIX в. были созданы первые природоохранные территории в мире. Современная система заповедных территорий занимает площадь 30 млн га. И хотя государство и частные лица тратят на охрану окружающей среды громадные средства, масштабы производства настолько велики, что экологических проблем избежать не удается.
  
  Население.
  
 
  Схема на слайде.
  
 
  Огромную роль в формировании населения страны сыграла иммиграция, еще пол века назад бывшая совершенно свободной. Сейчас въезд в США строго нормируется, при этом ежегодно в страну въезжает более миллиона специалистов высокой квалификации, в том числе ученых и научных работников.
  По численности населения-267 млн чел.- США занимают 3-е место в мире, уступая Китаю и Индии. Темпы прироста населения- 0,4 % в год. Средняя плотность населения США гораздо ниже чем во многих развитых странах Европы, и составляет примерно 31чел./км2. Наиболее густо заселены северо-восточные районы страны, где плотность населения превышает 100чел./км2. Среди трех главных экономических районов США безусловным лидером является промышленный Север, где сосредоточена половина населения страны.
  США - одна из наиболее урбанизированных стран мира, доля горожан составляет 75% от общей численности населения. Городов «миллионеров»8: Нью - Йорк, Чикаго, Лос - Анджелес, Хьюстон, Филадельфия, Детройт, Даллас, Сан - Диего если считать города, слившиеся с пригородом, то количество городов – «миллионеров» возрастет до 20. Поскольку сохраняется тенденция субурбанизации, то пригороды оказываются преимущественно «белыми», а в центрах городов велика доля чернокожего населения и выходцев из стран Латинской Америки и Азии. «Одноэтажная» Америка для богатых, а «небоскребы» для бедных.  
  Расширение близко расположенных городских агломераций приводит к тому, что они начинают сливаться образуя мегаполисы. В США мегаполисов три: Босваш (Бостон-Вашингтон) на Атлантическом побережье, Чиппитский (Милуоки-Питтсбург) в районе Великих озер и Сан-Сан (Сан-Франциско- Сан-Диего) в Калифорнии.
  
 
  4. Найдите три мегаполиса США на карте. Нанесите на контурную карту.
  
  Сельское население США проживает в основном на отдельно расположенных фермах(которых становиться все меньше), хотя их жители не обязательно заняты в аграрном секторе. Сельские поселения привлекают условиями быта- относительно спокойными по сравнению с городскими, но не менее комфортабельными.
  В 1980-1990-е гг. экономический рост США сопровождался ростом качества жизни: увеличивалось количество рабочих мест, улучшались условия здравоохранения, становилось доступнее образование и пр.
  Уровень безработицы в США составлял в середине 1990-х гг. всего 6%, тогда как ВВП на душу населения в 2004г, составил 34,8тыс. долл.
  Диаграммы на слайдах.
  
 
  
 
  
 
  V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
  
 
  «Верно» или «Неверно».
   Территория США омывается водами двух океанов. (Н)
  По форме государственного устройства США федеративная республика.(В)
  В состав США входит 49 штатов. (Н)
  ЕГП США весьма выгодно и способствует экономическому развитию. (В)
  Наибольшие запасы нефти в Центральной части материка. (Н)
  Наибольший мегаполис США Босваш. (В)
  Современное население США сложилось в результате смешения различных расовых и этнических элементов. (В)
  Уровень урбанизации и жизни средние. (Н).
 
  
 
  VI. ИТОГ УРОКА
  На слайде
  
 
  VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  Научное сообщение о США.
    5