kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Атмосфера-воздушный океан Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии на тему "Атмосфера-воздушный океан Земли" для 6 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Атмосфера-воздушный океан Земли"»




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Тарева Анастасия Валерьевна

Район

Кстовский район

Место работы

МБОУ СШ №6 с кадетскими классами

Должность

Учитель географии, ОБЖ и права


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественные науки

География

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Домогацких Е.М.

Тема учебного занятия

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема атмосфера изучается в 6 классе, после изучения темы литосфера, является первой в разделе

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть теоретическими знаниями в области изучения атмосферы , научиться использовать полученные знания на практике.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся давать определение понятий: «атмосфера», «тропосфера», «мезосфера», «стратосфера», «ионосфера», выделяя их существенные признаки


Обучающиеся получат возможность ….

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умением организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умением вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умением взаимодействовать и работать в группе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладеют практическими умениями работы с учебником.

Обучающиеся получат возможность ….

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Обучающиеся получат возможность воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ


Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся


Имеют опыт изучения оболочек Земли

Имеют начальное понятие о воздушном слое, о составе воздуха, о функции слоев воздуха, о связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека.

Могут сравнивать, сопоставлять факты и явления.

Могут планировать свою деятельность.






Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тестирование

Устный ответ

Рецензия на ответ одноклассника

Пользование ИКТ

Рефлексия занятия

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник География 6 класс Домогацких

Светлана Мирнова: Атмосфера. Всё о воздушном океане Земли

Лев Тарасов: Ветры и грозы в атмосфере Земли.

Филиппов А.Х: Учение об атмосфере

География и землеведение. 6 класс. Атмосфера и биосфера (CDmp3)

Видеофрагмент-Слои атмосферы


Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы её состав и строение».

Электронный учебный модуль «Атмосфера Земли»

Электронный учебный модуль «Атмосферное давление»


Техническое обеспечение

  • презентация к уроку;

  • видеофильм «Атмосфера Земли»

  • компьютер, проектор.

  • Выход в интернет



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся

Организация деятельности на уроке.

Формирование 3рабочих групп .

Обеспечение необходимым оборудованием и материалами

(компьютер, файловая
папка с бланками заданий, учебники, словари, энциклопедии)

Работу каждой группы организуют координаторы, которых Вы должны выбрать самостоятельно и представить пофамильно.


Проверяют, все ли готово к уроку

Разбиваются на группы

Придумывают названия для групп


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана», которое вывешено на доске в качестве эпиграфа к уроку.

– О какой географической оболочке нам предстоит узнать?

Задание группам: пользуясь

разнообразными источниками информации 
( словари, энциклопедии, Интернет ), сформулируйте понятие «атмосфера».
На доску вывешивается табличка с названием темы: АТМОСФЕРА.
Воздушная оболочка Земли – атмосфера( от греч. «пар» и «шар»)

? Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе?
? Где можно встретить воздух?
? Что вам известно о свойствах воздуха?
? А знаете ли вы о границах атмосферы?
? Можете ли вы назвать слои атмосферы?
? Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере?

Нам предстоит узнать о атмосфере -воздушной оболочке Земли











Мы уже знаем, что воздух окружает нашу планету, он прозрачен и мы им дышим.


Везде (приводят доказательства из собственного опыта)

нет, но хотели бы знать



Учащиеся формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы, тем самым определяют цели и задачи урока.


Нам хотелось бы более подробно узнать какие еще особенности имеет воздух, из чего он состоит, как называется каждый слой атмосферы и каково ее предназначение.







1.3. Создание проблемной ситуации

Говоря о свойствах воздуха, я предлагаю вам прослушать отрывок из сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Белый не может лететь так высоко!

- Он должен знать, что летать высоко легче, чем летать низко! - ответила Акка.

О каком главном свойстве воздуха говорится в сказке?

Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы.

– Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?






Это одно из свойств воздуха – плотность






Дети формулируют учебную проблему

как вопрос: Почему на большой высоте летать легче?













2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.


АТМОСФЕРА


Состав

Границы

Свойства

Атмосферное давление

Значение в жизни людей




Дети выражают мнение что и в какой последовательности нам предстоит изучить на уроке

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение»,

Чтобы выяснить значение воздуха, каждой группе предлагается поработать с ресурсом , в результате чего они должны выявить основные свойства воздуха.



Значение воздуха на Земле.

1. Дыхание живых организмов.

2. Защита от перегревания и от переохлаждения.

3. Защита от попадания небесных тел.

4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего

живого.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

На вопросы, связанные с границами, составом и строением атмосферы, поможет ответить демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение»




В процессе ребятам предлагается поработать с карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.




Результаты выполнения задания обсуждаются

В процессе просмотра ребята работают с карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора



Карточка – задание.

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.

7. Облака могут отличаться _________, нести осадки или предвещать их.


Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера.


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Выполнение практикума «Атмосфера Земли»

http://fcior.edu.ru/card/8823/praktikum-atmosfera-zemli-uglublennoe-izuchenie.html

Ребята выполняют практикум


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

На экран выводятся ответы на тестирование

Ребята, есть среди вас те, кто правильно выполнил 6?

Вы неплохо справились с заданием.
А есть у нас такие, кто выполнил 7-8 заданий?

Вы хорошо поработали!
Поднимите руки те, у кого 9-10 правильных ответов.

Молодцы! Вы справились с заданием отлично!


Ребята выполняют самопроверку

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).
А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.
Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал? 

Домашние задание:

Базовый уровень:

Изучить параграф 12 и составить словарь основных понятий по теме.

Повышенный :

Составить кроссворд на тему «Атмосфера»

Высокий:

Сделать модель своего барометра по инструкции учебника и попробуйте определить давление.

  • Сегодня на уроке я чувствовал себя….

  • Я узнал, что атмосфера…

  • Я никогда не знал, что…

  • Когда я проанализировал, то мне стало понятно…

  • В работе с тренажером мне было…

  • При выполнении практической части на компьютере я испытал…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Атмосфера-воздушный океан Земли"

Автор: Тарева Анастасия Валерьевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства