Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Общественные науки География |
Класс | 6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Домогацких Е.М. |
Тема учебного занятия | Атмосфера - воздушная оболочка Земли |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Атмосфера - воздушная оболочка Земли |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема атмосфера изучается в 6 классе, после изучения темы литосфера, является первой в разделе |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Овладеть теоретическими знаниями в области изучения атмосферы , научиться использовать полученные знания на практике. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся давать определение понятий: «атмосфера», «тропосфера», «мезосфера», «стратосфера», «ионосфера», выделяя их существенные признаки | Обучающиеся получат возможность …. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умением организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умением вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умением взаимодействовать и работать в группе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладеют практическими умениями работы с учебником. | Обучающиеся получат возможность …. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся осознают ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Обучающиеся получат возможность воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Обучающиеся Имеют опыт изучения оболочек Земли Имеют начальное понятие о воздушном слое, о составе воздуха, о функции слоев воздуха, о связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека. Могут сравнивать, сопоставлять факты и явления. Могут планировать свою деятельность. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Тестирование | Устный ответ Рецензия на ответ одноклассника Пользование ИКТ | Рефлексия занятия |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие учащихся Организация деятельности на уроке. Формирование 3рабочих групп . Обеспечение необходимым оборудованием и материалами (компьютер, файловая папка с бланками заданий, учебники, словари, энциклопедии)
Работу каждой группы организуют координаторы, которых Вы должны выбрать самостоятельно и представить пофамильно.
| Проверяют, все ли готово к уроку Разбиваются на группы Придумывают названия для групп |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана», которое вывешено на доске в качестве эпиграфа к уроку. – О какой географической оболочке нам предстоит узнать? Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации ( словари, энциклопедии, Интернет ), сформулируйте понятие «атмосфера». На доску вывешивается табличка с названием темы: АТМОСФЕРА. Воздушная оболочка Земли – атмосфера( от греч. «пар» и «шар»)
? Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе? ? Где можно встретить воздух? ? Что вам известно о свойствах воздуха? ? А знаете ли вы о границах атмосферы? ? Можете ли вы назвать слои атмосферы? ? Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере? | Нам предстоит узнать о атмосфере -воздушной оболочке Земли Мы уже знаем, что воздух окружает нашу планету, он прозрачен и мы им дышим. Везде (приводят доказательства из собственного опыта) нет, но хотели бы знать Учащиеся формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы, тем самым определяют цели и задачи урока. Нам хотелось бы более подробно узнать какие еще особенности имеет воздух, из чего он состоит, как называется каждый слой атмосферы и каково ее предназначение. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Говоря о свойствах воздуха, я предлагаю вам прослушать отрывок из сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Белый не может лететь так высоко! - Он должен знать, что летать высоко легче, чем летать низко! - ответила Акка. О каком главном свойстве воздуха говорится в сказке? –Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. – Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?
| Это одно из свойств воздуха – плотность Дети формулируют учебную проблему как вопрос: Почему на большой высоте летать легче? |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока. АТМОСФЕРА Состав Границы Свойства Атмосферное давление Значение в жизни людей | Дети выражают мнение что и в какой последовательности нам предстоит изучить на уроке |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение», Чтобы выяснить значение воздуха, каждой группе предлагается поработать с ресурсом , в результате чего они должны выявить основные свойства воздуха. | Значение воздуха на Земле. 1. Дыхание живых организмов. 2. Защита от перегревания и от переохлаждения. 3. Защита от попадания небесных тел. 4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего живого. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | На вопросы, связанные с границами, составом и строением атмосферы, поможет ответить демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение»
В процессе ребятам предлагается поработать с карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора. Результаты выполнения задания обсуждаются | В процессе просмотра ребята работают с карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора Карточка – задание. 1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________. 2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%. 3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________. 4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы. 5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи. 6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы. 7. Облака могут отличаться _________, нести осадки или предвещать их. Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Выполнение практикума «Атмосфера Земли» http://fcior.edu.ru/card/8823/praktikum-atmosfera-zemli-uglublennoe-izuchenie.html | Ребята выполняют практикум |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | На экран выводятся ответы на тестирование Ребята, есть среди вас те, кто правильно выполнил 6? Вы неплохо справились с заданием. А есть у нас такие, кто выполнил 7-8 заданий? Вы хорошо поработали! Поднимите руки те, у кого 9-10 правильных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично! | Ребята выполняют самопроверку |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы). А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста. Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке? Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали? Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным? Есть в классе такие, кто не понял материал? Домашние задание: Базовый уровень: Изучить параграф 12 и составить словарь основных понятий по теме. Повышенный : Составить кроссворд на тему «Атмосфера» Высокий: Сделать модель своего барометра по инструкции учебника и попробуйте определить давление. | Сегодня на уроке я чувствовал себя…. Я узнал, что атмосфера… Я никогда не знал, что… Когда я проанализировал, то мне стало понятно… В работе с тренажером мне было… При выполнении практической части на компьютере я испытал… |