Разработка поурочного плана по социальной и экономической географии мира
Разработка поурочного плана по социальной и экономической географии мира
При разработке данного поурочного плана использовались приемы развития критического мышления уащихся на уроках географии. Данная методика успешно применяется при изучении всего курса школьной географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка поурочного плана по социальной и экономической географии мира»
Из собственного опыта
преподования географии.
При определения методов обучения географии, обычно подчеркиваются две стороны. Во-первых, то, что обучения — способы действия учителя, определяющие деятельность учащихся; во-вторых, то, что обучения не ограничиваются только образованием знаний учащихся, но имеют цель — развить творческие силы учащихся, приучить их к самостоятельному исканию истины, выработать у них правильные взгляды и убеждения.
Методы являются не только способами работы учителя, но и путями, позволяющими наметить в определенной степени ход мыслительного процесса учеников. Пользуясь тем или иным методом обучения я могу заранее предвидеть некоторые процессы познавательной деятельности школьников, наметить пути усвоения учащимися знаний, овладения приемами учебной деятельности, в том числе приемами умственной деятельности.
При обучении, учителя географии обычно применяет в различных сочетаниях несколько методов, каждый из которых имеет свои особенности. Одни методы в большей степени способствуют формированию умения работы с картой, другие — развивают наблюдательность, третьи — речь учащихся и т. п.
Выбор методов определяется прежде всего содержанием изучаемого материала. Одни разделы школьного курса географии целесообразно изучать методом рассказа или школьной лекции, другие — путем работы с картой, третьи требуют проведения наблюдений, демонстрации наглядных пособий.
Выбор метода обучения зависит также от возраста, жизненного опыта и уровня развития учащихся
Опыт передовых учителей географии свидетельствует о том, что умелое сочетание различных методов позволяет достичь лучших результатов в усвоении знаний, формировании умений и навыков по географии. Творческое сочетание методов обучения географии следует рассматривать как одно из ведущих средств в перестройке обучения географии.
Совершенствование учебного процесса, внедрение новейших технических средств в обучение географии, повышение роли самостоятельности учащихся на уроке изменят существующую методологию обучения, т.е. обобщая вышеперечисленное можно отметить что для достижения положительного эффекта учитель должен обладать целым арсеналом различных методов обучения. Так как в рамках нашего педсовета расписывать всю методологию собственного преподования географии, по причине предоставленного регламента не представляется возможным, хочу более подробно остановится на одном из часто используемых мною на уроках технологий «Методах развития критического мышления» На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал. Китайская поговорка гласит: «Не давай голодному рыбу. Дай ему удочку и тогда сколько ему надо рыбы ,столько он себе и наловит». Точно так же не надо давать ребенку готовые знания, мы должны научить эти знания добыть самостоятельно,т.е. научить ребенка анализировать, сравнивать вычленять главное, обобщать, делать вывод и как следствие, научить ребенка применять знания в новой ситуации, А ведь по такономии Блума применение знаний в новой ситуации является наивысшей степенью формирования знаний, умений и навыков.
Применение на уроках географии стратегий развития критического мышления дают следующие преимущества:
максимальный охват коллективной деятельностью всего класса
максимальная оценконакопляемость
использование условий совместной работы (распределение ролей, постоянная смена ролей, возможность живого обсуждения, дискуссии, возможность перемещения по кабинету и т.д.) резко повышает интерес к участию в коллективной работе;
возможность более тщательной, глубокой проработки учебного материала.
использование более 80 стратегий развития критического мышления
четкая, интуитивно понятная структура урока
Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала. Критическое мышление отождествляется творческим мышлением, которое предполагает продуцирование новых идей, выходящих за рамки жизненного опыта, а критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Чтобы учащийся мог мыслить критически, необходимо развивать в нем ряд качеств: 1. Готовность к планированию. Упорядочность мысли – признак уверенности. 2. Гибкость. Восприятие идей других людей дает возможность формулировать собственные идеи и мысли. 3. Настойчивость. Добиваться результатов в обучении. 4. Готовность исправлять свои ошибки, сделав верные выводы, использовать ошибки для продолжения обучения. 5. Осознание. Умение отслеживать ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений. Принятые решения должны восприниматься другими людьми. Структура данной технологии представлена в системе. Она позволяет целенаправленно достигать поставленных целей. Состоят из трех технологических этапов.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»
Что бы более подробно представить применение стратегий развития критического мышления на уроке хочу предложить Вашему вниманию примерную разработку урока географии в 10 классе по теме «Природные ресурсы мира».
.
тема: Природные ресурсы мира.
Основная цель: формирование у учащихся знаний о природных ресурсах и о мерах по их эффективному использованию
Задаччи : - учащиеся раскроют понятие «природные ресурсы мира»;
определят виды природных ресурсов и их класиффикацию;
определят эффективные меры по охране природных ресурсов;
разовьют навыки самостоятельной учебно поисковой деятельности на основе отбора и анализа информации;
научатся совместной работе в минигруппах;;
Ход урока:
Вызов:
А) Индивидуальная работа: “Что относится к природным ресурсам ? Составление кластера