kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды. »

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза» Разработка урока по географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды Выполнила учитель географии: Пискунова Нина Ивановна





г. Перевоз

2015 г.

Тема урока: Природа Антарктиды. Тип урока: урок изучения нового материала, использование метода проектов. Цели урока: Образовательно-развивающие: - выявить особенности природы Антарктиды, усвоить взаимосвязь между компонентами природы, устанавливать связь между географическим положением, природными условиями и уникальностью материка Антарктида. Дидактические: - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии метода проектов самостоятельного обучения. Воспитательные: – формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое-часть», «общее – особенное - единичное».

Задачи: Образовательные: - способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде. Развивающие: - продолжить обучение методами географических исследований: системный подход – выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды. Воспитательные: - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование урока: учебник «География. Наш дом – Земля», атласы, настенные карты «Физическая карта мира», «Антарктида», энциклопедические словари, выставка творческих работ учащихся «Антарктида», презентации, визитные карточки материка, компьютер, интерактивная доска, Интернет.

Ход урока

1 этап - Погружение в проект – физкультминутка, настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем целей и задач урока, составление проектов и его конечного результата, создание рабочих групп. 2 этап - Организация деятельности. Учитель. На прошлом уроке мы изучали географическое положение, открытие и исследование материка Антарктида.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - учёные, побывавшие на ледяном континенте «Антарктида», геолог и полярный исследователь, и прежде чем приступить к составлению проектов они зададут вам интересующие их вопросы, а затем примут участие в оценивании ваших проектов.

Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка: Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты? (Антарктика). 1.Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км2).

  1. Назвать крайнюю точку материка и её координаты? (мыс Сифре 63°ю. ш. и 58° з. д.)

  2. Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).

  3. Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).

Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
  1. Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).

  2. Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).

  3. Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).

  4. Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).

  5. Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).

  6. Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду)

Учитель. Ребята! На прошлом уроке творческие группы получили домашнее задание составить характеристику поэтапного исследования Антарктиды. Используя ваши данные, занесем сведения в таблицу. В дальнейшем информацию используем при создании проектов (слайд)

1 ученик: начальный этап исследования Антарктиды. Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка. (16 в. – начало 19 в.)

Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав, Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.


2-й ученик: второй этап исследования Антарктиды. Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.)

Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах.
В 1820-21 американские и английские промысловые суда приближались к Антарктическому полуострову. В 1831-33 вокруг Антарктиды совершил плавание английский мореплаватель Дж. Биско на судах «Туле» и «Лайвли». Французский океанограф Ж. Дюмон-Дюрвиль в 1837-40 руководил экспедицией в южные полярные широты, во время которой были обнаружены Земля Адели, остров Жуанвиль и Земля Луи Филиппа. В 1838-42 Ч. Уилкс возглавлял комплексную экспедицию в южную часть Тихого океана, во время которой была открыта часть побережья Восточной Антарктиды — Земля Уилкса. Дж. Росс, отправившийся в Антарктиду в 1840-43 на судах «Эребус» и «Террор», открыл море и огромный ледяной барьер высотой ок. 50 м, тянущийся с запада на восток на расстояние 600 км, названные позднее его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
Плавания к Антарктиде после длительного перерыва возобновились в конце 19 столетия в связи с растущими потребностями китобойного промысла. У берегов ледового материка побывали экспедиции: шотландская, открывшая землю Оскара II (на судне «Балена», 1893), норвежская, обнаружившая берег Ларсена (суда «Язон» и «Антарктика», 1893-94), и бельгийская (под руководством А. Жерлаша), зимовавшая в 1897-99 в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика». В 1898-99 К. Борхгревинк провел первую зимовку на материке на мысе Адер, во время которой он вел систематические наблюдения за погодой, затем обследовал море Росса, поднялся на одноименный барьер и на санях продвинулся до рекордной широты — 78° 50.


3-й ученик: третий этап исследования Антарктиды. Изучение побережья и внутренних областей Антарктиды (первая половина 20 века)

Первое в нашем столетии путешествие в Антарктиду совершил Р. Скотт, который в 1901-04 на судне «Дисковери» подошел к берегам континента, исследовал побережье моря Росса, открыл п-ов Эдуарда VII, ледник Росса, по западному краю которого дошел до 82° 17ю. ш. Во время этой, одной из самых результативных для своего времени, экспедиции, собран обширный материал по геологии Антарктиды, ее флоре, фауне и полезным ископаемым. В 1902 Э. Дригальский открыл и обследовал территорию, названную Землей Вильгельма II. На основе собранного материала он разработал теорию двигающихся льдов. Шотландский мореплаватель и врач У. Брюс в 1892-93 и 1902-04 вел океанологические исследования в море Уэделла, открыл Землю Котса. Он разработал проект трансантарктического перехода, который был выполнен спустя полвека. Французская экспедиция под командованием Ж. Шарко в 1903-05, проводившая исследования у западного побережья Антарктического полуострова, отрыла Землю Лубе.
Английский путешественник Э. Шеклтон в 1907-09 возглавил экспедицию на санях к Южному полюсу, по пути открывшую один из крупнейших ледников на планете — ледник Бирдмора. Из-за недостатка провианта и гибели ездовых животных (собак и пони) Шеклтон повернул обратно, не дойдя до полюса 178 км. Первым достиг Южного полюса норвежский полярный путешественник и исследователь Р. Амундсен, который в январе 1911 высадился на ледяной барьер Росса и 14 декабря 1911 с четырьмя спутниками достиг Южного полюса, открыв по пути горы Королевы Мод. На месяц позже (18 января 1912) полюса достигла группа, возглавляемая Р. Скоттом. На обратном пути в 18 км от базового лагеря Скотт и его спутники погибли. Их тела, а также записи и дневники были найдены спустя восемь месяцев.
Две антарктические экспедиции: в 1911-14 и 1929-31 осуществил австралийский геолог и путешественник Д. Моусон, обследовавший часть побережья материка и нанесший на карту свыше 200 географических объектов (в т. ч. Землю Королевы Мэри, Землю Принцессы Елизаветы и Землю Мак-Робертсона).
Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 американский полярный исследователь, адмирал и летчик Р. Бэрд. В ноябре 1929 он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-47 под его руководством было осуществлено четыре крупных экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля. Бэрд пролетел над континентом около 180 тыс. км. Первый трансантарктический перелет совершил в 1935 американский горный инженер и летчик Л. Элсуорт, открывший ряд географических объектов на материке, в том числе горы, названные им в честь своего отца.
В 1933-37 Л. Кристенсен, следуя вдоль побережья на судне «Торсхавн», открыл Берег Принца Гаральда, Берег Леопольда и Астрид. Д. Римилла в 1934-37 впервые пересек Антарктический полуостров. В 40-50-е гг. в Антарктиде начинают создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов.


4-й ученик: чётвертый этап исследования Антарктиды. Международные систематические исследования Антарктиды (вторая половина 20 в.)

В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские — обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские — Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо).
С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 — 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые. В 1959 заключен международный договор об Антарктиде, способствовавший развитию сотрудничества в исследовании ледового континента.


Физкультминутка: Учитель: Ребята, давайте на минутку мысленно представим белую, безжизненную пустыню Антарктиды. Для этого закройте глаза, наклоните голову на правое плечо, затем на левое плечо. А теперь встаньте, посмотрите в окно, вы видите также заснеженный пейзаж, но он в Перевозе не сравнимо богаче Антарктиды. А по сравнению с природой других Южных материков, яркие краски которой представлены у нас на стенде, Антарктида имеет самый бедный органический мир. 3. Осуществление деятельности. Выполнение информационного проекта

Учитель: Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные, так или иначе, с процессами, развивающимися на всей планете. Загадочность, таинственность, неизведанность, красота материка всегда притягивает учёных, путешественников, исследователей всего мира.

Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктиды развивается в суровых, экстремальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима! Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктиды: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц, конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктиды, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктиды.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит исследовать особенности природы Антарктиды. Класс делится на 5 групп проектировщиков, каждый участник вносит свой вклад в изучение, исследование и охрану природы материка. Выполняются информационные проекты по 5 темам: - геология и рельеф материка; - исследование ледникового покрова Антарктиды; - зообиологические особенности Антарктиды; - погода и климат на континенте; - практическое использование Антарктиды в различных областях человеческой деятельности.

Цели и задачи проекта: 1.Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций, обобщение и систематизация знаний о природе Антарктиды. 2. Показать возможности использования компьютера и интерактивной доски как инструмента практической и учебной деятельности человека. 3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации. 5.Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли. 6.Уметь слушать и уважать мнение товарища. 7. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.


Этапы осуществления информационного проекта


Этапы работы

Задачи

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Погружение в проект

Подготовка

1.Выбор тем информационных проектов

Каждая группа обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости нужную информацию, устанавливает цели (вопросы)

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей (вопросов)

2.

Организация деятельности

Планирование

1. Определение источников информации 2. Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение способа представления результатов. 4. Разделение обязанностей между членами команды.

Выбирают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3.

Осуществление деятельности (отвечают на вопросы)

Исследование

1.Поиск и сбор информации, решение промежуточных задач. 2. Анализ информации, формулирование выводов

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

4.

Презентация результатов. Защита проектов.

Представление или отчёт.

1. Обобщение 2. Оформление отчёта

Докладывают о результатах своей работы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Учитель организует экспертизу, привлекая геолога и полярника, оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчёта.

5.

Рефлексия

Оценки результатов процесса в целом.

1. Высказывание своей точки зрения 2. Подведение итогов

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проводится групповая рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки


4. Презентация результатов. Защита проектов.


Учитель: Проекты составлены. Каждая группа представляет свою исследовательскую работу - проект. Эксперты – геолог и полярный исследователь оценят работу. Каждый участник пресс- конференции выслушивает представленные проекты, оценивает и высказывает свою точку зрения.


Группа №1. Проект «Геология и рельеф материка»


Вопросы

Содержание проекта

Примечания




1. Результаты геологических исследований Антарктиды.
























2. В чём особенности подлёдного рельефа материка?























3. Какие перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?










Проектировщики:


1-й: Наш проект основан на результатах исследований Антарктиды. Учёные, изучая окаменелости в осадочных породах, Антарктического полуострова нашли доказательства того, что растительная жизнь процветала здесь во влажном умеренном климате. Подтверждение этому находки окаменелых остатков широколиственных лесов и обитателей тёплых морей. В 1981 году палеонтологи раскопали окаменевшую часть челюсти сумчатого животного, которое жило около 40 млн. лет назад. Найденное сумчатое животное, подтвердило теорию о миграции сумчатых, из мест своего первоначального обитания Америки и Антарктиды, в Австралию.

Недавно геологами найдены окаменевшие останки скелетов динозавров, живших 75 – 80 млн. лет назад. Всё это свидетельствует, о том, что материки были близки друг к другу, и на Антарктиде было тепло. Ещё 40 – 50 лет назад нельзя было ответить на вопрос, что находиться под мощным ледниковым покровом, теперь учёные установили, что в основе большой части материка лежит Антарктическая платформа.

Предлагаем дальнейшее исследование материка Антарктида, в содружестве со всеми заинтересованными странами мира.



2-й: Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

Около 1/3 рельефа материка лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Западная Антарктида характеризуется большой расчленённостью. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится и самый высокий горный массив(5140 м). В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000 – 4000 м. Они сложены древнейшими отложениями. У окраины материка, на одном из прибрежных островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Предлагаем проложить экскурсионные тропы на лыжах в летнее время года.


3-й: В недрах Антарктиды обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, цветные металлы, алмазы, найдены следы нефти, природного газа. Установлены признаки месторождений слюды, графита, горного хрусталя, а также многих цветных металлов. Но международный статус материка и суровые погодные условия не дают возможности добывать полезные ископаемые. В 1985 г. в Антарктиде установлено 17 зон усиленной охраны и 21 зона повышенного научного интереса, куда можно попасть только по особому разрешению. Таким образом, можно обеспечить международную безопасную добычу полезных ископаемых в научных целях.


Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст геолог?


Ответ геолога: оценка проекту положительная, потому что этот проект буровых установок уже активно используется при разработке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.






Атлас,
презентация




























Иллюстрации, рисунки,

энциклопедический словарь



























Карта «Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды»


Группа № 2. Проект «Исследование ледового покрова Антарктиды».


Вопросы

Содержание проекта

Примечания



1. Что такое гляциология?



2. В чём особенность льда Антарктиды?










3. Какие виды исследований проводятся на материке?








4. Образование айсбергов.



Проектировщики:

1-й: Гляциология - это наука о льдах во всех формах их образования.


2-й: Если растопить весь лёд Антарктиды, который составляет 85% всех ледников Земли, то уровень Мирового океана повысится на 60 метров, так как средняя толщина ледникового панциря составляет 1780 метров, а наибольшая 4300 метров. Средняя скорость движения льда от внутренних районов к побережью около 200 метров в год. При такой скорости уже через 5000 лет Антарктида увеличила бы свою площадь в 2 раза, а через 20 тыс. лет соединилась с Африкой, Австралией и Южной Америкой, но океан отрывает у материка льды и уносит их в тёплые воды.

Предлагаем Антарктиду использовать как мировой холодильник.


3-й: Бурение ледового покрова даёт учёным возможность судить о климате Земли в прошлые геологические эпохи и температурах, при которых происходило накапливание льда. На станции Восток пробурена скважина глубиной 1800 метров, а на станции Соединённых Штатов Америки - Берд – глубиной 2164 метра. Именно так были обнаружены подледниковые солёные озёра, лежащие ниже уровня Мирового океана.

По примеси вулканического пепла в слоях льда делают выводы о прошлой активности антаркти-ческих вулканов.

4-й: По краю материка ледник обламывается, образуя «айсберги». Встречался айсберг длиной 170 км и шириной 40 км. От­дельные айсберги плавают до 10 лет. В одной из ледяных гор ви­дели вмерзшие полки с посудой. Это были остатки одной амери­канской экспедиции.


Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст полярник? Ответ полярника: проект оценивается положительно. Ребята, у вас есть возможность продолжить исследование материка не только теоретически, но и практически.






Энциклопедический словарь




Рисунки, слайды














Слайды

Группа №3 Проект «Зообиологические особенности Антарктиды»



Вопросы


Содержание проекта


Примечания


1. В чём уникальность органического мира Антарктиды?


















2. Почему императорского пингвина считают символом Антарктиды

















Проектировщики:

1: Суровые условия материка – причина бедности органического мира Антарктиды.

Именно здесь формируется самая южная природная зона суши – Антарктическая пустыня в условиях арктического климата, характеризующаяся господством ледников, почти полным отсутствием почв и скудной растительностью на свободных ото льда участках лишайниками, мхами , водорослями, микроскопическими грибами и бактериями. Эти участки жизни называются антарктическими оазисами. Животный мир связан с омывающими материк водами, Воды богаты планктоном, крилем, кальмарами, из рыб - ледяная, макрурус, путассу, нототения. Из крупных животных встречаются киты, касатки, тюлени (морской слон, морской котик, морской леопард) и моржи.

Не смотря на бедность органического мира Антарктиды, здесь много эндемиков. Предлагаем, используя воздушный вид транспорта, – вертолет, организовать туристические маршруты.


2-й: Насчитывается более 44 видов птиц (пингвины, буревестники, поморники, альбатросы). На материке обитают 17 разновидностей пингвинов. Наиболее распространены пингвины Адели и Императорские

Императорские достигают 120 см и весят до 60 кг.

Пингвины Адели в 2 раза меньше ростом. Весят 5 - 6 кг. Они подвижны и любопытны. Все пингвины питаются рыбой .Зимой на материке остаются только императорские пингвины . Именно они не покидают материк в длинную полярную ночь и в разгар зимнего сезона выводят потомство. Именно по этой причине императорские пингвины являются символом Антарктиды.

Предлагаю просмотреть видеосюжет о жизни в Антарктиде.

Вопрос учителя: оценку проекта даёт геолог. Ответ геолога: проект положительный. Рекомендую создать международный заповедник по охране органического мира Антарктиды.




Показ слайдов


Энциклопедический словарь
















Показ слайдов










Видеосюжет о жизни в Антарктиде








Группа №4. Проект «Климат на континенте».


Вопросы

Содержание проекта

Примечания



1.Роль российской станции «Восток» в определении климата планеты?













2. Антарктида – самый холодный материк. Так ли это?





3. Какую роль в формировании климата играют ветры?


Проектировщики:

1-й: Антарктида - это материк жёсткого солнца, морозов и страшной пурги. Российская полярная станция «Восток» расположена в районе Южного геомагнитного полюса Земли на расстоянии 1250 км от берега в Восточной Антарктиде,на плато Советское, действует с 1957 года. Это самая высокогорная станция - на высоте 3488 метров над уровнем моря. Санно - гусенечный поезд добирается сюда из станции «Мирный» за 1,5 месяца, а самолёты летают на «Восток» только летом.

2-й: Зимовка на «Востоке» сложная из-за абсолютной сухости воздуха и атмосферного давления, которое здесь вдвое ниже нормального, это может вызвать головокружение и носовое кровотечение. Атмосфера очень разряжена (гружё­ный самолёт с натугой поднимается в воздух, подсчитано что содержание кислорода в атмосфере здесь такое же, как на высоте 5000 метров). Именно здесь формируются антарктические воздушные массы воздуха . 3-й: Знойное восточное лето здесь проходит при средней январской температуре -35*С. На станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегист­рирована самая низкая температура на всём земном шаре -89.2 °С . Это мировой полюс холода. Случалось, что люди обмораживали роговицу глаз, легкие. Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год во внутренних районах, до 600 мм у побережья . Средняя температура января на материке (-7 °С), температура июля (-36 °С). 4-й: Из центра к периферии дуют стоковые ветры. В прибрежной зоне эти ветры дуют со скоростью 360 км/ч. Второе название этих ветров – ледниковые ветры Антарктиды. Сила ветра объясняется большой разницей атмосферного давления центральной и прибрежной части материка. Ураганы поднимают 25 млн. т снега, и препятствуют прохождению более теплых воздушных масс с океана на материк. Климат очень суровый.

1-й: Предлагаем всех людей с вредными привычками отправлять в Антарктиду за свежими идеями и избавления от вредных привычек.

Вопрос учителя: оценку проекта дает полярник. Ответ полярника: много интересных фактов представлено проектировщиками. Оценка проекта положительная.








Презентация







Учебник, энциклопедический словарь







Иллюстрации, фотографии, рисунки


Группа № 5: «Проект практического использования Антарктиды».


Вопросы

Содержание проекта

Примечания



1. Каков международ- ный статус материка .







2.Как организовать туристический маршрут по материку?

Проектировщики:

1–й:

Материк Антарктида никому не принадлежит, это безъядерная зона, никто не может хранить и использовать радиоактивные вещества на этом материке, запрещено использовать атомоходы, только дизельные ледоколы.

2-й:

Поэтому предлагаем проект практического использования под названием:

Антарктида – область международного туризма

1-й:

Предлагаем путево­дитель по материку:

1.Посёлок Мирный - это самая первая антарктическая станция нашей страны, названная в честь шлюпа, на котором была открыта Антарктида.

2-й:

2. Путь лежит на станцию Молодежная, где нахо­дится научный центр, куда со всех станций стекается научная информация.

3.На станции Новолазаревская можно уви­деть шельфо-вые ледники .

1-й:

4.Отправиться в сердце Антарк­тиды на полярную станцию Амундсен - Скотт (США) и побывать на южном полюсе.

5.Посетить станцию Восток, которая является самым холодным местом на Земле.

2-й:

6. Побывать у подножия единственного вулкана Эребус с его зага­дочным происхождением.

7.Заканчить маршрут в долине Р. Скотта, где находится небольшой музей отважного иссле­дователя.

8.Плавание по Мировому океану сделают это путе-шествие незабываемым.

1-й:

современная авиация доставит туристов на материк.

Туристы – экстремалы, мечтают побывать на Антарктиде

Корабль во льдах

Купание в горячем источнике

Автобусы Антарктиды

Для посещения материка нужна тёплая одежда


2-й: Приятного путешествия!

Вопрос учителя: какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог?

Ответ полярника: учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов. Проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки. Ответ геолога: уникальное геологическое строение материка придаёт ему больше таинственности, а туристов это притягивает. Будущее за этим проектом.












Физическая карта Антарктиды












Схемы, рисунки, маршрутный лист



5. Рефлексия (учащиеся высказывают своё мнение, свою точку зрения по данной теме)


* Учитель. Как вы думаете, какие факторы повлияли на формирование природы Антарктиды? (Составление кластера, использование интерактивной доски)


Кластер «Природа Антарктиды».


Подведение итогов.

Домашнее задание: №37, творческие задания по выбору: - создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Антарктиды», - составит научный прогноз, что льды Антарктиды растают, - определить и выписать самое, самое (единичное) … в Антарктиде (например: самый высокий, самый холодный и т.д.).

Литература

1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. 2. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. 7 класс. Дрофа, Москва, 2006. 3. Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М: Дрофа, 2008. 4. Журнал "География в школе", №3, 2010. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. 6 -ое изд.ание - М.: Просвещение, 2009. 6. Интернет - ресурсы: http://www.antarktis.ru/ 7. http://festival.Iseptember.ru/articles/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды.

Автор: Пискунова Нина Ивановна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства