Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды.
Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды.
Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды. »
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза» Разработка урока по географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды Выполнила учитель географии: Пискунова Нина Ивановна
г. Перевоз
2015 г.
Тема урока: Природа Антарктиды. Тип урока: урок изучения нового материала, использование метода проектов. Цели урока: Образовательно-развивающие: - выявить особенности природы Антарктиды, усвоить взаимосвязь между компонентами природы, устанавливать связь между географическим положением, природными условиями и уникальностью материка Антарктида. Дидактические: - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии метода проектов самостоятельного обучения. Воспитательные: – формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое-часть», «общее – особенное - единичное».
Задачи:Образовательные: - способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде. Развивающие: - продолжить обучение методами географических исследований: системный подход – выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды. Воспитательные: - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование урока: учебник «География. Наш дом – Земля», атласы, настенные карты «Физическая карта мира», «Антарктида», энциклопедические словари, выставка творческих работ учащихся «Антарктида», презентации, визитные карточки материка, компьютер, интерактивная доска, Интернет.
Ход урока
1 этап - Погружение в проект – физкультминутка, настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем целей и задач урока, составление проектов и его конечного результата, создание рабочих групп. 2 этап - Организация деятельности. Учитель. На прошлом уроке мы изучали географическое положение, открытие иисследование материка Антарктида.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - учёные, побывавшие на ледяном континенте «Антарктида», геолог и полярный исследователь, и прежде чем приступить к составлению проектов они зададут вам интересующие их вопросы, а затем примут участие в оценивании ваших проектов.
Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка: Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты? (Антарктика). 1.Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км2).
Назвать крайнюю точку материка и её координаты? (мыс Сифре 63°ю. ш. и 58° з. д.)
Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).
Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).
Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).
Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).
Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).
Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду)
Учитель. Ребята! На прошлом уроке творческие группы получили домашнее задание составить характеристику поэтапного исследования Антарктиды. Используя ваши данные, занесем сведения в таблицу. В дальнейшем информацию используем при создании проектов (слайд)
1 ученик: начальный этап исследования Антарктиды. Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка. (16 в. – начало 19 в.)
Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких. В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав, Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.
2-й ученик: второй этап исследования Антарктиды. Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.)
Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах. В 1820-21 американские и английские промысловые суда приближались к Антарктическому полуострову. В 1831-33 вокруг Антарктиды совершил плавание английский мореплаватель Дж. Биско на судах «Туле» и «Лайвли». Французский океанограф Ж. Дюмон-Дюрвиль в 1837-40 руководил экспедицией в южные полярные широты, во время которой были обнаружены Земля Адели, остров Жуанвиль и Земля Луи Филиппа. В 1838-42 Ч. Уилкс возглавлял комплексную экспедицию в южную часть Тихого океана, во время которой была открыта часть побережья Восточной Антарктиды — Земля Уилкса. Дж. Росс, отправившийся в Антарктиду в 1840-43 на судах «Эребус» и «Террор», открыл море и огромный ледяной барьер высотой ок. 50 м, тянущийся с запада на восток на расстояние 600 км, названные позднее его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор. Плавания к Антарктиде после длительного перерыва возобновились в конце 19 столетия в связи с растущими потребностями китобойного промысла. У берегов ледового материка побывали экспедиции: шотландская, открывшая землю Оскара II (на судне «Балена», 1893), норвежская, обнаружившая берег Ларсена (суда «Язон» и «Антарктика», 1893-94), и бельгийская (под руководством А. Жерлаша), зимовавшая в 1897-99 в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика». В 1898-99 К. Борхгревинк провел первую зимовку на материке на мысе Адер, во время которой он вел систематические наблюдения за погодой, затем обследовал море Росса, поднялся на одноименный барьер и на санях продвинулся до рекордной широты — 78° 50.
3-й ученик: третий этап исследования Антарктиды. Изучение побережья и внутренних областей Антарктиды (первая половина 20 века)
Первое в нашем столетии путешествие в Антарктиду совершил Р. Скотт, который в 1901-04 на судне «Дисковери» подошел к берегам континента, исследовал побережье моря Росса, открыл п-ов Эдуарда VII, ледник Росса, по западному краю которого дошел до 82° 17ю. ш. Во время этой, одной из самых результативных для своего времени, экспедиции, собран обширный материал по геологии Антарктиды, ее флоре, фауне и полезным ископаемым. В 1902 Э. Дригальский открыл и обследовал территорию, названную Землей Вильгельма II. На основе собранного материала он разработал теорию двигающихся льдов. Шотландский мореплаватель и врач У. Брюс в 1892-93 и 1902-04 вел океанологические исследования в море Уэделла, открыл Землю Котса. Он разработал проект трансантарктического перехода, который был выполнен спустя полвека. Французская экспедиция под командованием Ж. Шарко в 1903-05, проводившая исследования у западного побережья Антарктического полуострова, отрыла Землю Лубе. Английский путешественник Э. Шеклтон в 1907-09 возглавил экспедицию на санях к Южному полюсу, по пути открывшую один из крупнейших ледников на планете — ледник Бирдмора. Из-за недостатка провианта и гибели ездовых животных (собак и пони) Шеклтон повернул обратно, не дойдя до полюса 178 км. Первым достиг Южного полюса норвежский полярный путешественник и исследователь Р. Амундсен, который в январе 1911 высадился на ледяной барьер Росса и 14 декабря 1911 с четырьмя спутниками достиг Южного полюса, открыв по пути горы Королевы Мод. На месяц позже (18 января 1912) полюса достигла группа, возглавляемая Р. Скоттом. На обратном пути в 18 км от базового лагеря Скотт и его спутники погибли. Их тела, а также записи и дневники были найдены спустя восемь месяцев. Две антарктические экспедиции: в 1911-14 и 1929-31 осуществил австралийский геолог и путешественник Д. Моусон, обследовавший часть побережья материка и нанесший на карту свыше 200 географических объектов (в т. ч. Землю Королевы Мэри, Землю Принцессы Елизаветы и Землю Мак-Робертсона). Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 американский полярный исследователь, адмирал и летчик Р. Бэрд. В ноябре 1929 он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-47 под его руководством было осуществлено четыре крупных экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля. Бэрд пролетел над континентом около 180 тыс. км. Первый трансантарктический перелет совершил в 1935 американский горный инженер и летчик Л. Элсуорт, открывший ряд географических объектов на материке, в том числе горы, названные им в честь своего отца. В 1933-37 Л. Кристенсен, следуя вдоль побережья на судне «Торсхавн», открыл Берег Принца Гаральда, Берег Леопольда и Астрид. Д. Римилла в 1934-37 впервые пересек Антарктический полуостров. В 40-50-е гг. в Антарктиде начинают создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов.
4-й ученик: чётвертый этап исследования Антарктиды. Международные систематические исследования Антарктиды (вторая половина 20 в.)
В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские — обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские — Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо). С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 — 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые. В 1959 заключен международный договор об Антарктиде, способствовавший развитию сотрудничества в исследовании ледового континента.
Физкультминутка: Учитель: Ребята, давайте на минутку мысленно представим белую, безжизненную пустыню Антарктиды. Для этого закройте глаза, наклоните голову на правое плечо, затем на левое плечо. А теперь встаньте, посмотрите в окно, вы видите также заснеженный пейзаж, но он в Перевозе не сравнимо богаче Антарктиды. А по сравнению с природой других Южных материков, яркие краски которой представлены у нас на стенде, Антарктида имеет самый бедный органический мир. 3. Осуществление деятельности. Выполнение информационного проекта
Учитель: Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные, так или иначе, с процессами, развивающимися на всей планете. Загадочность, таинственность, неизведанность, красота материка всегда притягивает учёных, путешественников, исследователей всего мира.
Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктиды развивается в суровых, экстремальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима! Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктиды: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц, конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктиды, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктиды.
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит исследовать особенности природы Антарктиды. Класс делится на 5 групп проектировщиков, каждый участник вносит свой вклад в изучение, исследование и охрану природы материка. Выполняются информационные проекты по 5 темам: - геология и рельеф материка; - исследование ледникового покрова Антарктиды; - зообиологические особенности Антарктиды; - погода и климат на континенте; - практическое использование Антарктиды в различных областях человеческой деятельности.
Цели и задачи проекта: 1.Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций, обобщение и систематизация знаний о природе Антарктиды. 2. Показать возможности использования компьютера и интерактивной доски как инструмента практической и учебной деятельности человека. 3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации. 5.Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли. 6.Уметь слушать и уважать мнение товарища. 7. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Этапы осуществления информационного проекта
№
Этапы работы
Задачи
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.
Погружение в проект
Подготовка
1.Выбор тем информационных проектов
Каждая группа обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости нужную информацию, устанавливает цели (вопросы)
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей (вопросов)
2.
Организация деятельности
Планирование
1. Определение источников информации 2. Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение способа представления результатов. 4. Разделение обязанностей между членами команды.
Выбирают план действий, формируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
3.
Осуществление деятельности (отвечают на вопросы)
Исследование
1.Поиск и сбор информации, решение промежуточных задач. 2. Анализ информации, формулирование выводов
Докладывают о результатах своей работы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.
Учитель организует экспертизу, привлекая геолога и полярника, оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчёта.
5.
Рефлексия
Оценки результатов процесса в целом.
1. Высказывание своей точки зрения 2. Подведение итогов
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проводится групповая рефлексия.
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
4. Презентация результатов. Защита проектов.
Учитель: Проекты составлены. Каждая группа представляет свою исследовательскую работу - проект. Эксперты – геолог и полярный исследователь оценят работу. Каждый участник пресс- конференции выслушивает представленные проекты, оценивает и высказывает свою точку зрения.
Группа №1. Проект «Геология и рельеф материка»
Вопросы
Содержание проекта
Примечания
1. Результаты геологических исследований Антарктиды.
2. В чём особенности подлёдного рельефа материка?
3. Какие перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?
Проектировщики:
1-й: Наш проект основан на результатах исследований Антарктиды. Учёные, изучая окаменелости в осадочных породах, Антарктического полуострова нашли доказательства того, что растительная жизнь процветала здесь во влажном умеренном климате. Подтверждение этому находки окаменелых остатков широколиственных лесов и обитателей тёплых морей. В 1981 году палеонтологи раскопали окаменевшую часть челюсти сумчатого животного, которое жило около 40 млн. лет назад. Найденное сумчатое животное, подтвердило теорию о миграции сумчатых, из мест своего первоначального обитания Америки и Антарктиды, в Австралию.
Недавно геологами найдены окаменевшие останки скелетов динозавров, живших 75 – 80 млн. лет назад. Всё это свидетельствует, о том, что материки были близки друг к другу, и на Антарктиде было тепло. Ещё 40 – 50 лет назад нельзя было ответить на вопрос, что находиться под мощным ледниковым покровом, теперь учёные установили, что в основе большой части материка лежит Антарктическая платформа.
Предлагаем дальнейшее исследование материка Антарктида, в содружестве со всеми заинтересованными странами мира.
2-й: Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.
Около 1/3 рельефа материка лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Западная Антарктида характеризуется большой расчленённостью. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится и самый высокий горный массив(5140 м). В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000 – 4000 м. Они сложены древнейшими отложениями. У окраины материка, на одном из прибрежных островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.
Предлагаем проложить экскурсионные тропы на лыжах в летнее время года.
3-й: В недрах Антарктиды обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, цветные металлы, алмазы, найдены следы нефти, природного газа. Установлены признаки месторождений слюды, графита, горного хрусталя, а также многих цветных металлов. Но международный статус материка и суровые погодные условия не дают возможности добывать полезные ископаемые. В 1985 г. в Антарктиде установлено 17 зон усиленной охраны и 21 зона повышенного научного интереса, куда можно попасть только по особому разрешению. Таким образом, можно обеспечить международную безопасную добычу полезных ископаемых в научных целях.
Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст геолог?
Ответ геолога: оценка проекту положительная, потому что этот проект буровых установок уже активно используется при разработке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.
Атлас, презентация
Иллюстрации, рисунки,
энциклопедический словарь
Карта «Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды»
Группа № 2. Проект «Исследование ледового покрова Антарктиды».
Вопросы
Содержание проекта
Примечания
1. Что такое гляциология?
2. В чём особенность льда Антарктиды?
3. Какие виды исследований проводятся на материке?
4. Образование айсбергов.
Проектировщики:
1-й: Гляциология - это наука о льдах во всех формах их образования.
2-й: Если растопить весь лёд Антарктиды, который составляет 85% всех ледников Земли, то уровень Мирового океана повысится на 60 метров, так как средняя толщина ледникового панциря составляет 1780 метров, а наибольшая 4300 метров. Средняя скорость движения льда от внутренних районов к побережью около 200 метров в год. При такой скорости уже через 5000 лет Антарктида увеличила бы свою площадь в 2 раза, а через 20 тыс. лет соединилась с Африкой, Австралией и Южной Америкой, но океан отрывает у материка льды и уносит их в тёплые воды.
Предлагаем Антарктиду использовать как мировой холодильник.
3-й: Бурение ледового покрова даёт учёным возможность судить о климате Земли в прошлые геологические эпохи и температурах, при которых происходило накапливание льда. На станции Восток пробурена скважина глубиной 1800 метров, а на станции Соединённых Штатов Америки - Берд – глубиной 2164 метра. Именно так были обнаружены подледниковые солёные озёра, лежащие ниже уровня Мирового океана.
По примеси вулканического пепла в слоях льда делают выводы о прошлой активности антаркти-ческих вулканов.
4-й: По краю материка ледник обламывается, образуя «айсберги».Встречался айсберг длиной 170 км и шириной 40 км. Отдельные айсберги плавают до 10 лет. В одной из ледяных гор видели вмерзшие полки с посудой. Это были остатки одной американской экспедиции.
Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст полярник? Ответ полярника: проект оценивается положительно. Ребята, у вас есть возможность продолжить исследование материка не только теоретически, но и практически.
Энциклопедический словарь
Рисунки, слайды
Слайды
Группа №3 Проект «Зообиологические особенности Антарктиды»
Вопросы
Содержание проекта
Примечания
1. В чём уникальность органического мира Антарктиды?
2. Почему императорского пингвина считают символом Антарктиды
Проектировщики:
1-й: Суровые условия материка – причина бедности органического мира Антарктиды.
Именно здесь формируется самая южная природная зона суши – Антарктическая пустыня в условиях арктического климата, характеризующаяся господством ледников, почти полным отсутствием почв и скудной растительностью на свободных ото льда участках лишайниками, мхами , водорослями, микроскопическими грибами и бактериями. Эти участки жизни называются антарктическими оазисами. Животный мир связан с омывающими материк водами, Воды богаты планктоном, крилем, кальмарами, из рыб - ледяная, макрурус, путассу, нототения. Из крупных животных встречаются киты, касатки, тюлени (морской слон, морской котик, морской леопард) и моржи.
Не смотря на бедность органического мира Антарктиды, здесь много эндемиков. Предлагаем, используя воздушный вид транспорта, – вертолет, организовать туристические маршруты.
2-й: Насчитывается более 44 видов птиц (пингвины, буревестники, поморники, альбатросы). На материке обитают 17 разновидностей пингвинов. Наиболее распространены пингвины Адели и Императорские
Императорские достигают 120 см и весят до 60 кг.
Пингвины Адели в 2 раза меньше ростом. Весят 5 - 6 кг. Они подвижны и любопытны. Все пингвины питаются рыбой .Зимой на материке остаются только императорские пингвины . Именно они не покидают материк в длинную полярную ночь и в разгар зимнего сезона выводят потомство. Именно по этой причине императорские пингвины являются символом Антарктиды.
Предлагаю просмотреть видеосюжет о жизни в Антарктиде.
Вопрос учителя: оценку проекта даёт геолог. Ответ геолога: проект положительный.Рекомендую создать международный заповедник по охране органического мира Антарктиды.
Показ слайдов
Энциклопедический словарь
Показ слайдов
Видеосюжет о жизни в Антарктиде
Группа №4. Проект «Климат на континенте».
Вопросы
Содержание проекта
Примечания
1.Роль российской станции «Восток» в определении климата планеты?
2. Антарктида – самый холодный материк. Так ли это?
3. Какую роль в формировании климата играют ветры?
Проектировщики:
1-й: Антарктида - это материк жёсткого солнца, морозов и страшной пурги. Российская полярная станция «Восток» расположена в районе Южного геомагнитного полюса Земли нарасстоянии 1250 км от берега в Восточной Антарктиде,на плато Советское, действует с 1957 года.Это самая высокогорная станция - на высоте 3488 метров над уровнем моря. Санно - гусенечный поезд добирается сюда из станции «Мирный»за 1,5 месяца, а самолёты летают на «Восток» только летом.
2-й: Зимовка на «Востоке» сложная из-за абсолютной сухости воздуха и атмосферного давления, которое здесь вдвое ниже нормального, это может вызвать головокружение и носовое кровотечение. Атмосфера очень разряжена (гружёный самолёт с натугой поднимается в воздух, подсчитано что содержание кислорода в атмосфере здесь такое же, как на высоте 5000 метров). Именно здесь формируются антарктические воздушные массы воздуха . 3-й:Знойное восточное лето здесь проходит при средней январской температуре -35*С. На станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегистрирована самая низкая температура на всём земном шаре -89.2 °С . Это мировой полюс холода. Случалось, что люди обмораживали роговицу глаз, легкие. Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год во внутренних районах, до 600 мм у побережья . Средняя температура января на материке (-7 °С), температура июля (-36 °С). 4-й: Из центра к периферии дуют стоковые ветры. В прибрежной зоне эти ветры дуют со скоростью 360 км/ч. Второе название этих ветров – ледниковые ветры Антарктиды. Сила ветра объясняется большой разницей атмосферного давления центральной и прибрежной части материка. Ураганы поднимают 25 млн. т снега, и препятствуют прохождению более теплых воздушных масс с океана на материк. Климат очень суровый.
1-й: Предлагаем всех людей с вредными привычками отправлять в Антарктиду за свежими идеями и избавления от вредных привычек.
Вопрос учителя: оценку проекта дает полярник. Ответ полярника: много интересных фактов представлено проектировщиками. Оценка проекта положительная.
Презентация
Учебник, энциклопедический словарь
Иллюстрации, фотографии, рисунки
Группа № 5: «Проект практического использования Антарктиды».
Вопросы
Содержание проекта
Примечания
1. Каков международ- ный статус материка .
2.Как организовать туристический маршрут по материку?
Проектировщики:
1–й:
Материк Антарктида никому не принадлежит, это безъядерная зона, никто не может хранить и использовать радиоактивные вещества на этом материке, запрещено использовать атомоходы, только дизельные ледоколы.
2-й:
Поэтому предлагаем проект практического использования под названием:
Антарктида – область международного туризма
1-й:
Предлагаем путеводитель по материку:
1.Посёлок Мирный - это самая первая антарктическая станция нашей страны, названная в честь шлюпа, на котором была открыта Антарктида.
2-й:
2. Путь лежит на станцию Молодежная, где находится научный центр, куда со всех станций стекается научная информация.
3.На станции Новолазаревская можно увидеть шельфо-вые ледники .
1-й:
4.Отправиться в сердце Антарктиды на полярную станцию Амундсен - Скотт (США) и побывать на южном полюсе.
5.Посетить станцию Восток, которая является самым холодным местом на Земле.
2-й:
6. Побывать у подножия единственного вулкана Эребус с его загадочным происхождением.
7.Заканчить маршрут в долине Р. Скотта, где находится небольшой музей отважного исследователя.
8.Плавание по Мировому океану сделают это путе-шествие незабываемым.
1-й:
современная авиация доставит туристов на материк.
Туристы – экстремалы, мечтают побывать на Антарктиде
Корабль во льдах
Купание в горячем источнике
Автобусы Антарктиды
Для посещения материка нужна тёплая одежда
2-й: Приятного путешествия!
Вопрос учителя: какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог?
Ответ полярника: учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов. Проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки. Ответ геолога: уникальное геологическое строение материка придаёт ему больше таинственности, а туристов это притягивает. Будущее за этим проектом.
Физическая карта Антарктиды
Схемы, рисунки, маршрутный лист
5. Рефлексия (учащиеся высказывают своё мнение, свою точку зрения поданной теме)
* Учитель. Как вы думаете, какие факторы повлияли на формирование природы Антарктиды? (Составление кластера, использование интерактивной доски)
Кластер «Природа Антарктиды».
Подведение итогов.
Домашнее задание: №37, творческие задания по выбору: - создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Антарктиды», - составит научный прогноз, что льды Антарктиды растают, - определить и выписать самое, самое (единичное) … в Антарктиде (например: самый высокий, самый холодный и т.д.).
Литература
1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. 2. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. 7 класс. Дрофа, Москва, 2006. 3. Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М: Дрофа, 2008. 4. Журнал "География в школе", №3, 2010. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. 6 -ое изд.ание - М.: Просвещение, 2009. 6. Интернет - ресурсы: http://www.antarktis.ru/ 7. http://festival.Iseptember.ru/articles/