Разработка курса по теме: "Кузбасс- шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития".
Разработка курса по теме: "Кузбасс- шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития".
Рабочая программа курса "Кузбасс - шахтёрский регион - проблемы и перспективы его развития " составлена для обучающихся 9 классов среднеобразовательной школы. За основу взята информация о топливно-энергетическом комплексе Кузбасса, видах аварий на угольных шахтах их причинах, роли ВГСЧ в предотвращение аварий и шахтовых профессиях. Часть информации обучающиеся получили в процессе изучения экономической и социальной географии России в 9 классе.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами ), текстовыми, профилями, диаграммами. рисунками схемами и др. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий и экскурсий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка курса по теме: "Кузбасс- шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития". »
Разработка курса по теме "Кузбасс - шахтёрский регион - проблемы и перспективы его развития".
курсы по географии:
- способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии;
- создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего;
- знакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности;
- активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области;
- повышают информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии России и Кузбасса.
Пояснительная записка.
Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных. Одной из главных целей современного школьного образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности Задача школы – подготовка учащихся к продолжению образования, ориентации выбора профиля обучения, знакомству с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для географии.
Изучение географии может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс "Кузбасс - шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития "
Кузбасс – ведущий угольный регион России. Кузнецкий угольный бассейн – один из крупнейших бассейнов общемирового значения. У нас около 80 угольных предприятий, которые дают кокс самого высокого качества и энергетические угли лучших марок
Выбор профессии является одним из главных решений в жизни человека, которое неразрывно связано с обретением социального статуса. Существующее противоречие между ценностями молодежи, ориентирующейся на поступление в вуз, и конъюнктурой рынка труда становится объектом пристального внимания со стороны государственной политики. Важным фактором, влияющим на профессиональный выбор и процесс профессионального самоопределения человека, является складывающееся у него представление о профессиях. На профессиональный выбор, а значит, на выбор жизненного пути влияют такие факторы, как престижность в общественном мнении, социальные стереотипы . Шахтерская профессия для Кузбасса является регионообразующей.
По мнению экспертов «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области» на период до 2025 года, сегодня в регионе сложились благоприятные условия для реализации амбициозных инвестиционных программ, причем под номером первым в списке инвестиционно - привлекательных отраслей следует угольная. Угольная отрасль находится в периоде активного развития и модернизации: строят новые шахты, идет реструктуризация старых предприятий, закупается современное оборудование, профилактические комплексы.
В связи с этим, актуальным является изучение проблем, связанных с угледобывающими предприятиями Кузбасса.
Рабочая программа курса "Кузбасс - шахтёрский регион -проблемы и перспективы его развития " составлена для обучающихся 9 классов среднеобразовательной школы. За основу взята информация о топливно-энергетическом комплексе Кузбасса, видах аварий на угольных шахтах их причинах, роли ВГСЧ в предотвращение аварий и шахтовых профессиях. Часть информации обучающиеся получили в процессе изучения экономической и социальной географии России в 9 классе.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами ), текстовыми, профилями, диаграммами. рисунками схемами и др. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий и экскурсий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Цель данного курса:
* изучение угольной промышленности Кузбасса, проблемы и перспективы её развития.
* подготовка учащихся к выбору профиля обучения;
* в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
* через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;
* современными технологиями, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Задачи:
Охарактеризовать современное состояние угледобывающих проблем Кузбасса и выявить роль метана в угольной промышленности, и его промышленное применение.
Раскрыть основные причины аварий на угольных шахтах России и Кузбасса.
Рассмотреть перспективы развития угольной промышленности Кузбасса.
Дать характеристику новой газовоугольной отрасли промышленности Кузбасса.
Данный курс рассчитан на 17 часов. Теоретическая часть на 12, и практическая часть на 8 часа. В конце теоретической части дается контрольный тест по теме «Геоэкологические проблемы угледобывающих районов Кузбасса».
Учебно-тематический план курса.
№ урока
Название темы
Теория
Практика
Деятельность обучающегося
Всего часов
1
Введение
1
1
2
Угольные бассейны России. Печорский бассейн
1 (в/сюжет)
1
3
Ленский бассейн. Якутский бассейн
1
Работа с географическ. картами, к/к
1
4
Канско-Ачинский бассейн
1
Работа с географическ. картами, к/к
1
5-7
Кузнецкий угольный бассейн
1
(в/сюжет)
2
(экскурсия)
Фотоотчет
Работа с географическ. картами, к/к
3
8
Перечень аварий и причины их возникновения
1
(презентация)
Работа с литературой
1
9-10
Характеристика крупных аварий в России и Кузбассе
2
Подготовка сообщений
2
11-12
Роль и значение ВГСЧ в предотвращение аварий на шахтах
1
(в/сюжет)
1
(экскурсия)
Составление отчетов
2
13
Современное оснащение предприятий угольной промышленности
1
(экскурсия)
Составление отчетов
1
14 - 16
Профессия-шахтер.
Учебные заведения Новокузнецка
1
1
(экскурсия)
1
(«круглый стол»)
Подготовка фотоотчета
3
17
Итоговое занятие
1
Тест
1
Итого:
5
12
17
Содержание курса:
Занятие 1: Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Современное положение угольной промышленности Российской федерации. Градообразующие предприятия - регионообразующие профессии. Шахтерский Кузбасс - символ местного патриотизма. Профессия шахтера остается фундаментом Кузбасса, угольная отрасль останется таковой в долгосрочной перспективе.
Занятие 2. Угольные бассейны России. Печорский бассейн (1 час) Угольные бассейны России - их общая характеристика. Способы добычи угля, качество углей. География угледобычи. Распределение прогнозных
ресурсов углей, по угольным бассейнам России, млрд. т
Просмотр в/сюжета "Угольные бассейны России". Специфика Печорского каменноугольного бассейна (Республика Коми).
Пр.раб №1Работа с географическими картами, атласами. На к/к отметить угольные бассейны России.
Ленский и Якутский угольные бассейны - особенности залегания углей, их качество. Проблемы добычи - неблагоприятные географо-экономическое размещение. Работа с географическими картами, атласами, таблицами, диаграммами. Работа на к/к.
Занятие 4. Канско-Ачинский бассейн. (1 час)
Особенности Канско-Ачинского угольного бассейна. Перспективы развития. Проблемы добычи углей в данном регионе. Работа с географическими картами, атласами, таблицами, диаграммами. Работа на к/к.
Занятие 5. В/сюжет "Кузнецкий угольный бассейн". Простирание. Качество углей. Разведанные запасы. Анализ цифровых данных и диаграмм добычи углей в бассейне. Работа с географическими картами, атласами и к/картой.
Занятие 6. Экскурсия на разрез "Первомайский" Прокопьевского района. Самый мощный в современной России за последние 20 лет. Промышленные запасы 520 млн.т. Внутреннее отвалообразование - частичная рекультивация сразу же.
Урок-экскурсия "Добыча угля открытым способом на угольном разрезе "Первомайский" Прокопьевского района. Цель: организация и проведение экскурсии на угольный разрез для формирования понятия о работе угольного предприятия и знакомство с шахтерскими профессиями.
* Образовательные задачи: Ознакомить учащихся с особенностями добычи каменного угля открытым способом, экологической нагрузкой на окружающую средуи внутренним отвалообразованием.
* Воспитательные задачи: Познакомить с основными профессиями людей, работающих на угольном предприятии.
* Развивающие задачи: Развивать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Предлагаемые проектные задания и исследования:
Проект №1 - Фоторепортеры: Сделать фотографии объектов экскурсии и оформить в виде слайд-альбома.
Проект №2 - Исследователи: Составить схему с пояснением структурных подразделений разреза "Первомайский"
Проект №3 - Журналисты: Составить профессиограммы людей, работающих на угледобыче
Проект 4 - Аналитики: Собрать сведения об объемах добычи каменного угля с 1993 года и составить диаграмму.
Проект 6 - Геологи. Изучить геологическую историю Первомайского месторождения.
Занятие 7. Экскурсия в Геологический музей. Цель: знакомство с полезными ископаемыми Кузбасса, разнообразными марками углей и распространение их в регионе.
Занятие 8. Перечень аварий и причины их возникновения. (1 час)
Завалы. Эндогенный и экзогенный пожары. Внезапные выбросы. Виды аварий по масштабу. Наиболее опасные аварии: взрыв пылегазовой смеси, газовоздушной смеси, внезапные выбросы, горный удар, плывун, мертвый воздух.
Занятие 9-10. Характеристика крупных аварий в России и Кузбассе.
(2 часа):
Занятие 9. Характеристика крупных аварий в России. Причины. Выводы. Знакомство с сайтами: Свободная шахтерская энциклопедия - Mining Wiki и www.nemory - miners.ru - Книга шахтерской памяти.
Занятие 10. Характеристика крупных аварий в Кузбассе. Хронология некоторых аварий. Причины и итоги расследования. Анализ схем аварий. Заслушивание сообщений.
Занятие 11-12. Роль и значение ВГСЧ в предотвращение аварий на шахтах.(2 часа):
Занятие 11. История возникновения горноспасательной службы. Горное дело в СССР. Научно-техническое обеспечение. Отраслевое управление ВГСЧ. Горноспасательное дело в РФ. Переход ВГСЧ в МЧС России.
Занятие 12. Экскурсия в Новокузнецкий отдельный военизированный горноспасательный отряд (ОВГСО) филиал ОАО «ВГСЧ» г. Новокузнецк, ул. Горноспасательная 5. Цель: познакомить обучающихся с работой новокузнецкого ВГСЧ и профессиями спасателей. Сделать фотоотчет.
Занятие 13.Современное оснащение предприятий угольной промышленности. (1 час)
Экскурсия на выставку-ярмарку "Уголь России и Майнинг". Цель: знакомство с новейшим оборудованием в угольной промышленности.
Современного оборудование для проведения горных выработок, бурения вертикальных стволов. Модернизации части основных фондов. Насыщение угледобывающих предприятий высокопроизводительной техникой, произошедшее в последнее десятилетие и противоречие с устаревшими технологическими решениями.
Занятие 14. Выбор профессии одно из главных решений в жизни человека. Регионообразующий характер шахтерской профессии. Профессия шахтёра - одна из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Профессия шахтера остается фундаментом Кузбасса. Шахтерский талант как некое наследственное качество.
Вспомогательные: Горнорабочий подземный (ГРП), Машинист подземных установок (МПУ), Электрослесарь подземный, Мастер взрывник, Стволовой, Раздатчик взрывчатых материалов и др.)
5. Где получить профессию.
* Кемеровский горнотехнический техникум – старейшее учебное заведение профессионального образования Кузбасса, готовящее специалистов для угольной промышленности, и единственное награждённое медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса». Техникум тесно сотрудничает с угольными предприятиями области: «СДС-УГОЛЬ», «Кокс-Майнинг», «Северный Кузбасс», «Шахта «Распадская», что позволяет не только обеспечить студентов рабочими местами на практике (которые при этом получают пару рабочих профессий), но и трудоустроить выпускников по специальности.
Адрес: г.Кемерово, 650002. Пр. шахтеров 52, телефон 8 (384)244-23-76
* Профучилище №50. Профессии: электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования; электрослесарь подземный; горнорабочий подземный; горнорабочий очистного забоя; машинист горных выемочных машин; портной, закройщик; слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории В,С; оператор ЭВМ. Срок обучения от 4,5 месяцев до 3,5 лет.
*Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новокузнецкий горнотранспортный колледж. Обучение в колледже ведётся как на бюджетной, так и на коммерческой основе по одиннадцати специальностям: *Открытые горные работы (углубленная подготовка). *Подземная разработка месторождений полезных ископаемых (углубленная подготовка).
Адрес: 654086 г. Новокузнецк, ул Зыряновская, д.99.
*ПУ №62 город Междуреченск – горнорабочий на подземных работах, ремонтник горного оборудования, машинист бульдозера и машинист скрепера.
Занятие 16. Экскурсия "День открытых дверей в СибГИУ"
Цель:познакомить учащихся со старейшим высшим учебным заведением - СибГИУ и шахтерскими профессиями в Институте горного дела и геосистем СибГИУ.
Институт горного дела и геосистем СибГИУ – залог успешной карьерыготовит по следующим направлениям:
- горных инженеров по направлению 130400– Горное дело по следующим специализациям: Подземная разработка пластовых месторождений, Подземная разработка рудных месторождений, Открытые горные работы, Обогащение полезных ископаемых, Взрывное дело, Горные машины и оборудование; Электрификация и автоматизация горного производства; срок обучения 5,5 лет;
- горных инженеров-геологов по направлению 130101 – Прикладная геология по специализации «Геологическая съёмка, поиски и разведка твёрдых полезных ископаемых», срок обучения 5 лет.
Занятие 17. Итоговое занятие. (1 час) Тест.
Литература:
Атлас для школьников. Кемеровская область (Региональные образовательные программы): учебное пособие/ В.Н. Гнатишин. – Новосибирск: изд. «Просвещение», 2002. – 32 с.
Безопасность труда в угольных шахтах: Практическое руководство/ Под. ред. Мясникова A.A. М.: Недра, 1992. - 285 с.
Галкин A.B., Кравчук И.Л. Производственные источники риска на угольных шахтах //Проблемы реструктуризации угледобывающих предприятий: Тр. НИИОГР. Вып.З. Екатеринбург: УрО РАН,1998. - С. 57-59.
Гуревич Ю.С. Технология добычи и использования метана при заблаговременной подготовке шахтных полей. Учебное пособие для студ. спец. 0902 (ТПУ) по дисциплине «Технология и комплексная механизация подземных работ». – М.: МГИ, 1988. - 65
Комаров Е.В., Игбердин С.Р. Влияние социально-экономических факторов на безопасность// Безопасность жизнедеятельности предприятий в угольных регионах: Материалы II междунар. научно практич. конф./ КузГТУ. - Кемерово, 1998. -С. 181-182.
Соловьев Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст] : учеб. пособие для 8-9-х кл. общеобраз. школ / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП "Кузбасс"»: ООО «СКИФ», 2009 – 348 с.