kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка курса по теме: "Кузбасс- шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Кузбасс - шахтёрский регион - проблемы и перспективы его развития " составлена для обучающихся 9 классов среднеобразовательной школы. За основу взята  информация о топливно-энергетическом комплексе Кузбасса, видах аварий на угольных шахтах их причинах, роли ВГСЧ в предотвращение аварий и шахтовых профессиях. Часть  информации обучающиеся получили в процессе изучения экономической и социальной географии России в 9 классе.

      Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами ), текстовыми, профилями, диаграммами. рисунками схемами и др.  Содержание каждой темы  курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий и экскурсий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка курса по теме: "Кузбасс- шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития". »



Разработка курса по теме "Кузбасс - шахтёрский регион - проблемы и перспективы его развития".

курсы по географии:

- способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии;

- создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего;

- знакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности;

- активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области;

- повышают информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии России и Кузбасса.

Пояснительная записка.

Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных. Одной из главных целей современного школьного образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности Задача школы – подготовка учащихся к продолжению образования, ориентации выбора профиля обучения, знакомству с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для географии.

Изучение географии может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс "Кузбасс - шахтёрский регион- проблемы и перспективы его развития "

Кузбасс – ведущий угольный регион России. Кузнецкий угольный бассейн – один из крупнейших бассейнов общемирового значения. У нас около 80 угольных предприятий, которые дают кокс самого высокого качества и энергетические угли лучших марок

Выбор профессии является одним из главных решений в жизни человека, которое неразрывно связано с обретением социального статуса. Существующее противоречие между ценностями молодежи, ориентирующейся на поступление в вуз, и конъюнктурой рынка труда становится объектом пристального внимания со стороны государственной политики. Важным фактором, влияющим на профессиональный выбор и процесс профессионального самоопределения человека, является складывающееся у него представление о профессиях. На профессиональный выбор, а значит, на выбор жизненного пути влияют такие факторы, как престижность в общественном мнении, социальные стереотипы . Шахтерская профессия для Кузбасса является регионообразующей.

По мнению экспертов «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области» на период до 2025 года, сегодня в регионе сложились благоприятные условия для реализации амбициозных инвестиционных программ, причем под номером первым в списке инвестиционно - привлекательных отраслей  следует угольная. Угольная отрасль находится в периоде активного развития и модернизации: строят новые шахты, идет реструктуризация старых предприятий, закупается современное оборудование, профилактические комплексы.

В связи с этим, актуальным является изучение проблем, связанных с угледобывающими предприятиями Кузбасса.

Рабочая программа курса "Кузбасс - шахтёрский регион - проблемы и перспективы его развития " составлена для обучающихся 9 классов среднеобразовательной школы. За основу взята информация о топливно-энергетическом комплексе Кузбасса, видах аварий на угольных шахтах их причинах, роли ВГСЧ в предотвращение аварий и шахтовых профессиях. Часть информации обучающиеся получили в процессе изучения экономической и социальной географии России в 9 классе.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами ), текстовыми, профилями, диаграммами. рисунками схемами и др. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий и экскурсий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Цель данного курса:

* изучение угольной промышленности Кузбасса, проблемы и перспективы её развития.

* подготовка учащихся к выбору профиля обучения;

* в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

* через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный  выбор будущей профессии;

* современными технологиями, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему  в дальнейшем.

Задачи:

  1. Охарактеризовать современное состояние угледобывающих проблем Кузбасса и выявить роль метана в угольной промышленности, и его промышленное применение.

  2. Раскрыть основные причины аварий на угольных шахтах России и Кузбасса.

  3. Рассмотреть перспективы развития угольной промышленности Кузбасса.

  4. Дать характеристику новой газовоугольной отрасли промышленности Кузбасса.

Данный курс рассчитан на 17 часов. Теоретическая часть на 12, и практическая часть на 8 часа. В конце теоретической части дается контрольный тест по теме «Геоэкологические проблемы угледобывающих районов Кузбасса».



Учебно-тематический план курса.

№ урока

Название темы

Теория

Практика

Деятельность обучающегося

Всего часов

1

Введение

1



1

2

Угольные бассейны России. Печорский бассейн

1 (в/сюжет)



1

3

Ленский бассейн. Якутский бассейн


1

Работа с географическ. картами, к/к

1

4

Канско-Ачинский бассейн


1

Работа с географическ. картами, к/к

1

5-7

Кузнецкий угольный бассейн







1

(в/сюжет)


2

(экскурсия)




Фотоотчет





Работа с географическ. картами, к/к

3

8

Перечень аварий и причины их возникновения


1

(презентация)

Работа с литературой

1

9-10

Характеристика крупных аварий в России и Кузбассе


2

Подготовка сообщений


2

11-12

Роль и значение ВГСЧ в предотвращение аварий на шахтах

1

(в/сюжет)

1

(экскурсия)

Составление отчетов

2


13

Современное оснащение предприятий угольной промышленности


1

(экскурсия)

Составление отчетов

1

14 - 16

Профессия-шахтер.

Учебные заведения Новокузнецка

1

1

(экскурсия)

1

(«круглый стол»)

Подготовка фотоотчета


3

17

Итоговое занятие


1


Тест

1


Итого:

5

12


17


Содержание курса:

Занятие 1: Введение (1 час)

Знакомство с программой курса. Современное положение угольной промышленности Российской федерации. Градообразующие предприятия - регионообразующие профессии. Шахтерский Кузбасс - символ местного патриотизма. Профессия шахтера остается фундаментом Кузбасса, угольная отрасль останется таковой в долгосрочной перспективе.

Занятие 2. Угольные бассейны России. Печорский бассейн (1 час) Угольные бассейны России - их общая характеристика. Способы добычи угля, качество углей. География угледобычи. Распределение прогнозных

ресурсов углей, по угольным бассейнам России, млрд. т

Просмотр в/сюжета "Угольные бассейны России". Специфика Печорского каменноугольного бассейна (Республика Коми).

Пр.раб №1Работа с географическими картами, атласами. На к/к отметить угольные бассейны России.

Занятие 3. Ленский бассейн. Якутский бассейн. (1 час)

Ленский и Якутский угольные бассейны - особенности залегания углей, их качество. Проблемы добычи - неблагоприятные географо-экономическое размещение. Работа с географическими картами, атласами, таблицами, диаграммами. Работа на к/к.

Занятие 4. Канско-Ачинский бассейн. (1 час)

Особенности Канско-Ачинского угольного бассейна. Перспективы развития. Проблемы добычи углей в данном регионе. Работа с географическими картами, атласами, таблицами, диаграммами. Работа на к/к.

Занятие 5-7. Кузнецкий угольный бассейн. (3 часа):

Занятие 5. В/сюжет "Кузнецкий угольный бассейн". Простирание. Качество углей. Разведанные запасы. Анализ цифровых данных и диаграмм добычи углей в бассейне. Работа с географическими картами, атласами и к/картой.

Занятие 6. Экскурсия на разрез "Первомайский" Прокопьевского района. Самый мощный в современной России за последние 20 лет. Промышленные запасы 520 млн.т. Внутреннее отвалообразование - частичная рекультивация сразу же.

Урок-экскурсия "Добыча угля открытым способом на угольном разрезе "Первомайский" Прокопьевского района. Цель: организация и проведение экскурсии на угольный разрез для формирования понятия о работе угольного предприятия и знакомство с шахтерскими профессиями.

* Образовательные задачи: Ознакомить учащихся с особенностями добычи каменного угля открытым способом, экологической нагрузкой на окружающую средуи внутренним отвалообразованием.

* Воспитательные задачи: Познакомить с основными профессиями людей, работающих на угольном предприятии.

* Развивающие задачи: Развивать умения и навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Предлагаемые проектные задания и исследования:

Проект №1 - Фоторепортеры: Сделать фотографии объектов экскурсии и оформить в виде слайд-альбома.

Проект №2 - Исследователи: Составить схему с пояснением структурных подразделений разреза "Первомайский"

Проект №3 - Журналисты: Составить профессиограммы людей, работающих на угледобыче

Проект 4 - Аналитики: Собрать сведения об объемах добычи каменного угля с 1993 года и составить диаграмму.

Проект 6 - Геологи. Изучить геологическую историю Первомайского месторождения.

Занятие 7. Экскурсия в Геологический музей. Цель: знакомство с полезными ископаемыми Кузбасса, разнообразными марками углей и распространение их в регионе.

Занятие 8. Перечень аварий и причины их возникновения. (1 час)

Завалы. Эндогенный и экзогенный пожары. Внезапные выбросы. Виды аварий по масштабу. Наиболее опасные аварии: взрыв пылегазовой смеси, газовоздушной смеси, внезапные выбросы, горный удар, плывун, мертвый воздух.

Занятие 9-10. Характеристика крупных аварий в России и Кузбассе.

(2 часа):

Занятие 9. Характеристика крупных аварий в России. Причины. Выводы. Знакомство с сайтами: Свободная шахтерская энциклопедия - Mining Wiki и www.nemory - miners.ru - Книга шахтерской памяти.

Занятие 10. Характеристика крупных аварий в Кузбассе. Хронология некоторых аварий. Причины и итоги расследования. Анализ схем аварий. Заслушивание сообщений.

Занятие 11-12. Роль и значение ВГСЧ в предотвращение аварий на шахтах.(2 часа):

Занятие 11. История возникновения горноспасательной службы. Горное дело в СССР. Научно-техническое обеспечение. Отраслевое управление ВГСЧ. Горноспасательное дело в РФ. Переход ВГСЧ в МЧС России.

Занятие 12. Экскурсия в Новокузнецкий отдельный военизированный горноспасательный отряд (ОВГСО) филиал ОАО «ВГСЧ» г. Новокузнецк, ул. Горноспасательная 5. Цель: познакомить обучающихся с работой новокузнецкого ВГСЧ и профессиями спасателей. Сделать фотоотчет.

Занятие 13.Современное оснащение предприятий угольной промышленности. (1 час)

Экскурсия на выставку-ярмарку "Уголь России и Майнинг". Цель: знакомство с новейшим оборудованием в угольной промышленности.

Современного оборудование для проведения горных выработок, бурения вертикальных стволов. Модернизации части основных фондов. Насыщение угледобывающих предприятий высокопроизводительной техникой, произошедшее в последнее десятилетие и противоречие с устаревшими технологическими решениями.

Занятие 14-16. Профессия - шахтер. Учебные заведения Новокузнецка. (3 часа):

Занятие 14. Выбор профессии одно из главных решений в жизни человека. Регионообразующий характер шахтерской профессии. Профессия шахтёра - одна из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Профессия шахтера остается фундаментом Кузбасса. Шахтерский талант как некое наследственное качество.

Занятие 15. Круглый стол. "Профессия шахтер, профессия смелых людей".

Приглашение преподавателей из Новокузнецкого горнотранспортного колледжа и из профтехучилища №50.

Разговор на тему:

1.Социальная значимость профессии в обществе.

2. Уникальность профессии.

3.Риски профессии.

4. Шахтерские профессии (Основные: Горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) и Проходчик, Забойщик.

Вспомогательные: Горнорабочий подземный (ГРП), Машинист подземных установок (МПУ), Электрослесарь подземный, Мастер взрывник, Стволовой, Раздатчик взрывчатых материалов и др.)

5. Где получить профессию.

* Кемеров­ский горнотехнический техникум – старейшее учебное заведение профессионального образования Кузбасса, готовящее специалистов для угольной промышленности, и единственное награждённое медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса». Техникум тесно сотрудничает с угольными предприятиями области: «СДС-УГОЛЬ», «Кокс-Май­нинг», «Се­верный Куз­басс», «Шах­та «Рас­падская», что позволяет не только обеспечить студентов рабочими местами на практике (которые при этом получают пару рабочих профессий), но и трудоустроить выпускников по специальности.

Адрес: г.Кемерово, 650002. Пр. шахтеров 52, телефон 8 (384)244-23-76

* Профучилище №50. Профессии: электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования; электрослесарь подземный; горнорабочий подземный; горнорабочий очистного забоя; машинист горных выемочных машин; портной, закройщик; слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории В,С; оператор ЭВМ. Срок обучения от 4,5 месяцев до 3,5 лет.

Новокузнецк, Климасенко 20/1; 38-73-13; 31-07-82; 31-55-46

  • Ремонтник горного оборудования

  • Машинист на открытых горных работах

Среднее, профессиональное

Новокузнецк, Климасенко 20/1; 53-57-46; 53-57-49 - приёмная, т/ф; 53-57-45

*Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новокузнецкий горнотранспортный колледж. Обучение в колледже ведётся как на бюджетной, так и на коммерческой основе по одиннадцати специальностям: *Открытые горные работы (углубленная подготовка). *Подземная разработка месторождений полезных ископаемых (углубленная подготовка).

Адрес: 654086 г. Новокузнецк, ул Зыряновская, д.99.

*ПУ №62 город Междуреченск – горнорабочий на подземных работах, ремонтник горного оборудования, машинист бульдозера и машинист скрепера.

Занятие 16. Экскурсия "День открытых дверей в СибГИУ"

Цель: познакомить учащихся со старейшим высшим учебным заведением - СибГИУ и шахтерскими профессиями в Институте горного дела и геосистем СибГИУ.

Институт горного дела и геосистем СибГИУ – залог успешной карьеры готовит по следующим направлениям:

- горных инженеров по направлению 130400 – Горное дело по следующим специализациям: Подземная разработка пластовых месторождений, Подземная разработка рудных месторождений, Открытые горные работы, Обогащение полезных ископаемых, Взрывное дело, Горные машины и оборудование; Электрификация и автоматизация горного производства; срок обучения 5,5 лет;

- горных инженеров-геологов по направлению 130101 – Прикладная геология по специализации «Геологическая съёмка, поиски и разведка твёрдых полезных ископаемых», срок обучения 5 лет.

Занятие 17. Итоговое занятие. (1 час) Тест.

  Литература:

  1. Атлас для школьников. Кемеровская область (Региональные образовательные программы): учебное пособие/ В.Н. Гнатишин. – Новосибирск: изд. «Просвещение», 2002. – 32 с.

  2. Атлас Кемеровской области: учебное пособие/ отв. ред. Н.М. Берёзова. – Кемерово-Новосибирск, 1996. – 32 с.

  3. Безопасность труда в угольных шахтах: Практическое руководство/ Под. ред. Мясникова A.A. М.: Недра, 1992. - 285 с.

  4. Галкин A.B., Кравчук И.Л. Производственные источники риска на угольных шахтах //Проблемы реструктуризации угледобывающих предприятий: Тр. НИИОГР. Вып.З. Екатеринбург: УрО РАН,1998. - С. 57-59.

  5. Гуревич Ю.С. Технология добычи и использования метана при заблаговременной подготовке шахтных полей. Учебное пособие для студ. спец. 0902 (ТПУ) по дисциплине «Технология и комплексная механизация подземных работ». – М.: МГИ, 1988. - 65

  6. Комаров Е.В., Игбердин С.Р. Влияние социально-экономических факторов на безопасность// Безопасность жизнедеятельности предприятий в угольных регионах: Материалы II междунар. научно практич. конф./ КузГТУ. - Кемерово, 1998. -С. 181-182.

  7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (Региональные образовательные программы) [Текст] : учеб. пособие для 8-9-х кл. общеобраз. школ / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП "Кузбасс"»: ООО «СКИФ», 2009 – 348 с.

  8. Электронные ресурсы:

Свободная шахтерская энциклопедия - Mining Wiki

www.nemory - miners.ru - Книга шахтерской памяти.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Кузнецова Ирина Викторовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства