Просмотр содержимого документа
«Размеры территории и особенности географического положения Мокроусовского района.»
Урок. Размеры территории и особенности географического положения Мокроусовского района.
Цель: сформировать представления о родном крае как части большой страны, дать знания учащимся о географическом положении Мокроусовского района.
Задачи урока: развивать умения учащихся составлять картосхему «Географическое положение области»; используя занимательный материал, прививать интерес к изучению родного края, воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследование.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с раздаточным материалом для исследования, формирование умений сравнивать, развитие у учащихся самостоятельности; внимания.
Предметные: знать термин – ГП, умение работать с текстом.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость ГП малой Родины, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к краеведению.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, подведение итогов своей деятельности.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Осуществление совместной познавательной деятельности в парах Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися.
Оборудование: компьютер, проектор. презентация, раздаточный материал: бланки контурных карт Курганской области, информация о гербе и флаге(приложения1,2,3)
Номенклатура: Курганская обл., Тюменская обл.,Варгашинский, Лебяжьевский, Макушинский, Частоозерский районы области.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
Звучит музыка «Уголок России», мелькают слайды презентации с фото родного края.
-О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
-О Мокроусовском районе.
-Правильно. Молодцы!
-Сегодня на уроке мы должны поговорить о нашем районе
На необъятных просторах нашей Родины есть уголок, где ты родился и живешь. Это - твоя малая Родина. И чем больше вы знаете о своей малой Родине, тем больше ее любите.
Ребята, знакомство со своим краем, мы начнем с его адреса на карте или его географического положения.
-Какова цель урока?
Ребята говорят, я слушаю и корректирую, формулирую правильно.
На слайде появляется карта Курганской области
- В какой части Курганской области находится Мокроусовский район?
Рассказываю о географическом положении района.
Район расположен в северо-восточной части Курганской области, имеет вытянутую форму: с юга на север протянулся на 60 км, с запада на восток –на 75 км(.слайд2,3)
Общая площадь района-3080кв.км. Он расположен на 55с.ш. и 66в.д.
- Назовите административный центр района?
- А теперь давайте определим соседей нашего района: на севере – Тюменская область, на западе –– Варгашинский район, на юго-западе –Лебяжьевский район.
на востоке – Частоозерский район, на юго-востоке – Макушинский район.
На столах ребят уже лежат бланковки контурных карт области.
-Обозначьте границу района.( (не торопясь. все вместе и по порядку) --_Подписать районный центр.
Подпишите чему равна площадь нашей области.
-Обозначить протяженность района с севера на юг и с запада на восток. --------Подпишите соседей нашего района.
Работу выполняй аккуратно, надписи делай простым карандашом!
3.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Продолжаем исследование.
-Почему район получил такое название?
-Правильно.
Мокроусовский район образован в1924году.Он состоит из 17 поселений.
-Каких?
(на столах ребят- приложение1)
На территории района проживает 12 тыс.чел.
Наш район, как и область имеет свои герб и флаг. (приложение1,2) Прочитайте. Расскажите друг другу (работа в парах.)
- Перечислите элементы, изображенные на них.
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к географическому положению нашего района?
Надеюсь, вы хорошо изучили ГП своего района и сможете легко выполнить следующее задание (слайд 5): Если вы правильно отвечаете на вопросы, то данные располагаются вокруг контура района, а лишние - исчезают.
Для всех людей на планете Родина начинается с того уголка, где он родился, а для нас с вами это, конечно, наш - Мокроусовский район.
4.Рефлексия
- В чем выгодность ГП района?
Мокроусовский район расположен к востоку от областного центра г.Кургана по автодороге республиканского значения.
-Нужно ли изучать географию своего края? Зачем?
«Рефлексивный экран».Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что…
5.Домашнее задание:Подготовить (на выбор учащегося): написать сочинение, стихотворение о родном крае.
А закончить наш сегодняшний урок я бы хотела стихотворением(слайд6)
Мой край родной, прими души признание: Нет места на Земле прекраснее, чем здесь. И, уходя в небытие, осколочком сознания Гордиться буду, что в судьбе моей ты есть! ( В.Ковальский)
Приложение1
№ п/п
Муниципальный район
Центр
Число НП
Административное деление
1
Карпунинское сельское поселение
с. Карпунино
2
село Карпунино, деревня Жиляковка
2
Крепостинское сельское поселение
с. Крепость
2
село Крепость, деревня Кокорево
3
Куртанское сельское поселение
с. Куртан
2
село Куртан, деревня Селезнево
4
Лапушинское сельское поселение
с. Лапушки
3
село Лапушки, деревня Большое Песьяное, деревня Пивишное
5
Лопарёвское сельское поселение
с. Лопарево
3
село Лопарево, деревня Воскресенка, деревня Сливное
6
Маломостовское сельское поселение
с. Малое Мостовское
5
село Малое Мостовское, деревня Круглое, деревня Малое Середкино, деревня Осеева, деревня Отставное
7
Михайловское сельское поселение
с. Михайловка
2
село Михайловка, деревня Новотроицкое
8
Мокроусовское сельское поселение
с. Мокроусово
4
село Мокроусово, деревня Кукарская, деревня Пороги, деревня Чесноково
9
Рассветское сельское поселение
с. Рассвет
3
село Рассвет, деревня Большое Каменное, деревня Полой
10
Семискульское сельское поселение
с. Одино
3
село Одино, деревня Денисово, деревня Семискуль
11
Старопершинское сельское поселение
с. Старопершино
2
село Старопершино, деревня Дмитриевка
12
Сунгуровское сельское поселение
с. Сунгурово
2
село Сунгурово, деревня Малое Песьяново
13
Травнинское сельское поселение
с. Травное
3
село Травное, деревня Каракуль, деревня Круглое
14
Уваровское сельское поселение
с. Уварово
2
село Уварово, деревня Еремино
15
Утичевское сельское поселение
с. Утичье
4
село Утичье, деревня Межеумное, деревня Многополье, деревня Тетерье
16
Шелеповское сельское поселение
с. Шелепово
2
село Шелепово, деревня Большое Щучье
17
Щигровское сельское поселение
с. Щигры
3
село Щигры, деревня Курская, деревня Фатежская
Приложение2
Символика герба
Два пшеничных колоса обозначают двукратное создание Мокроусовского района (1924 год, 1965 год).
лавровая ветвь обозначает память о семнадцати воинских захоронениях времен гражданской войны (на территории района в годы гражданской войны проходили ожесточенные бои Красной армии с армией адмирала Колчака).
острог (в виде рубленой двухярусной башни со шпилем с отходящим в обе стороны от неё частоколом) символизирует первое русское поселение на территории района, Мало-Кызацкий форпост.
изображение рыбы, местного карася символизирует об озерном, рыбном крае.
Приложение3
Описание флага.
«Флаг Мокроусовского района представляет собой прямоугольное полотнище, ширина и длина которого соотносятся как 2:3, разделённое по горизонтали на три равновеликие полосы (сверху вниз) красного, изумрудного (зелёного) и голубого цветов.
В крыже флага (в верхнем углу полотнища у древка) на красной полосе изображение типичной сторожевой башни жёлтого цвета. Данная эмблема (сторожевая башня) представляет собой строение с основанием 2/9 длины флага и высотой 1/6 его ширины. Эмблема отстоит от древка на 1/9 длины флага, а от верхней кромки полотнища — на 1/9 его ширины.
Оборотная сторона флага является зеркальным отображением его лицевой стороны».
Обоснование символики
Красный цвет — цвет пролитой крови за честь, свободу и независимость Российского государства.
Изображение типичной сторожевой башни жёлтого цвета символизирует первое русское поселение на территории района — Мало-Кызацкий форпост, входящий в Ишимскую укреплённую линию при освоении Сибири.
Изумрудная зелень — исторический территориальный цвет Урала.
Голубой цвет (лазурь) — символ озёрного края, цвет чистой озёрной воды.