kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбор заданий  повышенной сложности

при подготовке к ЕГЭ по географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии»

Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии Подготовил: учитель географии МБОУ «Гимназия №12» Ауэр Н.Н.

Разбор заданий повышенной сложности

при подготовке к ЕГЭ по географии

Подготовил: учитель географии

МБОУ «Гимназия №12»

Ауэр Н.Н.

Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану Определяем широту точки по формуле : 90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии). Определяем долготу точки . Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем: 19-12=7 часов За 1 час Земля делает оборот 15° ( 360°:24ч=15° 15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии). Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану

Определяем широту точки по формуле :

90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии).

Определяем долготу точки .

Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем:

19-12=7 часов

За 1 час Земля делает оборот 15° ( 360°:24ч=15°

15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии).

Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. 1) 40º с.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 30º ю.ш. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. Пояснение: Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.   3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.   Ответ: 3, 2, 1. Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 40º с.ш.

2) 10º ю.ш.

3) 30º ю.ш.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение:

Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.

 

3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.

 

Ответ: 3, 2, 1.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.   Явление Параллель А) полярный день 1) 75º с.ш. Б) полярная ночь В) зенитальное положение Солнца  2) 75º ю.ш.  3) 17º с.ш.  4) 27º ю.ш.  Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга — полярный день в северном полушарии и полярная ночь — в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика. А) полярный день — 75º с. ш. Б) полярная ночь — 75º ю. ш. В) зенитальное положение Солнца — 17º с. ш.   Ответ: 1, 2, 3.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

Явление

Параллель

А) полярный день

1) 75º с.ш.

Б) полярная ночь

В) зенитальное положение Солнца

2) 75º ю.ш.

3) 17º с.ш.

4) 27º ю.ш.

Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга — полярный день в северном полушарии и полярная ночь — в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика.

А) полярный день — 75º с. ш.

Б) полярная ночь — 75º ю. ш.

В) зенитальное положение Солнца — 17º с. ш.

 

Ответ: 1, 2, 3.

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Точка Широта А Долгота 30 с.ш. В 30 с.ш. С 100 з.д. 90 з.д. 40 с.ш. 90 з.д. Применяем формулу: (12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии) (…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии) Пояснение В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:  (18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.  Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего. Ответ : Это точка В. Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.

Точка

Широта

А

Долгота

30 с.ш.

В

30 с.ш.

С

100 з.д.

90 з.д.

40 с.ш.

90 з.д.

Применяем формулу:

(12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии)

(…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии)

Пояснение

В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:

(18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.

Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего.

Ответ : Это точка В.

Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана

  Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени меридиана. Ход ваших рассуждений запишите. Пояснение: определения полуденного меридиана. Выше всего Солнце будет там, где полдень (12-7)х15=75 ° в.д. Ответ: С

  Определите, в каком из пунктов,

обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа

Солнце будет находиться выше всего над горизонтом

в 7 часов по солнечному времени меридиана.

Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение:

определения полуденного меридиана.

Выше всего Солнце будет там, где полдень

(12-7)х15=75 ° в.д.

Ответ: С

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. 1)500:100=5 2)0,6×5=3 3)12-3=9°

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

1)500:100=5

2)0,6×5=3

3)12-3=9°

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения  объемов продукции животноводства сделанные на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны? Запишите цифры под которыми они указаны. Динами объемов продукции животноводства ( в % к предыдущему году) Регион Новгородская 2009г. 145,9 Саратовская 2010г. 2011г. 106,0 Липецкая 129,8 114,4 104,2 Костромская 102,2 96 105,7 101,1 103 98 98,5 1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. 2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства. 3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства. 4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения

объемов продукции животноводства сделанные

на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны?

Запишите цифры под которыми они указаны.

Динами объемов продукции животноводства

( в % к предыдущему году)

Регион

Новгородская

2009г.

145,9

Саратовская

2010г.

2011г.

106,0

Липецкая

129,8

114,4

104,2

Костромская

102,2

96

105,7

101,1

103

98

98,5

1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства.

3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства.

4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения  Площадь Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей  Площадь территории Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;  Р — число родившихся за год;  С — число умерших за год;  ЕП — естественный прирост населения за год;  ЧН — среднегодовая численность населения.

где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно; Р — число родившихся за год; С — число умерших за год; ЕП — естественный прирост населения за год; ЧН — среднегодовая численность населения.

На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи. Год 2005 Численность постоянного населения на 1 января, чел. 2006 1487219 Среднегодовая численность населения, человек. 1479920 2007 1472621 Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год. - 16434 1459574 1466097 2008 1454524 1449475 - 14430 1444618 - 12422 - 11550

На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики.

Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.

Год

2005

Численность постоянного населения на 1 января, чел.

2006

1487219

Среднегодовая численность населения, человек.

1479920

2007

1472621

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.

- 16434

1459574

1466097

2008

1454524

1449475

- 14430

1444618

- 12422

- 11550

Алгоритм решения 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле: ЕП (в промилле) = 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним. 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000 Н (численность постоянного населения)

Алгоритм решения

  • 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
  • ЕП (в промилле) =
  • 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним.
  • 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения

Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000

Н (численность постоянного населения)

Решение задачи

Решение задачи

  • 1.- 14430: 1472621 × 1000 = - 10% 0
  • 2.1472621-1459574= -13047
  • 3.- 13047- (-14430)= 1383 (человека)
  • Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии

Автор: Ауэр Наталья Николаевна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства