Просмотр содержимого документа
«Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов. »
Тема: Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов.
Цель: ознакомить учащихся со спецификой основных видов расселения, сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе.
Задачи:
Формирование у учащихся представления об особенностях и главных чертах урбанизации в мире в целом и его отдельных субрегионах .
Совершенствовать умения работать с картографическими и справочными материалами.
Формировать общеучебные умения: выделять главное, составлять графический конспект и делать выводы.
Формирование умения работать в группах.
Оборудование: карта «Плотность населения мира», «Уровень урбанизации стран мира», политическая карта мира, атласы, дополнительные источники информации.
Тип урока: комбинированный урок с применением интерактивных технологий.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Здравствуйте!
Ребята, проверьте - все ли необходимое для работы у вас на столе: потребуется тетрадь, куда вы будете записывать новую информацию, выводы, учебник, атлас.
(Учитель визуально проверяет наличие атласов, учебников, тетрадей на каждой парте, при необходимости выдает недостающие пособия)
Тема нашего урока: Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации.
Сегодня мы повторим типы воспроизводства населения и их зависимость от
уровня экономического развития стран, затем изучим и закрепим новый материал. Вы должны проявить свое умение анализировать информацию в разных ее видах, составлять графический схемы по теме, а так же продемонстрировать умение работать в группах и индивидуально. На каждом этапе у вас будет возможность получить оценку, либо за дополнения - в конце занятия.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
В начале урока мы повторим типы воспроизводства населения и их зависимость от уровня экономического развития стран. Заодно проверим ваше умение работать в группах, приходя на помощь товарищу в трудной ситуации. Знание теории нам поможет при изучении нового материала, а четкая работа сэкономит время для изучения и закрепления его.
Две группы учащихся со средними, примерно равными, способностями, получают для проигрывания по ролям ситуации и вопросы к ним. (Подготовка - 2 мин., проигрывание и ответы на вопросы - 3 минуты).
Учитель. Ребята, ваша задача распределить роли, продумать ответы на вопросы. В случае затруднения - помочь члену группы. Только слаженная работа группы будет отмечена максимальным баллом.
Сценка I.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
П е р в ы й. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
В т о р о й. Ау тебя все тот же старенький «Пежо».
П е р в ы й. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!
Сценка II.
Диалог между мужем и женой.
Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого. Я хочу ребенка!
М у ж. Да ты с ума сошла!
Вопросы, на которые отвечает каждая группа после разыгрывания сценки:
В каких странах могут происходить данные сцены?
К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?
Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?
Индивидуальное задание по карточкам - тестам получают 3-4 учащихся, где устанавливают соответствие между типом воспроизводства и характерными чертами, определяют страны, относящиеся к определенному типу воспроизводства и указывают проводимую правительством этих стран демографическую политику. (Время - 5-6 минут, сдается на листке для проверки).
У интерактивной доски пара учеников на контурной карте мира показывает:
1. 10 стран с наибольшей численностью населения со столицами (страны обводит контуром, столицы подписывает).
Штриховкой разного цвета показывает субрегионы мира со странами первого и второго типа воспроизводства.
Остальные учащиеся помогают оценить работу каждой группы и работающих у доски учащихся, в случае затруднения оказывают помощь, получая бонусы, а за наиболее полные дополнения - отметку. (В классе обязательно найдутся ученики готовые исправить, дополнить, помочь)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Мы переходим к изучению нового материала по теме: «Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации». В процессе изучения вы должны познакомиться со спецификой основных видов расселения, усвоить понятие об урбанизации как всемирном процессе. Опираться мы будем на ваши знания за курс основной школы «Экономическая география России», использовать текст и рисунки учебника и атласа, работать в группах и коллективно.(Название темы записывают учащиеся в тетрадь)
1. Знакомство с основными формами расселения проходит в форме беседы с опорой на знания за курс основной школы.
-Расселение - процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории.
Определим основные формы расселения (схема с пропусками - на экране)- запишите недостающие формы:
Основные формы расселения
1.
Кочевая
Городские поселения
2.
Ребята без особого труда определяют недостающие звенья -
1.Оседлая
2.Сельские поселения
Пропущенные понятия проявляются в схеме на экране.
Вопросы для фронтальной беседы:
Что возникло на земле первым: города или сельские поселения?
( первыми возникли сельские поселения, там, где получило развитие производящее хозяйство).
Где возникли первые города? (в дельте Нила, долинах Инда-Ганга, Месопотамии).
Какой географический фактор способствовал росту этих городов?
(удобное географическое положение, судоходные реки, плодородные почвы, благоприятный климат и др.)
Вспомните из курса «Экономической географии России», что отличает город от села? Ответы:
высокая людность и плотность заселения;
занятость в промышленности;
наличие административных функций;
этажность застройки;
динамичность населения;
развитая инфраструктура;
городской образ жизни;
уровень благоустройства.
В случае затруднения - на экран выводятся картины - подсказки
2.Функции городов определяют учащиеся в результате беседы с опорой на жизненный опыт и записывают в тетрадь.
-Города возникли в глубокой древности - 4 тысячелетии до н.э. в дельтах Нила, тигра и Евфрата как центры торговли и ремесла.
В средние века с зарождением элементов капиталистического производства самыми большими городами в Европе были Париж, Милан, Брюгге, Венеция, Генуя, Лондон, Новгород, Псков, Москва. Найдите их на карте.
Во второй половине 20 века функции городов расширились. Назовите их:
административную;
культурную;
научную;
курортную;
-столичную и др.
В случае затруднения учитель называет город(а), а учащиеся - досказывают функцию. Н-р, Сочи, Геленджик - курортная.
Часто города многофункциональны по своему назначению. Некоторые города, как, например, Канберра в Австралии, были специально построены, чтобы стать столицами и, как в случае с Канберрой, чтобы разрешить спор между Сиднеем и Мельбурном, кому быть столицей.
Учитель отмечает наиболее активных участников беседы.
Уточнение понятие «город» и «сельский населенный пункт» помогает заранее подготовленный ученик, который не только знакомит с информацией, но и демонстрирует знание карты. Учащиеся делают необходимые записи в тетрадь.
Единого для всех стран понятия «город» не существует.
Так, например:
в Дании, Швеции, Финляндии к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек;
в Канаде, Австралии- свыше 1 тыс. человек;
в ФРГ, Франции - свыше 2 тыс. человек;
в США, Мексике - свыше 2,5 тыс. человек;
в Индии, Иране - свыше 5 тыс. человек;
в Швейцарии, Малайзии - свыше 10 тыс. человек;
в Нигерии - свыше 20 тыс. человек;
в Японии - свыше 30 тыс. человек;
в Южной Корее - свыше 40 тыс. человек.
А в России - свыше 12 тыс.человек, 80% которого не занята в сельском хозяйстве.
Сельские населенные пункты подразумевают жителей не только занятых в аграрном хозяйстве, но и работающих вне его. (Примеры приводят учащиеся - рыболовство, лесозаготовка, звероводство)
Работа с учебником.
а) На основе имеющихся знаний из курса 9 класса и на основе дополнительных источников охарактеризовать понятие «урбанизация» и ответить, какими общими чертами она обладает. (Использовать текст учебника, с. 75.) Ответ оформить в виде схемы:
Черты урбанизации
Расползание городов вширь и вглубь.
Концентрация населения
Быстрые темпы роста городского населения.
Города превращаются в агломерации, агломерации в мегалополисы
Для наименее развитых странах
В основном в крупных городах
Ученик первым составивший схему и давший необходимые пояснения получает отметку.
б) На основе анализа рисунка 18 «Уровень урбанизации по странам мира» и текста на стр.78-79 учебника заполнить таблицу и сделать выводы.
Особенности урбанизации в разных странах:
Показатель
Развитые страны
Развивающиеся страны
Доля городского населения, %
75
40
Темпы роста городского населения
Стабильные,
невысокие
Постоянно растущие, очень высокие
Основные источники пополнения городско- населения
Естественный прирост, иммигранты
Переселенцы из сельской местности
Характер развития урбанизации
Развитие «вглубь» за счет распространения городского образа и условий жизни на пригороды и в сельскую местность
Развитие «вширь» за счет присоединения новых территорий и роста численности горожан
Наиболее быстро растущие города
Небольшие города
Сверхкрупные города и агломерации
Экологическое состояние городов
Стабильное, решение некоторых проблем
Постоянно ухудшающееся
Примеры стран
Страны Европы
Страны Африки, Азии
В выводе - ответ на вопрос: Объясните различия урбанизации в развитых и развивающихся странах.
Учащимся предлагается самостоятельно выбрать форму работы: либо в коллективе, либо самостоятельно. После заполнения таблицы - проверка, исправление недочетов, оценивание лучших.
в) Словарная работа.
Учитель. В тексте учебника вам встретились новые понятия. Какие?
Дополнительный балл получает ученик, давший точное определение понятиям:
Субурбанизация
Ложная урбанизация
Трущобная урбанизация
ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Оцените прочность полученных на уроке знаний, выполнив тестовую работу (5-7 минут). Безошибочно выполненная и с одной ошибкой рабата - отметка «отлично», до 3 ошибок - «хорошо», до 5 ошибок - «удовлетворительно».
Учитель осуществляет проверку работ выборочно у тех учащихся, которые еще не получили оценки за урок, либо по желанию.
V.ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Инструктаж по домашнему заданию:
1. Тема 3 параграф 4 - повторить материал для ответов на вопросы на следующем занятии.
2. Для более прочного запоминания - на контурной карте отметить и подписать мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сан – Сан, Токайдо и крупнейшие городские агломерации.
3. Тем, кому интересна эта тема и они хотят расширить свои знания -
задание для удовольствия - подготовить сообщения:
1) Проблемы больших городов.
2) Как уберечь себя и своих близких от нервных срывов и перегрузок?
Для консультаций можно подходить в свободное время. Все сообщения будут заслушаны и оценены.