Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Организационно-мотивационные момент | 1. Проверка готовности обучающихся к уроку | | | | |
Перекличка по журналу | | | | |
Показ фотоколлажа разных территорий мира с разными типами климатов (слайд №1) | 1. Просматривают слайд 2.С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд №2) 3. Формулируют главный вопрос «Почему на Земле неравномерно распределены осадки?» (слайд №3) | Самоопределение темы | Постановка целей урока | Анализируют уведенное |
2.Актуализация знаний | 1.Беседа с учащимися: Что такое климат? Чем климат отличается от погоды? Назовите основные элементы и погоды. От чего зависит климат? (Слайд №4) | Дети вспоминают и заполняют схему климатообразующих факторов (схемы разложены на партах- приложение №1) | | Классифицируют по заданным основаниям. | Строят логически обоснованные рассуждения |
3. Объяснение нового материала | 1. На доске проецируется сообщение о погоде: давлении, осадках, ветре. (слайд № 5) Замечали ли вы, при каком давлении обычно бывает пасмурно, идут дожди, а при каком устанавливается ясная, сухая погода?. Установим зависимость. ВД- ясно, мало осадков. Н,Д- пасмурно, дожди. (Зарисовка схемы распределения атмосферного давления в северном полушарии). (Слайд №6) | Дети поясняют учителю, что на экваторе теплый воздух становится легким, значит, будет подниматься вверх, соответственно у поверхности Земли будет формироваться область низкого давления, а в тропосфере над экватором - область высокого давления. (выполняют зарисовку схемы распределения атмосферного давления в тетради) | Осознают целостность и многообразие климата мира | Сравнивают климат разных территорий мира | Выдвигают версии |
Как тогда будут называться воздушные потоки, направленные вертикально вверх? Вниз? (Подводит под понятия «восходящие токи», «нисходящие токи»). | Учащиеся находят ответ в учебнике на стр 37- понятия «восходящие токи», «нисходящие токи». | Осваивают правила работы на уроке | Находят ответы в учебнике | Создают устный текст на вопросы |
Как будут называться воздушные потоки, направленные горизонтально? | Учащиеся находят ответ в учебнике на стр 39- понятия постоянных ветров: пассаты | Осваивают роди и правила работы на уроке | Находят ответы в учебнике | Создают устный текст на вопросы |
Как будут называться большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами? Слайд №7 | Учащиеся находят ответ в учебнике на стр 40—понятие воздушные массы, типы ВМ. | Осваивают роди и правила работы на уроке | Находят ответы в учебнике | Создают устный текст на вопросы |
В чем роль воздушных течений в формировании климата? | Дают ответ, что благодаря движению воздушных масс тепло и влага на поверхности Земли перераспределяются. | Осваивают роди и правила работы на уроке | Находят ответы в учебнике | Создают устный текст на вопросы |
4. Первичное закрепление с проговариванием в слух | Проанализируйте рис.17 на стр 40 и дайте характеристику каждому типу ВМ | Анализируют рисунок и заполняют таблицу № 1 | Анализ, синтез рис.17 | Используют знаково- символических средства при заполнении таблицы | Выражают свои мысли с достаточной полностью и точностью |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Дайте описание по плану: Среднее количество годовых осадков. Средние температуры января и июля. Постоянные ветры. Воздушные массы 1 вариант: островов Сан- Паулу 2. вариант: о. Тасмания | Выполняют работу и проверяют в паре по эталону. | | Анализ и синтез климатической карты в атласе | Выполнение действий по алгоритму |
6.Включение в систему знаний и повторение | Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: Почему произошло наводнение в июле- августе в Амурской области? | Дети дают свою оценку произошедшему на Дальнем Востоке | Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания | устанавливают причинно- следственные связи | доказательство |
7.Рефлексия | Давайте вспомним, с какими понятиями мы сегодня познакомились? Что нового для себя вы сегодня уяснили? | Дети вновь находят и проговаривают понятия: «восходящие токи», «нисходящие токи»; постоянных ветров: пассаты; понятие воздушных массы, типов ВМ | Самооценка на основе критерия успешности | Дают определение новых понятий | Контроль результатов деятельности Выражают свои мысли с достаточной полностью и точностью |
8 подведение итогов урока и домашнее задание | Домашнее задание: параграф 7 доделать в тетрадях схему распределения атмосферного давления в южном полушарии в контурной карте указать пояса ВМ и направления ветров.. написать письмо, сделать открытки для детей, проживающих на территории Дальнего Востока | Записывают домашнее задание | | | |
……..
…..
Таблица №1. Определить: