Рабочая программа по географии5 класс ФГОС,в которой включены пояснительня записка,тематическое планирование,календарно-тематическое планирование,планируемые результаты,требования к результатам обучения,предметные,метапредметные,личностные. Прогамма составлена к учебнику ИИ Бариновой.Подробно тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по музыкеФГОС 5 класс »
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, с учетом авторской программы по географии Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что в ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 4;
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по географии. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой.
Ключевая идея курса заключается одновременно в охвате и в единстве и во взаимосвязи многих аспектов естественного и гуманитарно-общественного научного знания.. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся.
Новизна данной программы определяется тем, что данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработана в логике ФГОС ООО.
Некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений.
Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы,
вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
в ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№2»
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проектного и исследовательского обучения, кейс-технологии, модульного обучения.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: защиты проекта, работы в группах, семинарские занятии, самостоятельные работы.
Виды и формы контроля: входной, текущий, итоговый, фронтальный опрос, практические работы, тестовый контроль, контрольные работы.
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
III.Описание предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим (научного познания)
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об
особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системероссийского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
IV.Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
V.Содержание учебного предмета.
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Часы по программе Бариновой И.И.
Часы по планированию (рабочей программе)
В том числе на:
лабораторно-
практические
работы
Проверочные (контрольные)
работы
1
Тема 1. Что изучает география
5
5
-
1
2
Тема 2. Как люди открывали Землю
5
5
1
-
3
Тема 3. Земля во Вселенной
9
9
-
1
4
Тема 4. Виды изображений поверхности Земли
4
4
1
-
5
Тема 5. Природа Земли
10
10
2
6
Итоговый тест за 2 полугодие
2
2
1
итого
35
35
4
3
Тематический план география 5 класс
№
п/п
Раздел, тема
Общее
кол-во часов
Виды деятельности ученика
Что изучает география
5
Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;
Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.
Как люди открывали Землю
5
Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;
Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;
Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.
Земля во Вселенной
9
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;
Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;
Оценивать вклад отечественных ученых.
Виды изображений поверхности Земли
4
Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;
Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Природа Земли
11
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;
Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информаци
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№
п/п
Тема урока,
Тип урока
Планируемые результаты
Домашнее задание
Дата
Предметные
Метапредметные:
познавательные УУД (П);
коммуникативные УУД (К);
регулятивные УУД (Р)
Личностные результаты
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)
02. 09– 06.10
1
Мир, в котором мы живём.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
П: уметь объяснять особенности планеты Земля.
Развитие личностной
рефлексии,
толерантности
§1,задания
рабочей тетради.
2
Науки о природе
Комбинированный урок
Научиться объяснять значение понятий тело
и вещество
К: уметь отображать информацию в графической форме.
Р: самостоятельно искать и выделять необходимуюинформацию.
П: уметь выделять сходств естественных наук.
Формирование мотивации в изучении наук
о природе
§2, задания электронного приложения и рабочей тетради.
3
География–наука о Земле
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению
с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию
К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
Р: формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ.
П: уметь выявлять различия двух частей географии.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками
§3, задания
рабочей тетради.
4
Методы географических
исследований
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы
современных
географических
исследований и применяемые для этого приборы.
К: добывать недостающую
информацию с помощью карт атласа.
Р: применять методы информационного поиска.
П: показывать ценность географической информации для человечества
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
§4, задания электронного приложения и рабочей тетради.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Проверочная работа
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тестирование
Формирование
представлений
о географии, ее
роли в освоении планеты
человеком,
о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
и одноклассниками.
Р: уметь определять понятия,
строить умозаключения и делать выводы.
П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.
Формирование коммуникативной
компетентности в сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).
07.10 – 17.11
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Важнейшие открытия
древности и Средневековья.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.
К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.
Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).
П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.
Формирование целостного мировоззрения.
§5, задания электронного приложения и рабочей тетради.
7
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)
Комбинированный урок
Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.
Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.
П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§6, задания элек-
тронного приложения и рабочей тетради.
8
Открытия русских путешественников.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.
К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
§7, задания элек-
тронного приложения и рабочей тетради.
9
Открытия русских путешественников.
Комбинированный урок
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.
К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Повторить материал раздела.
10
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Р: применять методы информационного поиска.
П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)
18.11 – 27.01
11
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.
П: объяснять представления древних людей о Вселенной.
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
§9, задания электронного приложения и рабочей тетради.
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться читать и понимать текст.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
Формирование навыков организации своей деятельности в группе.
§9, задания электронного приложения и рабочей тетради.
13
Соседи Солнца.
Комбинированный урок
Научиться составлять характеристику планет по плану.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять главное отличие Земли от других планет.
Формирование познавательного интереса к предмету изучения.
§10, задания электронного приложения и рабочей тетради.
14
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Комбинированный урок
Научиться выделять признаки планет.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§11, задания
рабочей тетради.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа
Комбинированный урок.
Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять особенности различных небесных тел.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§12, задания электронного приложения и рабочей тетради.
16
Мир звёзд.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться находить на звёздном небе созвездия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
§13, задания электронного приложения и рабочей тетради.
17
Уникальная планета – Земля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.
Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.
§14, задания электронного приложения и рабочей тетради.
18
Современные исследования космоса.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться составлять презентацию о космонавтах.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: изучить важнейшие события в освоении космоса.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
§15, задания
рабочей тетради.
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
28.01 – 24.02
20
Стороны горизонта
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться определять стороны горизонта.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§16, задания
рабочей тетради.
21
Ориентирование
Урок комплексного применения ЗУН.
Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: формулировать алгоритм работы с компасом.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
§17, задания
рабочей тетради.
22
План местности и географическая карта.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§18, задания электронного приложения и рабочей тетради.
23
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Практическая работа № 2. Ориентирование по
плану и карте
Урок обобщения и систематизации знаний
Тестирование
Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Индивидуаль-ные задания.
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)
25.02 – 30.05
24
Как возникла Земля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§19, задания электронного приложения и рабочей тетради.
25
Внутреннее строение Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.
К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.
Формирование устойчивой мотивации к исследова-
тельской деятельности, конструированию.
§20, задания электронного приложения и рабочей тетради.
26
Землетрясения и вулканы.
Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
Комбинированный урок
Научиться обозначать объекты на контурной карте.
К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
§21, задания электронного приложения и рабочей тетради.
27
Путешествие по материкам.
Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Урок комплексного применения ЗУН.
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
§22, задания электронного приложения и рабочей тетради.
28
Вода на Земле.
Комбинированный урок
Научиться подписывать реки на контурной карте.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§23, задания электронного приложения и рабочей тетради.
29
Воздушная одежда Земли.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».
Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности.
§24, задания электронного приложения и рабочей тетради.
30
Живая оболочка Земли.
Комбинированный урок
Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§25, задания
рабочей тетради.
31
Почва – особое природное тело.
Комбинированный урок
Научиться определять тип почв по натуральным образцам.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
§26,задания
рабочей тетради.
32
Человек и природа.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
§27, задания электронного приложения и рабочей тетради. Подготовиться к итоговому уроку.
33
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
Урок обобщения и систематизации знаний
Научиться самодиагностике.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Индивидуаль-ные задания.
34
35
Обобщение знаний.
Итоговое тестирование
Урок обобщения и систематизации знаний
Научиться самодиагностике и самокоррекции.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.
Проверочные работы за 2 и 4 четверти
VII.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с. Примерная основная образовательная программа. Основная школа /сост.Е.С. Савинов.-М;Просвещение,2011.-(Стандарты второго поколения)
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.
IX.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
Формы контроля:
Входной, текущий, итоговый. контроль в формате самостоятельных работ, тестов,
Х. Приложения к программе
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю) (2015-16 уч.г.)
№
Тема урока
Онлайн-
урок
Д/з
Дата
1
Мир, в котором мы живём.
§1,задания р. т.
2
Науки о природе
§2, задания
3
География – наука о Земле
§3, задания
4
Методы географических
исследований
+
§4, задания р. т.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Проверочная работа
Индивидуальные задания.
6
Географические открытия древности и Средневековья.
Важнейшие открытия
древности и Средневековья.
§5,
7
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия. (Работа с контурной картой, учебником, диском)
§6,
8
Открытия русских путешественников.
§7,
9
Открытия русских путешественников.
Повторить материал раздела.
10
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.
11
Как древние люди представляли себе Вселенную.
§9,
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
§9,
13
Соседи Солнца.
+
§10,
14
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
§11,
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа
§12, задания.
16
Мир звёзд.
+
§13, задания
17
Уникальная планета – Земля.
§14, задания
18
Современные исследования космоса.
§15, задания
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Индивидуальные задания.
20
Стороны горизонта
§16, задания
21
Ориентирование
§17, задания
22
План местности и географическая карта.
§18, задания
23
Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Практическая работа № 2. Ориентирование по
плану и карте
Индивидуальные задания.
24
Как возникла Земля.
§19, задания
25
Внутреннее строение Земли.
§20, задания.
26
Землетрясения и вулканы.
Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
§21, задания
27
Путешествие по материкам.
Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.