Работа представлена в виде документа. Предлагаеся обучающимся с помощью таблицы установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
в рамках ФГОС
МАОУ СОШ№22 г. Балаково |
учитель: Гуркина Вера Александровна |
предмет: география |
8 класс |
Тема: Рельеф и полезные ископаемые России. Урок №18: Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом, полезными ископаемыми. |
Учебник: Дронов В.П. География России. Природа. Население. 8 класс / В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе.- М; Дрофа, 2010 |
Тип урока: практикум. |
Практическая работа №4.
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».
Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.
Основные понятия:
Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.
Плиты – это молодая платформа.
Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.
Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах и нерудные (неметаллические) в осадочных породах.
Ход работы:
Задание 1. Сравните содержание карты тектоническое строение и минеральные ресурсы и физической карты.
- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
- Определите области складчатости.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы
Таблица
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Восточно-Европейская платформа | Русская равнина | Осадочные: нефть, природный газ, |
Западно-Сибирская платформа | Западно-Сибирская равнина | Осадочные: нефть, природный газ, соли. |
Балтийский щит | Выход кристаллического фундамента | Магматические: железные, медные, алюминиевые, никелевые руды, слюда |
Восточно-Европейская платформа | Восточно-Европейская равнина | Осадочные породы: природный газ (Астраханское месторождение) |
Воронежский массив | Кристаллический фундамент | Магматические: железные руды |
Сибирская платформа | Среднесибирское плоскогорье | Магматические: медные, никелевые, железные руды, алмазы, графит. Осадочные: нефть, природный газ, каменный уголь. |
Области герцинской складчатости | Уральские горы, Восточный Саян, Буреинский хребет, Яблоновый хребет | Магматические: золото, железо, полиметаллы, медь, хром, асбест ,олово, графит. |
Области каледонской складчатости | Западный Саян | Магматические: ртуть, железо, асбест. |
Области мезозойской складчатости | г.Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Анадырское нагорье, Чукотское нагорье | Осадочные: золото, каменный уголь, бурый уголь. Магматические: олово, золото. |
Области кайнозойской складчатости | г. Кавказ, Срединный хребет. | |
Сделайте выводы об установленной зависимости.
Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы?
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых?
3. Закрепите новый материал решением теста https://edu.skysmart.ru/student/kohilukita
4. Домашнее задание по теме: § 15 учебника
Список использованных ресурсов.
Алексеев А.И. География России. Природа и население. /А.И.Алексеев.- М;Дрофа,2007
Методическое пособие. Баринова И.И, Ром В. Я., Соловьев М. С.
Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8-9 кл.М;Дрофа
Методическое пособие к учебникам И. И. Бариновой