Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан
Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан
На территории нашей республики выделяются 5 природных зон: лесная, лесостепная, степная, а также горно-лесная и горно-лесостепная,
На территории Стерлитамакского района выделяются:
- лесостепная зона Русской равнины, подзона южной лесостепи (луговые степи),
- лесостепная зона Русской равнины, подзона типичной лесостепи,
- лесная зона Русской равнины, подзона широколиственно-темнохвойных лесов,
Село Васильевка находится непосредственно в лесостепной зоне Русской равнины, подзона типичной лесостепи постепенно переходящий к востоку Прибельской низменности.
Наша цель – изучить подробно эти природные зоны, а также на примере природы своей местности подробнее изучить лесостепную зону (подзона типичная лесостепь) Стрерлитамакского района
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан»
Тема. Природные зоны Стерлитамкского района
Республики Башкортостан
Уроки 1 и 2
Цели:
- формирование знаний об особенностях природных зон Стерлитамакского района и природы окрестностей с Васильевка , раскрыть взаимосвязи природных компонентов в природной зоне;
- знакомство с интересными природными объектами и памятниками природы в пределах природных зон своего края;
- формирование представления о возможностях и проблемах хозяйственного использования ресурсов в природных зонах;
- развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- стимулирование творческой, мыслительной деятельности учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей
- привитие любви к родному краю и гордости за свою «малую родину»
Оборудование: -ИКТ.
- физическая карта РБ.
-карта природных зон РБ и Стерлитамакского района
- административная карта Стерлитамакского района
- атласы по географии РБ
- тест «Природные зоны в РБ»
-инструктивные карточки для групповой работы учащихся
Ход урока
На территории нашей республики выделяются 5 природных зон: лесная, лесостепная, степная, а также горно-лесная и горно-лесостепная ,
На территории Стерлитамакского района выделяются:
- лесостепная зона Русской равнины, подзона южной лесостепи (луговые степи),
- лесостепная зона Русской равнины, подзона типичной лесостепи,
- лесная зона Русской равнины, подзона широколиственно-темнохвойных лесов,
Село Васильевка находится непосредственно в лесостепной зоне Русской равнины, подзона типичной лесостепи постепенно переходящий к востоку Прибельской низменности.
Наша цель – изучить подробно эти природные зоны, а также на примере природы своей местности подробнее изучить лесостепную зону (подзона типичная лесостепь) Стрерлитамакского района
План уроков:
1 урок
Для работы создаем 4 группы по интересам учащихся:
1 группа – изучает лесостепная зону Стерлитамакского района, подзона южной лесостепи (луговые степи)
2 группа - изучает лесостепную зону, Стерлитамакского района подзона типичной лесостепи
4 группа- изучает природу прилегающих к селу Васильевка территории
В каждой группе учащиеся выбирают специалистов – картографа, геолога, климатолога, почвоведа, ботаника, зоолога, эколога (можно специальности совмещать, если членов группы меньше, чем специальностей).
Каждая команда получает инструкции для работы и карточки-задания для специалистов.
Команда изучает информацию по различным источникам.
Команда готовит творческий отчет о природной зоне (в виде газеты, или компьютерной презентации). За основу оформления 1- 4 команды могут взять задание 6 в рабочей тетради ГБ, 5 группа – задание 4.
Команда готовит краткое выступление.
2 урок
Отчет групп.
Работа в тетрадях (ведется параллельно отчету команд).
Просмотр и анализ сообщении и презентаций.
Источники информации: учебник § 12, 9, 11;
Фаткуллин Р.А. Природные условия Башкортостана, § 10,11,12;
Карты атласа Стерлитамакского района и РБ.
Инструкции для работы группы
Выбрать специалистов.
Определить источники информации (страницы учебника, учебные пособия, дополнительную литературу, карты атласа, гербарий, иллюстрации, стенды-планшеты в кабинете …).
Конкретизировать задания каждому специалисту.
Подготовить отчет о работе группы – это может быть газета, или компьютерная презентация, , где отражены все особенности компонентов природы в природной зоне и их взаимосвязь.
Выступить перед классом представителям (1-2 человека) каждой группы (время 5 минут): объяснить причинно – следственные связи в данной зоне в виде образного рассказа, учитывая все вопросы, поставленные в карточках-заданиях).
Карточки – задания
1.Картограф, геолог:
я - Определить географическое положение зоны.
- Установить соответствие тектонического строения и рельефа
зоны.
- Какая в зоне материнская порода для образования почвы?
2.Климатолог:
Установить средние температуры января и июля в ПЗ.
Определить среднее количество осадков.
Определить преобладающие ветры.
3.Ботаник: - Указать разнообразие растительного покрова зоны
( особенности видового состава, эндемики, реликты).
4.Почвовед: - Определить тип почвы в ПЗ.
-Объяснить зависимость типа почвы от материнской породы,
климатических характеристик и характера растительности.
5.Зоолог: - Указать многообразие видового состава животных зоны.
Оформить схему пищевой цепи зоны.
6.Эколог: - Указать хозяйственное использование зоны.
Каковы последствия использования природных богатств
природной зоны в хозяйстве.
Предложить пути решения экологических проблем.
Выявить интересные природные объекты или
памятники природы в пределах природной зоны и
проблемы их охраны.
Обобщение. Закрепление изученного.
Заполнить таблицу: Особенности природных зон в пределах Стерлитамакского района
Природные
зоны
Лесостепная зона подзона южной лесостепи (луговые степи)