Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан
Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан
На территории нашей республики выделяются 5 природных зон: лесная, лесостепная, степная, а также горно-лесная и горно-лесостепная,
На территории Стерлитамакского района выделяются:
- лесостепная зона Русской равнины, подзона южной лесостепи (луговые степи),
- лесостепная зона Русской равнины, подзона типичной лесостепи,
- лесная зона Русской равнины, подзона широколиственно-темнохвойных лесов,
Село Васильевка находится непосредственно в лесостепной зоне Русской равнины, подзона типичной лесостепи постепенно переходящий к востоку Прибельской низменности.
Наша цель – изучить подробно эти природные зоны, а также на примере природы своей местности подробнее изучить лесостепную зону (подзона типичная лесостепь) Стрерлитамакского района
Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Стерлитамкского района Республики Башкортостан»
Тема. Природные зоны Стерлитамкского района
Республики Башкортостан
Уроки 1 и 2
Цели:
- формирование знаний об особенностях природных зон Стерлитамакского района и природы окрестностей с Васильевка , раскрыть взаимосвязи природных компонентов в природной зоне;
- знакомство с интересными природными объектами и памятниками природы в пределах природных зон своего края;
- формирование представления о возможностях и проблемах хозяйственного использования ресурсов в природных зонах;
- развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- стимулирование творческой, мыслительной деятельности учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей
- привитие любви к родному краю и гордости за свою «малую родину»
Оборудование: -ИКТ.
- физическая карта РБ.
-карта природных зон РБ и Стерлитамакского района
- административная карта Стерлитамакского района
- атласы по географии РБ
- тест «Природные зоны в РБ»
-инструктивные карточки для групповой работы учащихся
Ход урока
На территории нашей республики выделяются 5 природных зон: лесная, лесостепная, степная, а также горно-лесная и горно-лесостепная ,
На территории Стерлитамакского района выделяются:
- лесостепная зона Русской равнины, подзона южной лесостепи (луговые степи),
- лесостепная зона Русской равнины, подзона типичной лесостепи,
- лесная зона Русской равнины, подзона широколиственно-темнохвойных лесов,
Село Васильевка находится непосредственно в лесостепной зоне Русской равнины, подзона типичной лесостепи постепенно переходящий к востоку Прибельской низменности.
Наша цель – изучить подробно эти природные зоны, а также на примере природы своей местности подробнее изучить лесостепную зону (подзона типичная лесостепь) Стрерлитамакского района
План уроков:
1 урок
Для работы создаем 4 группы по интересам учащихся:
1 группа – изучает лесостепная зону Стерлитамакского района, подзона южной лесостепи (луговые степи)
2 группа - изучает лесостепную зону, Стерлитамакского района подзона типичной лесостепи
4 группа- изучает природу прилегающих к селу Васильевка территории
В каждой группе учащиеся выбирают специалистов – картографа, геолога, климатолога, почвоведа, ботаника, зоолога, эколога (можно специальности совмещать, если членов группы меньше, чем специальностей).
Каждая команда получает инструкции для работы и карточки-задания для специалистов.
Команда изучает информацию по различным источникам.
Команда готовит творческий отчет о природной зоне (в виде газеты, или компьютерной презентации). За основу оформления 1- 4 команды могут взять задание 6 в рабочей тетради ГБ, 5 группа – задание 4.
Команда готовит краткое выступление.
2 урок
Отчет групп.
Работа в тетрадях (ведется параллельно отчету команд).
Просмотр и анализ сообщении и презентаций.
Источники информации: учебник § 12, 9, 11;
Фаткуллин Р.А. Природные условия Башкортостана, § 10,11,12;
Карты атласа Стерлитамакского района и РБ.
Инструкции для работы группы
Выбрать специалистов.
Определить источники информации (страницы учебника, учебные пособия, дополнительную литературу, карты атласа, гербарий, иллюстрации, стенды-планшеты в кабинете …).
Конкретизировать задания каждому специалисту.
Подготовить отчет о работе группы – это может быть газета, или компьютерная презентация, , где отражены все особенности компонентов природы в природной зоне и их взаимосвязь.
Выступить перед классом представителям (1-2 человека) каждой группы (время 5 минут): объяснить причинно – следственные связи в данной зоне в виде образного рассказа, учитывая все вопросы, поставленные в карточках-заданиях).
Карточки – задания
1.Картограф, геолог:
я - Определить географическое положение зоны.
- Установить соответствие тектонического строения и рельефа
зоны.
- Какая в зоне материнская порода для образования почвы?
2.Климатолог:
Установить средние температуры января и июля в ПЗ.
Определить среднее количество осадков.
Определить преобладающие ветры.
3.Ботаник: - Указать разнообразие растительного покрова зоны
( особенности видового состава, эндемики, реликты).
4.Почвовед: - Определить тип почвы в ПЗ.
-Объяснить зависимость типа почвы от материнской породы,
климатических характеристик и характера растительности.
5.Зоолог: - Указать многообразие видового состава животных зоны.
Оформить схему пищевой цепи зоны.
6.Эколог: - Указать хозяйственное использование зоны.
Каковы последствия использования природных богатств
природной зоны в хозяйстве.
Предложить пути решения экологических проблем.
Выявить интересные природные объекты или
памятники природы в пределах природной зоны и
проблемы их охраны.
Обобщение. Закрепление изученного.
Заполнить таблицу: Особенности природных зон в пределах Стерлитамакского района
Природные
зоны
Лесостепная зона подзона южной лесостепи (луговые степи)