kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии направляющего текста на занятиях дисциплины «Введение в специальность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока предназначена для студентов СПО 1 курса на базе 9 классов. Цель занятия-познакомить учащихся с первичными базовыми  знаниями и понятиями в области геологии. Может быть полезна для занятий в школе на уроках географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии направляющего текста на занятиях дисциплины «Введение в специальность»»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Томский политехнический техникум»

(ОГБПОУ «ТПТ»)










Применение технологии направляющего текста на занятиях дисциплины «Введение в специальность»


Методическая разработка урока по теме

«Формирование залежей нефти и газа»









Разработал:

Преподаватель спецдисциплин

Нефтегазового направления

Федоренко И.В.
















Томск 2022

Введение

Не секрет, что многие выпускники школ, а особенно 9-х классов, плохо представляют сцецифику своей будущей профессии. Поэтому дисциплина «Введение в специальность» знакомит студентов первого курса со своей будущей специальностью и той областью деятельности, в которой им предстоит работать. Задачи дисциплины- пробудить интерес к выбранной профессии, стимулировать на активное и осознанное изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, как необходимое условие для успешного овладения общими и профессиональными компетенциями.

Методическая разработка урока предназначена для проведения занятия в группах 1 курса на базе 9 классов специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Цель занятия- познакомить студентов с первичными базовыми знаниями и понятиями в области геологии.

Проблема заключается в том, что у студентов первого курса еще нет минимальных знаний по специальным дисциплинам, поэтому для проведения занятия необходимо подобрать такие формы и методы работы, которые были бы доступны и понятны всем обучающимся. В методической разработке рассмотрено применение проблемного обучения с использованием технологии направляющего текста и элементов «сингапурских».

Основная концепция технологии направляющих текстов – «обучи сам себя». Данная технология позволяет обучающимся выбрать самостоятельный темп работы при изучении материала. Суть заключается в приучении обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом. Разработка урока предполагает командную работу, совместный выбор оптимального решения поставленных задач, презентацию результатов работы. Данная технология позволяет подготовить студентов к выполнению теоретических и практических производственных задач в дальнейшем.


















План урока

Дисциплина: Введение в специальность

Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Курс: 1

Тема программы: Особенности подготовки специалистов среднего звена

Тема занятия: Формирование залежей нефти и газа

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: Информационный раздражитель, монолог, беседа, дискуссия

Используемые СОТ (современные образовательные технологии): проблемное обучение с использованием технологии направляющего текста, сингапурские технологии

Цель:

  1. Образовательная: сформировать представление об условиях формирования залежей нефти и газа;

  2. Развивающая: формировать умение самостоятельно работать с информацией; развивать логическое мышление;

  3. Воспитательная: воспитывать способность работать самостоятельно и в команде; формировать внимательность, уважение к чужому мнению, умение аргументировать свои ответы; развивать способность к сотрудничеству.


К концу урока каждый обучающийся должен:

Знать

Уметь

состав, свойства нефти и газа, пород-коллекторов, причины и условия формирования залежей

пользоваться справочным материалом, выбирать оптимальное решение и согласовывать действие в группе


Урок способствует формированию следующих ОК/ПК:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Время проведения: 45 минут

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие УД:

Обеспечиваемые УД/МДК:

Химия, география

Геология, разработка нефтяных и газовых месторождений


Материально – дидактическое оснащение урока:

1. Направляющий текст (Л-3)

2. Листы заданий (Л-1, Л-4)

3. Листы эталонов выполнения заданий (Л-2, Л-5, Т-1)

4. Информационный лист (И-1)

5. Оценочный лист (Л-6)

6. Технологическая карта урока

7. Видеоматериал

8. Компьютер, экран, проектор, программный видеоплеер, смартфоны.

9. Сигнальные карточки.


Подготовка к уроку

1 этап

1.1.Анализ учебного материала и определение общей темы.

1.2. Определение целей и задач предстоящего урока.

1.3. Выбор методики/технологии проведения урока в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

2 этап

2.1. Планирование хода урока.

2.2. Разработка направляющего текста, вопросов к нему, листов заданий, контрольных заданий для самопроверки, эталонов ответов.

2.3. Выбор материалов мультимедийного сопровождения урока.

3 этап

3.1. Оформление заданий, текстов, оценочных бланков.

3.2. Подготовка видеоматериалов.

















Технологическая карта урока

Этапы занятия

Цель этапа

Вре-мя,

мин.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студента

Формы обучения

Методы обучения

Средства обучения

Измерители

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся к уроку

2

Проверяет готовность студентов к уроку. Выдает необходимый информационный материал.

Готовится к получению задания

Фронтальная

Визуальный контроль

Вербальные

Внимание, активность студентов

Актуализация опорных знаний

Подготовить к восприятию нового материала, мотивировать на активизацию познавательной деятельности

7

Мотивирует на изучение нового материала, демонстрирует видеоматериал по теме, предлагает заполнить таблицу

Получает информации по теме, оценивает правильность имеющихся знаний по теме

Индивидуальная

AR Guide (Эй Ар Гайд) «До-После»

Технические, таблица утверждений (Л-1), видеоролик

Эталон ответов (Л-2)

Знакомство с заданием

Воспринять и осмыслить задание

3

Знакомит обучающихся с заданием, последовательностью выполнения работ, инструктирует по работе с информационным материалом

Осмысливает задание, знакомится с правилами выполнения работы и раздаточным материалом

Индивидуальная

Монолог, беседа

Направляющий текст (И-1), листы заданий (Л-3, Л-4) и контроля (Л-5)

Вопросы студентов

Планирование

Рационально организовать работу по выполнению задания


3

Консультирует, проверяет правильность понимания обучающимися задания, форм и методов выполнения работы.

Распределяют обязанности членов команды. Намечают план действий.

Групповая

Дискуссия

Карточки заданий (Л-3, Л-4)

Вопросы студентов, последовательность действий

Теоретическая работа

Познакомить с дидактическими единицами урока, формировать умение пользоваться справочным материалом, выбирать оптимальное решение и согласовывать действие в группе

15

Консультирует, координирует работу в группах

Работают с направляющим текстом, справочным материалом. Усваивают новый материал. Выбирают решение поставленных задач

Индивидуальная, групповая

Дискуссия, работа с раздаточным материалом

Материал направляющего текста (И-1), листы заданий (Л-3, Л-4) продуктивного типа

Эталон ответов, правильная последовательность действий

Оценка теоретической работы

Определить уровень усвоения информации и правильность выполненного задания


8

Предоставляет студентам эталоны ответов

Презентуют выбранные решения, проверяют их правильность по эталонам

Групповая, фронтальная

Демонстрация выбранного решения

Технические

Эталон (Л-5)

Самоконтроль и самооценка

Формировать способность к самооценке, содействовать формированию объективности

4

Предоставляет студентам эталоны ответов

Оценивают личный вклад в результат работы. Выполняют тестовое контрольное задание и осуществляют самопроверку.

Индивидуальная

Развитие критического мышления

Технические, задания гул-формы, оценочный лист (Л-6)

Вопросы преподавателя, Эталон (Т-1)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализировать степень достижения цели, работу групп и отдельных обучающихся.

Дать возможность обучающимся описать свои ощущения, эмоции от проведенного урока

3

Предлагает студентам оценить свои внутренние ощущения от урока, по вопросу комфортности индивидуальной и совместной деятельности, проанализировать результаты урока

Выражают свое отношение к уроку, анализируют этапы урока.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Вербальные средства

Сигнальные карточки

Активность студентов

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие студентов. Проверка посещаемости и готовности студентов. Обозначение темы, цели и плана занятия. Выдача информационных, оценочных листов, листов заданий.

2. Актуализация опорных знаний

Технология ARGuide (Эй Ар Гайд) – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения обучающихся по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления.

Студентам необходимо:

1. Прочитать приведенные утверждения и записать свой ответ только в столбце ДО в формате: Да/нет или +/- (Л-1).

Л-1

Бланк ответов

До просмотра

УТВЕРЖДЕНИЯ

После просмотра


Слово «нефть» обозначает «горное масло»



Нефть имеет неорганическое происхождение



Основным химическим элементом в составе нефти является углерод



Цвет нефти не зависит от ее состава



Нефтепродукты получают в результате процесса перегонки



Продуктом перегонки нефти является только бензин



Бензин всегда использовался только как топливо




2. Просмотреть видеоматериал «Нефть, интересные факты» (информационный раздражитель).

3. Пересмотреть утверждения и указать свой ответ в столбце ПОСЛЕ.

4. Сравнить полученный результат. Сделать вывод: поменялись ли ответы и почему?

Преподаватель выводит на экран эталон правильных ответов для выявления знаний по новому материалу (Л-2).

Л-2

Эталон ответов

До просмотра

УТВЕРЖДЕНИЯ

После просмотра

Да/нет (+/-)

Слово «нефть» обозначает «горное масло»

Да (+)

Да/нет (+/-)

Нефть имеет неорганическое происхождение

Нет (-)

Да/нет (+/-)

Основным химическим элементом в составе нефти является углерод

Да (+)

Да/нет (+/-)

Цвет нефти зависит от ее состава

Да (+)

Да/нет (+/-)

Нефтепродукты получают в результате процесса перегонки

Да (+)

Да/нет (+/-)

Продуктом перегонки нефти является только бензин

Нет (-)

Да/нет (+/-)

Бензин всегда использовался только как топливо

Нет (-)


3. Знакомство с заданием, планирование работы

Преподаватель знакомит обучающихся с заданием (Л-3), последовательностью выполнения работы, инструктирует по работе с информационным материалом (И-1) (Приложение А).

Студенты объединяются в малые группы, знакомятся с раздаточным материалом, осмысливают задание, распределяют обязанности членов команды.

Л-3

Задание

Задание : Выяснить причины формирования и обозначить возможный участок скопления нефти и газа.

Ход работы:

1.Объединитесь в малые группы.

2. Определите последовательность своих действий для решения поставленной задачи.

3. Выполнение задания начните с изучения информационного листа (И-1) 4.Ответьте на вопросы:

4.1. Укажите элементарный состав нефти и газа?

4.2. Какое свойство нефти и газа способствует формированию залежей?

4.3. Укажите типы горных пород по происхождению?

4.4. Где и в каких горных породах скапливается нефть и газ?

4.5. Что называется залежью нефти и газа?

4.6. Почему скапливается нефть и газ в горных породах?

5. Обсудите свои ответы. На основании ваших ответов выработайте общее решение.


4. Теоретическая работа

Для решения поставленной задачи студентам необходимо изучить новый материал, найти ответы на вопросы направляющего текста, совместно сформулировать ответы и заполнить таблицу уровней формирования залежей (бланк ответов Л-4).



Бланк ответов Л-4


Заполнить таблицу уровней (последовательно по стрелкам)


Уровень

Понятия

Вопросы-ответы

1

Нефть и газ

Вопрос: Состав нефти и газа?

О твет:

Вопрос: Какое свойство нефти и газа способствует формированию залежей?

Ответ:

2








Горные породы

Вопрос: Типы горных пород по происхождению?

О твет:

Вопрос: Где и в каких горных породах скапливается нефть и газ?

Ответ:

3

Залежь

Вопрос: Что называется залежью нефти и газа?

О твет:

Вопрос: Почему скапливается нефть и газ в горных породах?

Ответ:




Вопрос: Зарисовать участок возможного скопления нефти и газа в залежи

Ответ:



5. Оценка теоретической работы

Каждая группа презентует свое решение поставленной задачи. После совместного обсуждения преподаватель выводит на экран эталон решения (Л-5), делает необходимые выводы. Студенты сверяют ответы с эталоном.

Эталоны ответов Л-5

Уровень

Понятия

Вопросы-ответы

1

Нефть и газ

Вопрос: Состав нефти и газа?

О твет:

Элементарный: углерод, водород, сера, азот, кислород

Ф ракции: бензиновая, керосиновая, топливная, масляная

Вопрос: Какое свойство нефти и газа способствует формированию залежей?

Ответ:

Подвижность, способность перемещаться, миграция

2








Горные породы

Вопрос: Типы горных пород по происхождению?

Ответ:

М агматические, осадочные, метаморфические

Вопрос: Где и в каких горных породах скапливается нефть и газ?

Ответ:

В породах-коллекторах (песчаники, известняки, доломиты) в порах или трещинах

3

Залежь

В опрос: Что называется залежью нефти и газа?

Ответ:

С копление нефти и газа в коллекторах ловушек, перекрытых покрышками

Вопрос: Почему скапливается нефть и газ в горных породах?

Ответ:

Потому что создаются определенные условия (состав горных пород, строение залежей, миграция нефти и газа)


Вопрос: Зарисовать участок возможного скопления нефти и газа в залежи

Ответ:


6. Самоконтроль и самооценка

Студенты выполняют тестовое задание в гугл-форме по ссылке https://forms.gle/cWh7ToGyrJ9F5QsM9 , сверяют свои ответы с эталоном (Т-1) (после прохождения тестирования преподаватель выводит эталоны ответов на экран), заполняют оценочный лист (Л-6).


Эталоны ответов теста Т-1


1.Укажите основные элементы, образующими нефть и газ:

А) Углерод и водород

Б) Углерод и азот

В) Водород и сера

2.Укажите, с какими горными породами связано большинство месторождений нефти и газа: 

А) Магматическими

Б) Осадочными

В) Метаморфическими

3. Укажите, как называются  горные породы, содержащие нефть, газ и воду и способные отдавать их при разработке:

А) Коллектора

Б) Покрышки

В) Ловушки

4. Укажите, где находятся нефть и газ в горных породах:

А) В порах и трещинах

Б) В подземных полостях и пещерах

В) Находятся отдельно от горных пород

5. Верно ли утверждение:  

"Формированию залежи нефти и газа способствует их подвижность, способность перемещаться  в пластовых условиях и скапливаться в ловушках"?

А) Верно

Б) Неверно

В) Верно частично








Оценочный лист Л-6

Ф.И.О.обучающегося____________________________________________

п/п

Критерии оценки

Баллы

Отметка

1

Выполнение индивидуального задания (задание Л-1):

-выполнено, 1 балл

-не выполнено, 0 баллов

Х


2

Работа в группе (задание Л-4):

-Активно, 1 балл

-Пассивно, 0 баллов

Х


3

Презентация решения у доски (1/0)

Х


4

Выполнение индивидуального контрольного задания (задание Т-1). За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл (Т-2) (max 5 баллов)

Х


5

Соблюдение временного регламента выполнение задания (1/0)

Х


ВСЕГО

Х

Х


Шкала перевода баллов в отметку


Процент результативности

Качественная оценка достижений обучающегося

баллы

отметка

90-100

8-9

5

80-89

7

4

70-79

6

3

менее 70

0-5

2


7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Преподаватель спрашивает о достижении цели занятия, предлагает оценить свои внутренние впечатления от проделанной работы, проанализировать результаты занятия, просит поднять свои сигнальные карточки в соответствии с вашим настроением.



Список источников информации

1.Воробьева, Л. В. Основы нефтегазового дела [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. В. Воробьева. – Электрон. дан – Томск : ТПУ, 2017. – 202 с. – Режим доступа : https://e.lanbook.com/reader/book/106752

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС:метод.пособие/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А.Иващедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - С.-Петербург:КАРО, 2015.-176 с.

3.Середа Н. Г. Основы нефтяного и газового дела: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Г. Середа. – СПб : Лань-Трейд, 2016. – 288 с.

4.Элияшевский И. В. Технология добычи нефти и газа: учебник для техникумов / И. В. Элияшевский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД Альянс, 2020. – 304 с.

Приложение А


Информационный лист И-1

Нефть и горючие газы

Нефть представляет собой маслянистую жидкость желтовато-коричневого, темно-коричневого или черного цвета. Основными элементами, образующими нефть, являются углерод и водород. Отношение С: Н обычно колеблется в пределах 5,7—8,5. На долю других элементов, главным образом кислорода, азота и серы, приходится не более 1—2%.

Горючий газ имеет состав: смесь газообразных углеводородов — легких (метан, этан, пропан, бутан, этилен) и тяжелых (пентан, гексан, гептан и др.) — с добавкой азота, углекислого газа, инертных газов, сероводорода и других.

Углеводородные газы лишены вкуса и цвета; они невидимы, неосязаемы и часто не имеют запаха. Встречается в виде различных растворов (растворенные газы) и в свободном состоянии.

Существует достаточно много универсальных классификаций нефтей, разработанных на основе изучения и обобщения их физико-химических свойств и состава. В геохимии нефти широко используется классификация нефтей по групповому углеводородному составу, т. е. по содержанию в различных фракциях метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов. На товарные качества нефти влияет содержание в ней таких примесей как сера, парафин, смолы. Соответственно существует классификация нефтей по содержанию этих компонентов. По составу различают следующие разновидности (классы) нефтей:

метановая,метаново-нафтеновая,нафтеновая,метаново-нафтеново-ароматическая,нафтеново-ароматическая. Чисто ароматических нефтей в природе пока не встречено.

Основные фракции:

28 - 1800С – широкая бензиновая фракция

140 - 200 0С – уайт - спирит;

180 - 320 0С – широкая керосиновая фракци

150 - 240 0С – осветительный керосин

180 - 280 0С – реактивное топливо

140 - 340 0С – дизельное топливо (зимнее)

180 - 360 0С – дизельное топливо (летнее)

350 - 500 0С – широкая масляная фракция

380 - 540 0С – вакуумный газойль

О качестве нефти в промысловой практике ориентировочно судят по ее плотности.

Плотность нефти при нормальных условиях колеблется от 0,7 (газовый конденсат) до 0,98 и даже 1,0 г/см3. Легкие нефти с плотностью до 0,88 г/см3 наиболее ценные, т.к. обычно в них содержится больше бензиновых и масляных фракций.

Важнейшее физическое свойство любой жидкости, в том числе и нефти - вязкость, т.е. свойство жидкости сопротивляться взаимному перемещению ее частиц при движении

С повышением температуры вязкость нефти (как и любой другой жидкости) уменьшается. С увеличением количества растворенного газа в нефти вязкость нефти также значительно уменьшается.

Формированию залежи нефти и газа способствует их подвижность, способность перемещаться (миграция) в пластовых условиях и скапливаться в ловушках.


Горные породы

Горные породы — природные агрегаты минералов более или менее постоянного состава и строения, образующие самостоятельные геологические тела. Горные породы по происхождению делятся на 3 группы: магматические, осадочные, метаморфические (рис.1).

Рисунок 1-Типы горных пород

Магматические и метаморфические горные породы слагают около 90% объёма земной коры, остальные 10% приходятся на долю осадочных пород, однако последние занимают 75% площади земной поверхности.

Магматические горные породы

Образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана).

Осадочные горные породы

Образуются на земной поверхности или вблизи неё в условиях относительно низких температур и давлений в результате переотложения или накопления, а также преобразования осадков различного происхождения. Характерной особенностью осадочных горных пород., связанной с условиями образования, является их слоистость и залегание в виде более или менее правильных пластов.

Метаморфические горные породы

Образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) любых иных пород (в том числе и метаморфических) под действием факторов метаморфизма: температуры, давления, присутствия флюидной фазы.

Установлено, что большинство месторождений нефти и газа связано с осадочными горными породами. Нефть обычно находится либо в песчанике, либо в карбонатных коллекторах (известняках и доломитах). В Сибири имеют место коллектора песчаника.

Песчаник – это порода, состоящая из минеральных частиц, которые могут быть сцементированы в течение геологического периода времени. Кварц является основным составляющим песчаника. Кроме того, присутствуют и другие минералы, такие как шпаты и глины (рис.2).









Рисунок 2-Песчаник (внешний вид и строение)


Горные породы, содержащие нефть, газ и воду и способные отдавать их при разработке, называются коллекторами.

Коллекторские свойства нефтеносных пластов зависят от размера и формы зерен (рис.3), слагающих породу, степени отсорбированности обломочного материала, характера и степеней цементации осадков, а карбонатных пород - от пористости и трещиноватости.

Породы - коллекторы характеризуются

  • пористостью,

  • проницаемостью

  • трещиноватостью







Рисунок 3-Строение коллекторов

Пористость горной породы характеризуется наличием в ней пустот (пор), являющихся вместилищем для жидкостей (воды, нефти) и газов, находящихся в недрах Земли. Это поровое пространство в основном заполнено нефтью или водой в нефтяном коллекторе.

Нефть может протекать через систему взаимосвязанных пор к стволу скважины в процессе нефтедобычи. Мерой того насколько легко жидкости (нефть, газ или вода) могут протекать через поровую систему породы коллектора называется проницаемость, то есть способность проникновения жидкости или газов через породу. Движение жидкостей или газов через пористую среду называется фильтрацией. Трещиноватость-система сообщающихся трещин, по которым таже возможно перемещение нефти и газа.

Залежи нефти и газа

Нефть и газ встречаются в природе в виде скоплений, залегающих на глубинах от нескольких десятков метров до нескольких километров от земной поверхности.

Пласты пористой породы, поры и трещины которой заполнены нефтью, называются нефтяными пластами (газовыми) или горизонтами.

Скопление нефти и газа в коллекторах ловушек, перекрытых покрышками, называется залежью нефти и газа.

Совокупность залежей нефти и газа, сконцентрированных в недрах на одной и той же территории и подчиненных в процессе образования одной тектонической структуре называется нефтяным (газовым) месторождением. .

По своему составу залежь может быть: ]) газово-нефтяной (с газовой шапкой); 2) нефтяной (без газов) и 3) газовой (без нефти). Соответственно и месторождения бывают трех данных типов. Залежи нефти и газов могут быть приурочены к отложениям любого возраста.

Обычно залежь нефти (газа) бывает приурочена к определенной тектонической структуре, под которой понимают форму залегания пород (рис.4).

Пласты осадочных горных пород, первоначально залегавшие горизонтально, в результате воздействия давлений, температур, глубинных разрывов поднимались или опускались в целом либо относительно друг друга, а так же изгибались в складки различной формы. Геологические нарушения оказывают большое влияние на распределение нефти (газа) в недрах Земли - в одних случаях они способствуют ее скоплению, в других наоборот, могут быть путями обводнения нефтегазонасыщенных пластов или выхода на поверхность нефти и газа.

Для образования нефтяной залежи необходимы следующие условия

  • Наличие пласта- коллектора

  • Наличие над ним и под ним непроницаемых пластов (подошва и кровля пласта) для ограничения движения жидкости.

Совокупность этих условий называется нефтяной ловушкой. Различают

  • Сводовую ловушку

  • Литологически экранированные

  • Тектонически экранированные

  • Стратиграфически экранированные

Непроницаемая порода, перекрывающая залежь называется покрышкой.

Рисунок 4-Типы залежей нефти и газа

1 – нефть и (или) газ, 2 – вода, 3 – песчаные породы, 4 – глины, 5 – песчаные глины, 6 – известняки и доломиты, 7 – соли, гипсы, ангидриты.

Классификация залежей:

1. Пластовые: а - сводовая, б, в – тектонически экранированные, г – стратиграфически экранированная, д – литологически экранированная.

2. Массивные: е – в сводовом выступе, ж – в эрозионном выступе, з – в рифогенном выступе.

3. Литологически ограниченные со всех сторон: и – в песчаных линзах среди плохопроницаемых пород, к – в зонах повышенной проницаемости в известняках и доломитах.

4.Комбинированные: л – пластово-сводовая тектонически экранированная, м – пластово-сводовая литологически экранированная.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федоренко Ирина Валерьевна

Дата: 13.01.2023

Номер свидетельства: 623020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства