Просмотр содержимого документа
«Преимущества и недостатки в преподавании географии по ФГОС 5 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
села Северного
Подходы к преподаванию географии
в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования
Ивахненко Н.А.
Учитель географии
2015 г.
География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.
Новизна новых учебных программ курса "География" (5кл.) заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек – природа - общество" от локального до глобального уровней познания. А также с введением ФГОС ООО второго поколения предполагается смену парадигмы получения образования - от знаньевой, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Преподавание школьной географии с 5 класса строится на выделении фундаментального ядра содержания предметной области знаний, устранения устаревшего учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону усиления метапредметных способов деятельности. Школьники должны овладеть анализом, синтезом, аргументированными доказательствами выдвинутых положений, проблемностью мышления, творческими навыками выхода из ситуации в условиях выбора. В стандарте второго поколения отсутствуют требования к результатам обучения по традиционному курсу "Природоведение", поставлена задача на основе географического образования продолжить формировать представления об устройстве мира как единого целого, современные взгляды на процессы и явления, происходящие в природе и обществе, понимание своего места в мире. Исходя из выше изложенного, следует отметить наиболее важные особенности построения курса "География"(5кл.) как составной части единой линии учебных программ и УМК по географии общего образования. (Особенности выбирались по принципу новизны, что нового заложено в программу).
1. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации.
2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
3. Идеологической основой отработки содержания учебного материала по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся через обращение к общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом. Большую роль в этом играют личностные качества путешественников-первооткрывателей Земли.
4. С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ - компетентности. Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет.
5. Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса "География" основной школы требует с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения.
Перестройка профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:
Обновление структуры и содержания географического образования.
Освоение систем развивающего обучения школьников.
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования.
Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области знаний.
Управление качеством географического образования с ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата.
Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников.
Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.
Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности и традиционности.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В чем преимущества учебника 5 класса по географии?
1 – интегрированное содержание знаний в географических исследованиях информационных и компьютерных технологий. Например, изображение Земли из Космоса из интернет-ресурсов.
2- учебник способствует расширению географического кругозора школьников как о географических объектах своей местности, так и о памятниках Всемирного природного и культурного наследия. Решение задачи формирования географического мышления учащихся невозможно без практического применения знаний и умений в практической деятельности. Поэтому в содержание курса учебника интегрировано значительное число практических работ на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов учеников, воспитание любви к своей местности, региону, Родине.
3 – в содержании используются конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое значение. Например, природные объекты, показывающие разнообразие материков, население мира, животный и растительный мир. Такой подход способствует пониманию учащимися культуры других народов, сложившейся в определённых природных условиях.
4 – учебный текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет реализовать краеведческий компонент содержания географического образования.
5 – в содержании учебника особое внимание уделено материалу, способствующему неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения.
6 –в конце каждого параграфа есть ключевые слова, простые и сложные вопросы, а также практические задания.
Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы «Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы осуществляем данную деятельность?»
Насыщенность наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех учащихся, наличие разноуровневых заданий, - всё это способствует решению триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания, развития географически грамотной личности будущего гражданина России.
Проблемы в преподавании географии по ФГОС:
Самая главная проблема на мой взгляд, - адаптация учеников 5 класса к новым пространственно-временным условиям обучения.
1 час в неделю на географию по ФГОС – это очень мало, дети за неделю забывают, о чём мы говорили и на чём делали акцент в прошлый раз.
Проблема: у нас в школе нет кабинета географии, отвечающего современным стандартам, а компьютер я использую личный, к тому же нет и проектора.
Атласы для 5 класса по ФГОС приобрели не все, некоторые купили для 6 класса, но скажу так, в атласах для 6 класса больше полезной информации.
Карты в кабинете датируются 1980-85 годами.
В 5 классе 25 человек. Из них 5 человек – цыганской национальности, которым уже спасибо большое за то, что они посещают школу. Обычно после 4 класса мальчики работают, помогая семье из 10-12 детей, девочки выходят замуж.
12 человек в классе работают на уровне воспроизведения информации, что уже хорошо для данного контингента, остаётся 8 человек (3 чел. с довольно высоким и нормальным уровнем обучаемости).
Для определения уровня обучаемости практикую контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8-10 минут
Объясняю новый материал.
Провожу закрепление новой информации.
Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов: 1. Напишите, что вы узнали нового на уроке. 2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала. 3. Выполните задание по образцу. 4. Выполните здание в измененной ситуации. 5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Исходя из этого, чаще всего на уроках я использую традиционный метод преподавания с элементами развивающего обучения. Уроки с использованием технологических карт и развития всех УУД по ФГОС можно проводить успешно только в сильных классах.
Развитие УУД урока по ФГОС (личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета) будут успешны в том случае, когда мы не будем забывать о том, что нам надо ученика обучать, развивать и воспитывать.