kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа по географии в 6 классе «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе» - первая практическая работа, выполняемая в курсе географии. В данной практичекой работе предусмотрено ознакомление детей с метеорологическими приборами и механизмом их действия. Ученики учатся изображать метеорологические явления с помощью условных знаков, давать подробное описание погоды, графически изображать изменение температуры в течение суток.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»»

Практическая работа по географии в 6 классе

«Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»


Цель:обучающая: научиться определять при помощи гномона высоту Солнца над горизонтом, формировать умение наблюдать за погодой, сезонными изменениями в природе и оценивать результаты наблюдений.

развивающая: развивать познавательную активность на уроке, умение обращаться с приборами, развивать коммуникативную функцию, умение правильно сформулировать и высказать мысль, доказать правоту своего мнения;

воспитывающая: воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, толерантность по отношению к мнению товарищей, развивать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный;

Форма урока: стандартная;

Оборудование: гномон, транспортир, линейка, карандаши, термометр, барометр, гигрометр, тетради для практических работ, мультимедийное оборудование.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельн. учеников

1.

Организа-ционный

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.



2.

Актуализация опорных знаний

Как изменяется количество солнечного света и тепла на протяжении суток? Сезона? Года?


Какими приборами пользуются при наблюдении за погодой?


3..

Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности

Одним из главных методов любого исследования был и остается метод наблюдения и анализа полученных данных.


Какие наблюдения за природой вы можете проводить самостоятельно?


Это прежде всего наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе. Такие виды наблюдений вам уже известны из курсов начальной школы и естествознания. Однако в этом году ваши наблюдения будут выполняться в соответствии с четко поставленных задач и иметь определенное назначение.



Для чего, по вашему мнению, вам понадобятся результаты наблюдений?



Научиться наблюдать за географическими объектами и явлениями природы, объяснять их особенности, выполнять измерительные работы нужно прежде всего для того, чтобы лучше понять мир в котором мы живем. Результаты ваших собственных наблюдений будут использоваться при выполнении практических заданий по темам изучаемого курса. А кроме этого, регулярные наблюдения за погодой способствуют развитию наблюдательности и внимания. Чтобы проводить такую ​​работу, следует подготовиться теоретически и практически. А для этого необходимо выяснить, что наблюдать, как и с помощью каких приборов.





Ответы учеников











Возможные варианты ответов учащихся

4..

Изучение нового материала

Определение высоты Солнца над горизонтом:

Земля, вращаясь вокруг своей оси и двигаясь вокруг Солнца, постоянно изменяет положение относительно светила. Угол падения солнечных лучей также изменяется. В разные периоды года в разных частях Земли этот угол будет неодинаковым, что и определяет уровень нагревания поверхности и смену сезонов года. Как известно, в разные сезоны года протяженность дня и ночи неодинакова. Поэтому, чтобы уметь определять сезоны года, нам и понадобятся знания, как измерять высоту Солнца над горизонтом.

Гномон - cамый древний угломерный инструмент. Прибор для определения наклона эклиптики к экватору. Он использовался для определения высоты солнца над горизонтом и представлял собой вертикальный столб на горизонтальной площадке.


Практическое задание 1: Зарисуйте 3 схемы измерения угла падения солнечных лучей. Определите, какому времени года соответствует каждый рисунок.



63 град.

40 град.

20 град.



Наблюдения за погодой.


Пого́да — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке пространства.

Основными показателями погоды являются:

  • давлением,

  • температурой

  • влажностью воздуха

  • скоростью и направлением ветра

  • облачность

  • атмосферными осадками

  • атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами)


Для того, чтобы получить информацию, каждый показатель погоды определяют с помощью специальных приборов.

Давление – барометр-анероид

Температура – термометр

Влажность – гигрометр, психрометр

Скорость ветра – анемометр

Направление ветра – флюгер, наощупь

Облачность – оценивается по 10-б. системе

Атмосферные осадки – осадкомер (плювиограф)


Практическое задание №2:

При ведении дневника погоды вам необходимо будет фиксировать температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность. Запишите, какими приборами вам следует пользоваться.


Практическое задание №3:

Вспомните, какие народные приметы о предсказании погоды вы слышали? Можете ли вы их объяснить?


Практическое задание №4.

Используя обозначения элементов погоды на странице 8 в учебнике, зашифруйте текст:


Утро предвещало хорошую погоду на целый день. Трава блестела от росы, на небе не было ни облачка, лишь легкий южный ветерок покачивал верхушки деревьев. Но ко дню все неожиданно изменилось. Подул резкий западный ветер, солнце спряталось за облаками. Загремел гром, в небе блеснула молния и на землю обрушился ливень.


Практическое задание № 5.

Прием «пять предложений»:

С помощью пяти предложений опишите погоду за окном.



















Переносят рисунок со слайда в тетрадь, самостоя-тельно по изображенному углу падения солнечных лучей определяют время суток



Запись определения в тетрадь



























Выполнение заданий



Практическое задание № 6 (для сильных классов)

Для того, чтобы досконально изучить природные явления, за ними нужно не только наблюдать, но и анализировать полученные данные. Вашему вниманию таблица суточного хода температур за 2-3 сентября.


  1. 3 сентября + 19


  1. Постройте график суточного хода температур.

  2. Определите, в какое время суток температура была самой высокой/самой низкой?

  3. Определите суточную амплитуду колебания температур.


В тетради начертить график суточного хода температур и проанализи-ровать его

5.

Обобщение и систематизация знаний

Таким образом, необходимо запомнить, что:


- Изменение высоты Солнца зависит от суточного и годового движения Земли;

- За погодой следует наблюдать каждый день, в одно и то же время;

- для измерения показателей погоды применяются различные приборы;

- сезонные наблюдения – это наблюдения за изменениями состояния природных объектов, изменениями в жизни животных и общественной деятельности человека.


6.

Итог урока

Выставление оценок по результатам выполнения


7.

Домашнее задание

По результатам сезонных наблюдений в природе написать географичекую сказку.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе»

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫСОТОЙ СОЛНЦА НАД ГОРИЗОНТОМ, ПОГОДОЙ, СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ   Практическая работа № 1

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫСОТОЙ СОЛНЦА НАД ГОРИЗОНТОМ, ПОГОДОЙ, СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ Практическая работа № 1

Определение высоты Солнца над горизонтом

Определение высоты Солнца над горизонтом

Наблюдения за погодой

Наблюдения за погодой

Погода  – это состояние нижнего слоя  атмосферы в данное время  в данной местности  Основные показатели погоды    -  температура воздуха;  - атмосферное давление;  - влажность воздуха;  - направление и скорость ветра;  - осадки;  - облачность

Погода – это состояние нижнего слоя

атмосферы в данное время

в данной местности

Основные показатели погоды - температура воздуха; - атмосферное давление; - влажность воздуха; - направление и скорость ветра; - осадки; - облачность

Метеорологическая площадка Луганская метеорологическая станция

Метеорологическая площадка

Луганская

метеорологическая

станция

Основные метеорологические приборы Термометр – прибор для измерения Барометр-анероид – прибор для измерения атмосферного давления температуры воздуха

Основные метеорологические приборы

Термометр – прибор для измерения

Барометр-анероид – прибор для измерения атмосферного давления

температуры воздуха

Основные метеорологические приборы Осадкомер – прибор для измерения количества атмосферных осадков

Основные метеорологические приборы

Осадкомер – прибор

для измерения количества

атмосферных осадков

Основные метеорологические приборы Гигрометр волосной Психрометр приборы для измерения влажности воздуха

Основные метеорологические приборы

Гигрометр волосной

Психрометр

приборы для измерения влажности воздуха

Основные метеорологические приборы Анемометр – прибор для измерения скорости ветра Флюгер – прибор для определения Направления ветра

Основные метеорологические приборы

Анемометр – прибор для измерения

скорости ветра

Флюгер – прибор для определения

Направления ветра

Виды осадков Дождь  Град Снег Иней Гололед Туман Роса

Виды осадков

Дождь

Град

Снег

Иней

Гололед

Туман

Роса

Облачность Безоблачно Переменная облачность Пасмурно

Облачность

Безоблачно

Переменная облачность

Пасмурно

Зашифровать текст с помощью условных знаков: Утро предвещало хорошую погоду на целый день. Трава блестела от росы, на небе не было ни облачка, лишь легкий южный ветерок покачивал верхушки деревьев. К полудню все неожиданно изменилось. Подул резкий западный ветер, солнце спряталось за облаками. Загремел гром, в небе блеснула молния и на землю обрушился ливень с градом. Вечером установилась переменная облачность, а флюгер указывал северо-восточное направление ветра.

Зашифровать текст с помощью условных знаков:

Утро предвещало хорошую погоду на целый день. Трава блестела от росы, на небе не было ни облачка, лишь легкий южный ветерок покачивал верхушки деревьев. К полудню все неожиданно изменилось. Подул резкий западный ветер, солнце спряталось за облаками. Загремел гром, в небе блеснула молния и на землю обрушился ливень с градом. Вечером установилась переменная облачность, а флюгер указывал северо-восточное направление ветра.

Опишите, как с приходом осени изменяется:

Опишите, как с приходом осени изменяется:

  • погода;
  • растительный мир;
  • животный мир;
  • деятельность людей.
Ведение дневника наблюдения за погодой Дата Время Температура воздуха Направление ветра Облачность Осадки Общий характер погоды Дневник наблюдений за погодой заполнять ежедневно в одно и то же время!

Ведение дневника наблюдения за погодой

Дата

Время

Температура воздуха

Направление ветра

Облачность

Осадки

Общий

характер

погоды

Дневник наблюдений за погодой заполнять ежедневно в одно и то же время!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Горбунова Наталья Константиновна

Дата: 11.03.2017

Номер свидетельства: 399245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства