Тема урока. Миграция населения
Цели урока: Сформировать понятия «миграция» и основные миграционными явлениями в Республике Казахстан
Задачи: Используя дополнительные источники информации и карту Казахстана определить причины движения населения.
Выявить причинно-следственной связи миграцией населения коллаборативным методом.
Продолжать развивать умения свободно ,рассуждать высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы при работе со стратегией критического мышления «Инсерн»
Тип урока: комбинированный
Методы урока:частично-пойсковый,наглядный,исследовательский
Используемые стратегии и приемы: Мозговой штурм,кластер, «Инсерн»,коллаборативные решение проблем.
Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник , газетные статьи и статистические ежегодники статистического агентства РК. Закон РК о миграции населения от 13 декабря 1997 года и книга Назаровой Е. А. «Особенности современных процессов миграции»
Ход урока
-
Вызов. Активизация деятельности учащихся.
А. «Мозговой штурм» ответить на вопросы
1. 1.Численность населения проживающих на территории Казахстана?
2.Назовите какие национальности проживают на территории Казахстана в процентном соотношении?
3.Какие группы принято выделять возрастной структуре населения ?
4.Назовите состав населения РК?
5.Что понимаем под понятием структура населения?
6.Назовите факторы роста численности населения?
7. Какие цели преследует демографическая политика?
8 Какие еще причины влияют на изменения численности населения
II. Осмысление.
А\Что вам предстоит узнать? Составить кластер на слово «Миграция»
Б\ Работа с текстом. Путем метода «Инсер».
Вопрос «Причины влияющие на миграцию?»
Ученики читают текст , отмечают пометками
«v» - мне известно
«+»-я узнал что-то новое
«-»-противоречит тому что знаю
«?»-Хочу узнать подробнее
В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с изменением постоянного места жительства.
- В миграциях выделяют, прежде всего, социально-экономические, связанные с поиском работы, получением образования, в связи с замужеством или женитьбой.
- Сравнить человека с постоянным местом жительства и без постоянного места жительства
А\Без постоянного место жительства.
Абсолютно свободен в передвижениях
Не надо платить за квартиру
Нет расходов за ЖКХ (свет, газ, вода, вывоз мусора)
Можно наняться на работу без регистрации
Можно спать где и когда угодно, питаться чем угодно
Недостатки:
-
Абсолютно бесправен
-
Нет прописки
-
Работодатель не возьмет на приличную работу
-
Нет постоянного источника доходов
-
Общество относится с презрением и жалостью
Е\ Сделайте прогноз, как изменится численность населения нашей республики к 2020 году
Ж\ Какие миграционные процессы происходят сейчас в нашей районе. селе?
III.Вывод. А\Высказывания мнения « Моя точка зрения»
1.В чем причины современного оттока и притока населения по территории республики Казахстан ?
2.Согласны ли вы с таким утверждением :миграция оказывает воздействие на жизнь общества?
Б\Ответить на тестовые вопросы
1. Миграция населения это:
1) преобладание рождаемости над смертностью
2) уменьшение населения территории за счет его отъезда в другие регионы
3) передвижение населения по территории из одного места в другое
4) рост доли городского населения за счет сельского
2.Что такое депортация?
А\ссылки
Б\Перемещения населения из села в город
В\ Из города в село
Г\ Выезд за пределы Казахстана
Д\ Въезд из других государств
3.Что такое репатриация?
А\Возвращение на родину
Б\Постоянное проживагие в других странах
В\Сохранение национальных меншинств
Г\ Выезд за пределы Казахстана
Д\ Все ответы правильны
4.Что такое плотность населения?
А\ Степень населенности территории -выраженная численностью населения
Б\ Влияние городов
В\ Средняя плотность населения на единицу площади
Г\Влияние промышленности
Д Влияние сельского хозяйства
IV.Подведение итогов урока . Д\З Работа по контурной карте определить основные потоки миграции Казахстана. Составить «синквейн» на слово «миграция»