Цель обучения
Познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки, сформировать представление о растительном и животном мире.
Задачи
- вспомнить уже изученные и разобрать новые термины и понятия;
- показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата на развитие органического мира Южной Америки;
- продолжить формирование умений работы с картами;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение работать в группах:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Организационный момент
5 мин
1. Психологический настрой.
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
2. Деление на группы.
1. Самый древний материк?
2. Пангея раскололась на два материка. Каких?
3. В состав Гондваны, какие входят материки?
4. Какой материк мы изучаем?
Учитель задает вопросы и выбирает лидеров.
Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
Проверка усвоения знаний
10 мин
1. Найди «лишнее» и объясни свой выбор:
А. Амазонская низменность, Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье Восточно-Африканское плоскогорье.
Б. В Андах имеются руды – меди, железа, угля.
В. На побережье озера Маракайбо найдены – нефть, газ, алмазы.
2. Географический диктант
Типы климата
- Субтропический сухой
- Субтропический влажный
- Тропический влажный
- Субэкваториальный
- Экваториальный
-
1.Находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье?
2.Зимой и летом высокая температура (25-27ºС), осадки бывают на протяжении года?
3.Летом жарко (25-27ºС), зимой тепло (16-21ºС), осадки
равномерны на протяжении года (1000-1080 мм)?
4.Лето жаркое (22-24ºС), зима теплая (8-16ºС), осадки в
основном зимой (600-800 мм)?
5. Разница между летними и зимними температурами и
зимними температурами воздуха незначительна, однако
характерно сезонное выпадение осадков- сухой зимний
период и влажный летний?
Ответы: 4,5,3,1,2
3. Вставьте пропущенные слова.
- Южная Америка - самый влажный материк Земли, и не такой жаркий, как Африка. Причин тому несколько.
- Большая часть материка лежит в экваториально-тропических широтах и получает большое количество солнечного тепла.
- Так как континент хорошо нагревается, давление воздуха над ним всегда ниже, чем над окружающими океанами, с которых пассаты и западные ветры умеренных широт приносят много влаги.
- Теплые течения у берегов увеличивают влажность воздуха, поступающего на материк. Анды являются непреодолимой преградой для воздушных масс, способствуют выпадению осадков из воздушных масс, приносимых с океанов.
- Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого.
-
Подготовка класса к изучению нового материала
15 мин
- Для начала, я хочу узнать, какие у вас возникают ассоциации, связанные с природными зонами Ю.Америки? (Метод свободное письмо – технология РКМ)
Дети записывают знакомые термины, связанные с темой урока.
Затем делятся своими знаниями по данному вопросуИзучение нового материала
- Откройте атласы на стр. 31, проанализируйте карту ПЗ Южной Америки. Какие ПЗ имеются на материке?
(влажные экваториальные леса, переменно- влажные леса, саванны, степи, полупустыни и пустыни, обл. высотной поясности)
- Какие ПЗ занимает наибольшую протяженность?
((влажные экваториальные леса, саванны, обл. высотной поясности)
- Чем объясняется столь богатое разнообразие ПЗ?
(особенностью ГП- протяженность с севера на юг; положением в теплых климатических поясах)
Практическая работа в группах.
Используя карты атласа и текст параграфа 44 определите особенности каждой природной зоны. Результаты оформите в виде постера.
В постере укажите характерное для Ю. Америки название природных зон.
1 – группа – экваториальный лес
2 – группа – саванны
3 – группа – степи
4 – группа – пустыни и полупустыни
Проверка результатов работы групп по методу «Автобусная остановка».
Закрепление
10 мин
1. Закончи предложение:
Сельва – это ….
Патагония – это ….
Пампа – это ….
2. Кроссворд
Подведение итогов урока
2 мин
Рефлексия.
Продолжите предложение:
1. Сегодня на уроке мы изучали тему ….
2. На уроке мне было … (интересно, неинтересно)
3. Мне понравилось …
4. У меня вызвало затруднение …
5. Сегодня на уроке я узнал (а) …
Оценивание
1 мин
Выставление оценок в карточках
Домашнее задание
2 мин
§ __, ответить на вопросы в конце учебника.