Поурочное планирование на тему: "Западно-Сибирская равнина (Северо-Казахская равнина) (ФГП, геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые)"
Поурочное планирование на тему: "Западно-Сибирская равнина (Северо-Казахская равнина) (ФГП, геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые)"
Очень интересная разработка, применяются методы такие как - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Детям очень понравилась такая работа на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(ФГП, геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые)
Тип урока: комбинированный
Цель:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о физико-географическом положении и геологическом строении Западно-Сибирской равнины на территории Казахстана. Закономерности формирования полезных ископаемых.
Развивающая: развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать с учебником.
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие в процессе обучения у школьников. Сформировать бережное отношение к природе в ходе урока.
Оборудование: физическая карта Казахстана, учебник за 8 класс, атлас за 8 класс, контурные карты, карандаши, презентация, видеоматериал.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент-2 мин
Проверка домашнего задания -10 мин
Актуализация знаний-2 мин.
Изучение нового материала-25 мин.
Закрепление-4 мин.
Выставление оценок-1мин
Домашнее задание-1мин
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте! Присаживайтесь!
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
Замечательно!!!
Сегодня у нас гости, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания:
Откройте учебники и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте лежит «лист оценивания», на котором вы будете выполнять проверочную работу.
Географический диктант: «Туранская равнина»
Туранская равнина протянулась в ___________________Казахстана
с запада на восток.
Перечислите плато на территории Туранской равнины: _____________ ______________________________________________________________.
Основной фундамент Туранской равнины составляет: ______________
Туранской равнине свойствен сухой резко континентальный
климат.
На каких природных зонах расположена Туранская равнина? степь, полупустыня, пустыня.
В глинистых пустынях Туранской равнины обитают: сайгаки, джейраны.
Критерии оценивания:
«5» - 8-9 ответов правильно
«4» - 6-7 ответов правильно
«3» - 4-5 ответов правильно Балл: ____________
«2» - 0-3 ответов правльно Оценка: __________
3.Актуализация знаний:
Учитель: Эта равнина занимает небольшую часть на севере Казахстана. На юге она граничит с Сарыаркой. На западе узкой полосой тянется до Зауральского плато, на востоке полосой шириной 200-250 км до Алтайских гор. На севере ограничена государственной границей с Российской Федерацией.
Вопрос классу: Ребята, а как вы думаете, о какой равнине идет речь? (Вызываю одного ученика к карте, он показывает равнину).
Учитель: Ребята давайте вспомним, а что такое равнина?
Ученик: Равнина - значительно ровные или холмистые участки земной поверхности. Высота отдельных частей равнин мало отличается друг от друга.
Учитель: Итак, ребята сегодня мы должны познакомиться с физико-географическим положением, рельефом и геологическим строением, а также полезными ископаемыми Северо-Казахской равнины, записываем число и тему урока в листы оценивания.
Что из себя представляет «Западно-Сибирская равнина (Северо-Казахская равнина)» мы узнаем посмотрев видеоматериал. А вы дети смотрите видео, и параллельно заполняйте таблицу, затем также будет взаимопроверка:
После просмотра видеофрагмента, устный опрос для закрепления (2мин)
(Объяснение рельефа и геологическое строение)
Учитель (дети записывают в тетрадь): равнина имеет общий наклон с юга (200 м) на север (100 м). Состоит из морских осадочных отложений палеогена и континентальных отложений неогена, расположенных на поверхности складчато-глыбового фундамента палеозоя. После отступления моря в кайнозое его ложе стало сушей и образовался современный рельеф. Ребята как по-другому называют отступление моря? (регрессия). Поверхность в основном ровная, но расчленена сухой речной сетью.
Учитель (запись в тетрадь): по геологическому строению Северо-Казахская равнина делится на 4 природно-территориальных района:
-Есильская равнинная лесостепь;
-Тобыло-Обаганская равнинная степь;
-Есиль-Ертисская степь;
-Ертыс-Кулындынская равнина
(Показываю на карте)
Задание 2: Задание классу - используя текст учебника стр. 181-183,
пункт рельеф заполните таблицу:
Природно-территориальный район
Географическое положение (граница)
Чем сложена
Высота равнины
Есильская равнинная лесостепь
Расположена вдоль реки Есиль в Северо-Казахстанской области
Сложена глинистыми породами. Поверхность покрыта континентальными, речными осадочными отложениями палеогена.
130-140 м
Тобыло-Обаганская равнинная степь
На западе граничит с Зауральским плато, на юге с Тургайским плато, на востоке с левым берегом Есиля, на севере с Есильской равнинной лесостепью.
Сложена глинистыми отложениями палеогена и неогена.
На юге-250 м к северу понижается.
Есиль-Ертисская степь
Между Есиль-Камыштинской лесостепью и равнинной в восточной части Павлодарской области.
Сложена глинами периода неогена, поверхность степи-песчаниками и глинами антропогена.
Учитель: а теперь проверим, выходите к карте показывайте природно-территориальный район и зачитывайте характеристику.
Задание 3. Практическая часть. Работа с картой:
А теперь переходим к полезным ископаемым. Вопрос классу: на какие группы по происхождению делятся полезные ископаемые? (осадочные, магматические, метаморфические). Пользуясь атласом определите осадочные, а затем магматические полезные ископаемые. Назовите их. (Соколовско-Сарбайское, Качарское месторождения железной руды-осадочные; Аятское, Лисаковское месторождения железной руды-магматические).
Учитель: также разведаны месторождения хромитов, бокситов, кобальта, строительных материалов.
Учитель: Итак, мы сегодня с вами ребята познакомились с физико-географическим положением Северо-Казахской равнины, с ее рельефом и геологическим строением, а также с полезными ископаемыми.
5.Закрепление:
Мини-тест:
1.Страны расположенные на Западно-Сибирской равнине?
Китай, Казахстан
Казахстан, Монголия
Россия, Казахстан
Равнина имеет общий наклон с :
юга на север
запада на восток
юга на северо-восток
Уберите лишнее:
Есильская равнинная степь
Тобыло-Обаганская равнинная степь
Алакольская впадина
Площадь западно-Сибирской равнины?
2 млн 600 тыс.км
6 млн. 280 тыс.км
5 млн. 2 тыс.км
Природные зоны Западно-Сибирской равнины:
Тундра, тайга, степь
Пустыня, полупустыня
Лесостепи, тайга, пустыня
Домашнее задание:
Параграф 42, стр. 181-186. На контурную карту нанести границу Северо-Казахской равнины и подписать природно-территориальные районы;
Составить кроссворд на тему: «Западно-Сибирская равнина».