kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Задачи урока:

Образовательные: Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха.

Развивающие: Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха»

Класс: 6

Дата:29.09.2015

Количество часов: 1

§29 Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха

Цель: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Задачи урока:

Образовательные: Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха.

Развивающие: Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами.

Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки.

Тип урока: комбинированный, практикум (решение задач)

Метод обучения: словесный, рассказ, объяснение, логико-опорная схема (ЛОС)

Форма организации: коллективная, инклюзивная (карточки, тест)

Оборудование: физическая карта мира, полушарий, атлас, презентация

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление

Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута)

II. Актуализация знаний (10 минут)

Задание 1. Решение задач.

Задача №1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура - - 300С, а у поверхности Земли +120С? (7 км)

Задача №2. Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 км, если температура воздуха у земной поверхности +200С? ( - 4 С)

Задание 2. Игра «Что за цифра?»

78% - содержание азота

60С – понижение температуры на каждый км

21% - содержание кислорода в составе атмосферы

1% - содержание прочих газов в составе атмосферы

18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором

50-55 км – верхняя граница стратосферы

2 м – высота, на которой расположена будка для измерения температуры

Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки, тест) см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы: 1 – В, 2 – С, 3 – А, 4 – С, 5 - В

III. Изучение нового материала (20 минут)

Изучение новой темы сопровождается показом презентации и просмотром видеороликов.


Она бывает низкой,

 Бывает и высокой,

 Нормальною бывает,

 А так же нулевой.

 Её мы замечаем

 И в школе изучаем,

 И даже измеряем,

 Когда кто-то больной.

 Ей занимался Цельсий,

 И Кельвин применял не раз.

 Ну! Кто своей догадкой

 Порадует всех нас? (ответы учеников)


Молодцы, правильно - это температура воздуха. Запишем тему урока.

В течение суток температура воздуха меняется.

Самая низкая температура наблюдается перед восходом Солнца,

Самая высокая температура - в 14-15 часов.

Чтобы определить среднесуточную температуру, надо измерять температуру четыре раза в сутки: в 1 час ночи, в 7 часов утра, в 1 час дня, в 7 часов вечера. Среднее арифметическое этих измерений и является среднесуточной температурой.

Среднегодовая температура — это среднее арифметическое температур за все месяцы года. Она зависит от географической широты, характера подстилающей поверхности и переноса тепла из низких широт в высокие.

Южное полушарие в целом холоднее Северного из-за покрытой льдом и снегом Антарктиды.

Самый теплый месяц в году в Северном полушарии — это июль, а самый холодный — январь.

Линии на картах, соединяющие пункты с одинаковой температурой воздуха, называются изотермами (от греч. isos — равный и therme — тепло). Об их сложном расположении можно судить по картам январских, июльских и годовых изотерм.

Климат на соответствующих параллелях Северного полушария теплее аналогичных параллелей Южного полушария.

Самые высокие годовые температуры на Земле наблюдаются на так называемом термическом экваторе. Он не совпадает с географическим экватором и находится на 10° с. ш. Это объясняется тем, что в Северном полушарии большую площадь занимает суша, а в Южном полушарии, наоборот, — океаны, которые затрачивают тепло на испарение, а кроме этого, сказывается влияние покрытой льдом Антарктиды. Среднегодовая температура на параллели 10° с. ш. составляет 27 °С.

Изотермы не совпадают с параллелями несмотря на то, что солнечная радиация распределяется зонально. Они изгибаются, переходя с материка на океан, и наоборот. Так, в Северном полушарии в январе над материком изотермы отклоняются к югу, а в июле — к северу. Это связано с неодинаковыми условиями нагревания суши и воды. Зимой суша охлаждается, а летом нагревается быстрее, чем вода.

Если анализировать изотермы в Южном полушарии, то в умеренных широтах их ход очень близок к параллелям, поскольку там мало суши.

В январе самая высокая температура воздуха наблюдается на экваторе — 27 °С, в Австралии, Южной Америке, центральной и южной частях Африки. Самая низкая температура января отмечена на северо-востоке Азии (Оймякон, -71 °С) и на Северном полюсе -41 °С.

Самой «теплой параллелью июля» является параллель 20° с.ш. с температурой 28 °С, а самое холодное место в июле — южный полюс со средней месячной температурой -48 °С.

Абсолютный максимум температуры воздуха зарегистрирован в Северной Америке (+58,1 °С). Абсолютный минимум температуры воздуха (-89,2 °С) был отмечен на станции «Восток» в Антарктиде.

Наблюдения выявили существование суточных и годовых колебаний температуры воздуха. Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года - годовой амплитудой температуры.

Суточная амплитуда температуры зависит от ряда факторов:

широты местности — уменьшается при движении из низких в высокие широты;

характера подстилающей поверхности — она выше на суше, чем над океаном: над океанами и морями суточная амплитуда температуры равна всего 1-2 °С, а над степями и пустынями достигает 15-20 °С, так как вода нагревается и остывает медленнее, чем суша; кроме этого, она возрастает в районах с оголенной почвой;

рельефа местности — вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов;

облачности — с ее увеличением суточная амплитуда температуры уменьшается, так как облака не позволяют земной поверхности сильно нагреваться днем и остывать ночью.

Величина суточной амплитуды температуры воздуха — один из показателей континентальности климата: в пустынях ее значение намного больше, чем в районах с морским климатом.

Годовая амплитуда температуры имеет закономерности, сходные с суточной амплитудой температуры. Она зависит главным образом от широты местности и близости океана. Над океанами годовая амплитуда температуры чаще всего не больше 5-10 °С, а над внутренними районами Евразии — до 50-60 °С. Вблизи экватора средние месячные температуры воздуха мало отличаются друг от друга на протяжении года. В более высоких широтах годовая амплитуда температур возрастает, и в районе Москвы она составляет 29 °С. На одной и той же широте годовая амплитуда температуры увеличивается с удалением от океана. В зоне экватора над океаном годовая амплитуда температуры равна всего Г, а над континентами — 5-10°.

Различные условия нагревания воды и суши объясняются тем, что теплоемкость воды в два раза больше, чем суши, и при одинаковом количестве тепла суша нагревается вдвое быстрее воды. При охлаждении происходит обратное. Кроме этого, вода при нагревании испаряется, при этом расходуется значительное количество тепла. Немаловажным является и то, что на суше тепло распространяется практически только в верхнем слое почвы, а в глубину передастся лишь небольшая его часть. В морях и океанах же идет нагрев значительной толщи. Этому способствует вертикальное перемешивание воды. В результате океаны накапливают тепла гораздо больше, чем суша, удерживают его дольше и расходуют более равномерно, чем суша. Океаны медленнее нагреваются и медленнее охлаждаются.

Годовая амплитуда температуры в Северном полушарии составляет 14 °С, а в Южном — 7 °С. Для земного шара средняя годовая температура воздуха у земной поверхности составляет 14 °С.

В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Решение записать в тетрадь.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА ШКОЛЬНАЯ ЗАРЯДКА ПАНДЫ:https://www.youtube.com/watch?v=a8LDjdZApQU

IV. Закрепление изученного материала. Практикум (10 минут)

Задание 1. Найдите с помощью учебника соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток? Стрелками соотнести правильные ответы.

1. Утром (6 часов) …

А. самая высокая t воздуха

2. в полдень (12 часов)…

Б. самая низкая t воздуха

3. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)…

В. холодная

4. к вечеру…

Г. нагревается земная поверхность

5. перед восходом Солнца (4 часа) …

Д. прохладнее

(1В, 2Г, 3А, 4Д, 5 Б)

Задание 2. Решение задачи. Максимальная температура воздуха за сутки (t max) была +3°С, а минимальная (t min) -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)? (пользуйтесь термометром) (9 градусов)

V. Рефлексия (3 минуты)

Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Закончите мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

VI. Домашнее задание (1 минута)

§29, ответить на вопросы в конце параграфа. Продолжить заполнение таблицы в течение недели (дневник температуры) и сделать вывод.

Спасибо за внимание! До свидания


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Тест «Атмосфера»


Как называется воздушная оболочка Земли?

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

Стратосфера

2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?

21 %

1 %

78 %

100 %

50 %

3. В каком слое атмосферы мы живем?

В тропосфере

В мезосфере

В термосфере

В стратосфере

В ионосфере

4. Сколько составляет толщина атмосферы?

3 км

3 тыс. м

3 тыс. км

3 м

5 км

5. От чего озон защищает Землю?

От метеоритов

От вредного ультрафиолетового излучения Солнца

От переохлаждения

От перенагревания





Тест «Атмосфера»


1. Как называется воздушная оболочка Земли?

A. Литосфера

B. Атмосфера

C. Гидросфера

D. Биосфера

E. Стратосфера

2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?

A. 21 %

B. 1 %

C. 78 %

D. 100 %

E. 50 %

3. В каком слое атмосферы мы живем?

A. В тропосфере

B. В мезосфере

C. В термосфере

D. В стратосфере

E. В ионосфере

4. Сколько составляет толщина атмосферы?

A. 3 км

B. 3 тыс. м

C. 3 тыс. км

D. 3 м

E. 5 км

5. От чего озон защищает Землю?

A. От метеоритов

B. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца

C. От переохлаждения

D. От перенагревания



Тест «Атмосфера»

1.

Как называется воздушная оболочка Земли?

A. Литосфера

B. Атмосфера

C. Гидросфера

D. Биосфера

E. Стратосфера

2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?

A. 21 %

B. 1 %

C. 78 %

D. 100 %

E. 50 %

3. В каком слое атмосферы мы живем?

A. В тропосфере

B. В мезосфере

C. В термосфере

D. В стратосфере

E. В ионосфере

4. Сколько составляет толщина атмосферы?

A. 3 км

B. 3 тыс. м

C. 3 тыс. км

D. 3 м

E. 5 км

5. От чего озон защищает Землю?

A. От метеоритов

B. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца

C. От переохлаждения

D. От перенагревания





 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха

Автор: Есмагамбетова Гулимкоз Есимжановна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 398958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Интегрированный урок: температура воздуха» в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(51) "intieghrirovannyiuroktiempieraturavozdukhav6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "275379"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452570446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "календарный план 6,7,8 класс"
    ["seo_title"] => string(24) "kaliendarnyiplan678klass"
    ["file_id"] => string(6) "278361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства