Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха
Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха
Цель: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.
Задачи урока:
Образовательные: Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха.
Развивающие: Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами.
Просмотр содержимого документа
«Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха»
Класс: 6
Дата:29.09.2015
Количество часов: 1
§29 Понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха
Цель: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.
Задачи урока:
Образовательные: Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха.
Развивающие: Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами.
Задача №1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура - - 300С, а у поверхности Земли +120С? (7 км)
Задача №2. Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 км, если температура воздуха у земной поверхности +200С? ( - 4 С)
Задание 2. Игра «Что за цифра?»
78% - содержание азота
60С – понижение температуры на каждый км
21% - содержание кислорода в составе атмосферы
1% - содержание прочих газов в составе атмосферы
18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором
50-55 км – верхняя граница стратосферы
2 м – высота, на которой расположена будка для измерения температуры
Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ (карточки, тест) см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответы: 1 – В, 2 – С, 3 – А, 4 – С, 5 - В
III. Изучение нового материала (20 минут)
Изучение новой темы сопровождается показом презентации и просмотром видеороликов.
Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас? (ответы учеников)
Молодцы, правильно - это температура воздуха. Запишем тему урока.
В течение суток температура воздуха меняется.
Самая низкая температура наблюдается перед восходом Солнца,
Самая высокая температура - в 14-15 часов.
Чтобы определить среднесуточную температуру, надо измерять температуру четыре раза в сутки: в 1 час ночи, в 7 часов утра, в 1 час дня, в 7 часов вечера. Среднее арифметическое этих измерений и является среднесуточной температурой.
Среднегодовая температура — это среднее арифметическое температур за все месяцы года. Она зависит от географической широты, характера подстилающей поверхности и переноса тепла из низких широт в высокие.
Южное полушарие в целом холоднее Северного из-за покрытой льдом и снегом Антарктиды.
Самый теплый месяц в году в Северном полушарии — это июль, а самый холодный — январь.
Линии на картах, соединяющие пункты с одинаковой температурой воздуха, называются изотермами (от греч. isos — равный и therme — тепло). Об их сложном расположении можно судить по картам январских, июльских и годовых изотерм.
Климат на соответствующих параллелях Северного полушария теплее аналогичных параллелей Южного полушария.
Самые высокие годовые температуры на Земле наблюдаются на так называемом термическом экваторе. Он не совпадает с географическим экватором и находится на 10° с. ш. Это объясняется тем, что в Северном полушарии большую площадь занимает суша, а в Южном полушарии, наоборот, — океаны, которые затрачивают тепло на испарение, а кроме этого, сказывается влияние покрытой льдом Антарктиды. Среднегодовая температура на параллели 10° с. ш. составляет 27 °С.
Изотермы не совпадают с параллелями несмотря на то, что солнечная радиация распределяется зонально. Они изгибаются, переходя с материка на океан, и наоборот. Так, в Северном полушарии в январе над материком изотермы отклоняются к югу, а в июле — к северу. Это связано с неодинаковыми условиями нагревания суши и воды. Зимой суша охлаждается, а летом нагревается быстрее, чем вода.
Если анализировать изотермы в Южном полушарии, то в умеренных широтах их ход очень близок к параллелям, поскольку там мало суши.
В январе самая высокая температура воздуха наблюдается на экваторе — 27 °С, в Австралии, Южной Америке, центральной и южной частях Африки. Самая низкая температура января отмечена на северо-востоке Азии (Оймякон, -71 °С) и на Северном полюсе -41 °С.
Самой «теплой параллелью июля» является параллель 20° с.ш. с температурой 28 °С, а самое холодное место в июле — южный полюс со средней месячной температурой -48 °С.
Абсолютный максимум температуры воздуха зарегистрирован в Северной Америке (+58,1 °С). Абсолютный минимум температуры воздуха (-89,2 °С) был отмечен на станции «Восток» в Антарктиде.
Наблюдения выявили существование суточных и годовых колебаний температуры воздуха. Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года - годовой амплитудой температуры.
Суточная амплитуда температуры зависит от ряда факторов:
широты местности — уменьшается при движении из низких в высокие широты;
характера подстилающей поверхности — она выше на суше, чем над океаном: над океанами и морями суточная амплитуда температуры равна всего 1-2 °С, а над степями и пустынями достигает 15-20 °С, так как вода нагревается и остывает медленнее, чем суша; кроме этого, она возрастает в районах с оголенной почвой;
рельефа местности — вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов;
облачности — с ее увеличением суточная амплитуда температуры уменьшается, так как облака не позволяют земной поверхности сильно нагреваться днем и остывать ночью.
Величина суточной амплитуды температуры воздуха — один из показателей континентальности климата: в пустынях ее значение намного больше, чем в районах с морским климатом.
Годовая амплитуда температуры имеет закономерности, сходные с суточной амплитудой температуры. Она зависит главным образом от широты местности и близости океана. Над океанами годовая амплитуда температуры чаще всего не больше 5-10 °С, а над внутренними районами Евразии — до 50-60 °С. Вблизи экватора средние месячные температуры воздуха мало отличаются друг от друга на протяжении года. В более высоких широтах годовая амплитуда температур возрастает, и в районе Москвы она составляет 29 °С. На одной и той же широте годовая амплитуда температуры увеличивается с удалением от океана. В зоне экватора над океаном годовая амплитуда температуры равна всего Г, а над континентами — 5-10°.
Различные условия нагревания воды и суши объясняются тем, что теплоемкость воды в два раза больше, чем суши, и при одинаковом количестве тепла суша нагревается вдвое быстрее воды. При охлаждении происходит обратное. Кроме этого, вода при нагревании испаряется, при этом расходуется значительное количество тепла. Немаловажным является и то, что на суше тепло распространяется практически только в верхнем слое почвы, а в глубину передастся лишь небольшая его часть. В морях и океанах же идет нагрев значительной толщи. Этому способствует вертикальное перемешивание воды. В результате океаны накапливают тепла гораздо больше, чем суша, удерживают его дольше и расходуют более равномерно, чем суша. Океаны медленнее нагреваются и медленнее охлаждаются.
Годовая амплитуда температуры в Северном полушарии составляет 14 °С, а в Южном — 7 °С. Для земного шара средняя годовая температура воздуха у земной поверхности составляет 14 °С.
В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.
Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха
1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.
IV. Закрепление изученного материала. Практикум (10 минут)
Задание 1. Найдите с помощью учебника соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток? Стрелками соотнести правильные ответы.
1. Утром (6 часов) …
А. самая высокая t воздуха
2. в полдень (12 часов)…
Б. самая низкая t воздуха
3. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)…
В. холодная
4. к вечеру…
Г. нагревается земная поверхность
5. перед восходом Солнца (4 часа) …
Д. прохладнее
(1В, 2Г, 3А, 4Д, 5 Б)
Задание 2. Решение задачи. Максимальная температура воздуха за сутки (t max) была +3°С, а минимальная (t min) -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)? (пользуйтесь термометром) (9 градусов)
V. Рефлексия (3 минуты)
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Закончите мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен….
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
VI. Домашнее задание (1 минута)
§29, ответить на вопросы в конце параграфа. Продолжить заполнение таблицы в течение недели (дневник температуры) и сделать вывод.