Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание положительной направленности на учебную деятельность. Правила взаимодействия при работе в группах и парах. | Приветствие учащихся. Предложение проверить наличие всех необходимых для урока учебных принадлежностей. Предложение назвать правила работы в группах. Пожелание работать эффективно и с удовольствием. | Проверяют наличие учебника, тетради, ручки. Называют основные правила работы в группах: выслушать мнение всех членов группы, не кричать, выработать общее мнение. Включение в деловой ритм. | |
Диалог с учителем. Выполнение задания для выявления противоречия. | Демонстрирует слайд со словами: компас, Колумб, карта, путь, Тур Хейердал (слайд 2) - Какая связь между этими словами? - Какое из предложенных слов вам непонятно? | - Эти слова о путешествии. - Мы не знаем, кто такой Тур Хейердал. | Фронтальная беседа. |
Выяснение темы и задач урока. | - О чём мы сегодня будем говорить? - Как давно люди стали путешествовать? - Люди стали путешествовать очень давно, путешествуют и сейчас. С каких путешественников начнём изучение темы -древних или современных? - Сформулируйте тему урока. Формулирует тему «По следам путешественников каменного века» (слайд 3). Просит объяснить, почему путешественники каменного века. - Какие задачи поставим на урок? (слайд 4). | - Будем говорить о путешествиях. Узнаем, кто такой Тур Хейердал. Какие открытия сделал Тур Хейердал? - Наверное, люди стали путешествовать давно, ведь и среди древних людей были любознательные. - Начнём с древних путешественников, их открытия были раньше. Предлагают назвать тему «Путешественники древности». Объясняют, используя материал уроков истории. Записывают тему урока в тетради. - Как путешествовали в древности? - Зачем путешествовали? - Кто такой Тур Хейердал? | Целеполагание. Формулирование темы урока. Фронтальная беседа. |
Выяснение путей решения проблемы. | Предлагает определить пути решения поставленных задач. Задаёт вопрос: как будем изучать новую тему? - Что вы знаете по этой теме? Что можете предположить? | Перечисляют пути изучения нового материала: - вспомнить известное по данной теме, - прочитать текст учебника, - посмотреть на слайды, - посмотреть на карту, - выслушать объяснение учителя. Рассказывают о том, что им известно. Выдвигают свои предположения. | Фронтальная беседа. |
Работа с текстом учебника. Поиск информации для ответов на вопросы урока. Классификация полученной информации. Составление схемы. Работа в парах. | Предлагает прочитать текст учебника на стр.36, выбрать нужную информацию, зачитать её вслух. - На какой вопрос урока мы получили ответ? - Узнали ли мы о том, как люди путешествовали и кто такой Тур Хейердал. - Чтобы ответить на эти вопросы посмотрим на карту на форзаце 1 учебника. Предлагает найти Тихий океан и выяснить, какие объекты есть в Океане. Рассказывает о том, что на этих островах живут люди. Живут там тысячелетиями. Уточняет, что люди живут не на всех островах. Предлагает объяснить это,выполнив домашнее задание. - Как могли люди оказаться на этих островах? - На чём древние люди плавали и с каких материков о сюда приплывали?Чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем текст учебника, а перед этим сделаем физкультпаузу. - Как современным путешественникам можно узнать о том, на чём плавали в древности, и доказать свои предположения? Показывает на слайде фотографию Тура Хейердала и его плот «Кон-Тики» (слайды 5 и 6). Рассказывает об этом путешественнике современности, о его предположениях о плавании людей каменного века: на чём плавали, откуда переплывали на острова Тихого океана? Предлагает прочитать текст учебника на стр.38 «Один на один с океаном» о плавании Тура Хейердала. Предлагает рассказать о плавании Тура Хейердала, сгруппировать полученную из текста информацию, составить схему и проверить друг у друга. - Каков результат путешествия Тура Хейердала? Удалось ли ему что-то доказать? | Читают текст. Находят ответ на один из поставленных в начале урока вопросов. Зачитывают нужные предложения. - Мы узнали о том, зачем люди путешествовали. - Нет, не узнали. На этой странице нет ответов на эти вопросы. Открывают нужный форзац. Находят Тихий океан. Называют найденные объекты — это острова. - Они могли сюда приплыть. Выполняют упражнения на снятие утомления глаз и спины. - Надо изучить сохранившиеся на скалах рисунки, сделать по рисункам лодки или плот, а также попробовать на этих средствах проплыть большое расстояние. Читают текст учебника на стр.38. Выделяют признаки современности и признаки древности. Составляют схему. Проверяют друг у друга. - Несмотря на неудачное завершение путешествия, Тур Хейердал доказал, что люди в древности имели возможность пересекать Тихий океана на простом плоту. | Самостоятельная работа с текстом по освоению нового материала. Работа с географической картой. Свёртывание информации. Фронтальная беседа. Групповая работа. |
Определение степени усвоения нового материала. Выявление затруднений учащихся. Работа в группах. Коррекция знаний. | - Какую тему мы сегодня изучали? - Какие задачи мы ставили на урок? Открывает слайд с задачами урока. - Получили ли ответы на поставленные вопросы? Рекомендует самостоятельно сделать выводы по изученной теме. Предлагает проверить правильность своих выводов по учебнику — стр.39, рубрика «Повторим главное». - Какие ключевые слова выделим на сегодняшнем уроке? (слайд 7) Организует работу в группах: задание - составить перечень принадлежностей для путешествия, определить критерии для оценивания, оценить выполненную работу по предложенным критериям. Предлагает учащимся охарактеризовать их учебную деятельность на уроке 5-ю глаголами. Поощряет учеников словами, ставит отметки и комментирует их, благодарит за хорошую работу на уроке . | - По следам путешественников каменного века. Повторяют задачи урока. - Да. Говорят о причинах плавания людей в древности, на чём плавали люди в древности и о значении плавания Тура Хейердала. Читают текст и сравнивают со своими выводами. Предлагают — Тур Хейердал, «Кон-Тики», Тихий океан, Южная Америка. Работают в группах по 3-4 человека: составляют перечень необходимых предметов для путешествия. Заслушивают ответы групп, оценивают. Охарактеризовали такими глаголами: читал, писал, думал, предполагал, изучал карту. | Групповая работа. Оценивание. Взаимооценка. |
Определение степени удовлетворённости учащихся своими результатами на уроке. Предложение домашнего задания разной степени сложности. | -Сегодня мы выяснили, что люди путешествовали уже в глубокой древности, они могли переплывать по океану большие расстояния. Эту возможность плавания людей в древности доказал известный норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал. - Была ли интересной сегодняшняя тема? Может быть кто-то из вас захочет узнать о других путешествиях Тура Хейердала? Объясняет домашнее задание. Предлагает : - для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации ответить на вопросы рубрики «А теперь более сложные вопросы»; - для учащихся с низким уровнем учебной мотивации — прочитать текст учебника из параграфа №7 и устно ответить на вопросы рубрики «Проверим знания». Благодарит за плодотворную работу и желание узнать больше по изученной теме. Объявляет об окончании урока, желает успехов в этот учебный день. | Учеников заинтересовала изученная тема, некоторые ученики выразили желание самостоятельно найти информацию о других путешествиях Тура Хейердала. Записывают домашнее задание. | Самооценка. Самостоятельный поиск информации. |