kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по географии "География мирового транспорта, мировые пути сообщения" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит план урока для 10 класса  по географии, с соответствующими приложениями и презентацией. Урок составлен в соответствии с учебником для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ МОН РК, авторы: А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, К.М. Баймырзаев, Ж. Достай.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал 1»

Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.

Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония. В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.



Водный транспорт Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др. Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др. Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта. 

Источник: http://geographyofrussia.com/transport-mira-znachenie-transporta-v-mirovom-xozyajstve-vidy-transporta-i-ix-osobennosti-transport-i-okruzhayushhaya-sreda/


Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал 2»

Страны-лидеры по отдельным видам транспорта


Показатель

Страна

1.

Протяжённость железных дорог

США, Канада, Россия Индия, Китай

2.

Густота железнодорожной сети

Швейцария, ФРГ, Чехия, Куба, Бельгия

3.

Протяжённость автодорог

США, Япония, Китай, Индия, Франция, Россия

4.

Величина автопарка

США, Япония, ФРГ, Италия, Франция,

5.

Тоннаж флота

Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские острова

6.

Крупнейшие порты

Сингапур, Шанхай, Роттердам, Кобе, Новый Орлеан

7.

Крупнейшие каналы

Суэцкий, Панамский, Кильский

8.

Крупнейший пролив

Ла-Манш

9.

Крупнейшие аэропорты

Атланта (Хартсфилд),Чикаго (О Хара), Даллас, Лондон (Хитроу), Лос-Анджелес

 Транспорт и НТР

Как проявилась НТР на транспорте качественно и количественно?

НТР затронула все виды транспорта, изменив его отраслевую и территориальную структуру.

Железнодорожный транспорт:

Поезда на воздушной подушке;

Электрификация железных дорог;

Монорельсовые дороги.

Автомобильный транспорт:

Электромобили;

Гелиомобили;

новые виды топлива (кислород, водород, газ)

Авиационный транспорт:

Сверхзвуковые пассажирские самолёты;

Индивидуальные летательные аппараты;

Увеличение грузоподъёмности самолётов.

Трубопроводный транспорт:

Проекты пассажирских трубопроводов

Водный транспорт:

Суда на подводных крыльях;

Суда на воздушной подушке;

специализированные суда.

Электронный транспорт

спутниковый Интернет.

Наиболее быстрыми темпами развиваются автомобильный и трубопроводный транспорт.

Перспективы развития транспорта

Создание новых видов транспорта;

Использование новых видов топлива;

Увеличение скорости и грузоподъёмности транспорта;

-Строительство наземного метро;

Транс­порт яв­ля­ет­ся тре­тьей со­став­ной ча­стью ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства после про­мыш­лен­но­сти и сель­ско­го хо­зяй­ства. Транс­порт ока­зы­ва­ет огром­ное вли­я­ние на ми­ро­вое хо­зяй­ство, гео­гра­фи­че­ское раз­де­ле­ние труда, раз­ме­ще­ние от­рас­лей про­из­вод­ства, меж­ду­на­род­ную ин­те­гра­цию.

Ми­ро­вая транс­порт­ная си­сте­ма – со­во­куп­ность всей транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, транс­порт­ных пред­при­я­тий, транс­порт­ных средств и си­стем управ­ле­ния в со­во­куп­но­сти. Ми­ро­вая транс­порт­ная си­сте­ма сфор­ми­ро­ва­лась в XX веке. Общая длина транс­порт­ной сети мира без мор­ских путей пре­вы­ша­ет 37 млн км: про­тя­жен­ность ав­то­мо­биль­ных дорог – 24 млн км, же­лез­но­до­рож­ных путей – 1,25 млн км, тру­бо­про­во­дов – 1,9 млн км, воз­душ­ных путей – 9,5 млн км, реч­ных – 0,55 млн км. Длина транс­порт­ных сетей раз­ви­тых стран со­став­ля­ет 78% общей длины ми­ро­вой транс­порт­ной сети и на них при­хо­дит­ся 74% ми­ро­во­го гру­зо­обо­ро­та.В эпоху НТР уве­ли­чи­лись ско­ро­сти транс­пор­та, воз­рос­ли по­ка­за­те­ли гру­зо­подъ­ем­но­сти, ком­фор­та и пр.

 

Виды транс­пор­та по гео­гра­фи­че­ским сфе­рам при­ме­не­ния:

1.     Су­хо­пут­ный (ав­то­мо­биль­ный, же­лез­но­до­рож­ный, тру­бо­про­вод­ный, гу­же­вой, пр.).

2.     Вод­ный (мор­ской, реч­ной).

3.     Воз­душ­ный (авиа­ци­он­ный, вер­то­лет­ный, ка­нат­ный).

  2. Автомобильный транспорт

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт. Ав­то­мо­биль­ный транс­порт – самый рас­про­стра­нен­ный вид транс­пор­та, он мо­ло­же же­лез­но­до­рож­но­го и вод­но­го, пер­вые ав­то­мо­би­ли по­яви­лись в самом конце XIX века. После Вто­рой ми­ро­вой войны ав­то­мо­биль­ный транс­порт начал со­став­лять кон­ку­рен­цию же­лез­ной до­ро­ге. Пре­иму­ще­ства ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та – ма­нев­рен­ность, гиб­кость, ско­рость. Гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли пе­ре­во­зят ныне прак­ти­че­ски все виды гру­зов, но даже на боль­ших рас­сто­я­ни­ях (до 5 и более тыс. км) ав­то­по­ез­да (гру­зо­вик-тя­гач и при­цеп или по­лу­при­цеп) успеш­но кон­ку­ри­ру­ют с же­лез­ной до­ро­гой при пе­ре­воз­ке цен­ных гру­зов, для ко­то­рых кри­тич­на ско­рость до­став­ки, на­при­мер, ско­ро­пор­тя­щих­ся про­дук­тов. По пас­са­жи­ро­обо­ро­ту ав­то­мо­биль­ный транс­порт за­ни­ма­ет пер­вое место.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти ав­то­мо­биль­ных дорог: США, Индия, Бра­зи­лия, Китай, Япо­ния, Фран­ция, Ка­на­да, Ита­лия.

Ав­то­мо­би­ли­за­ция на­се­ле­ния стран мира

(по дан­ным ана­ли­ти­че­ско­го агент­ства Ав­то­стат)

Место

Стра­на

Авто/1000 чел.

Год

1

 Мо­на­ко

908

2011

2

 США

802

2011

3

 Лих­тен­штейн

796

2008

4

 Ис­лан­дия

746

2011

5

 Люк­сем­бург

739

2011

6

 Ав­стра­лия

730

2011

7

 Новая Зе­лан­дия

718

2011

8

 Катар

724

2007

9

 Бру­ней

696

2007

10

 Ита­лия

690

2010

Стра­ны-ли­де­ры по об­ще­му ко­ли­че­ству ав­то­мо­би­лей: США, Япо­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия. В на­сто­я­щее время наи­боль­ши­ми тем­па­ми рас­тет ав­то­мо­биль­ный парк Китая, Бра­зи­лии, Рос­сии.

В на­сто­я­щее время про­ек­ти­ру­ют­ся и стро­ят­ся новые ав­то­мо­биль­ные ма­ги­стра­ли, в том числе со­еди­ня­ю­щие между собой раз­лич­ные ре­ги­о­ны и стра­ны.

 3. Железнодорожный транспорт

Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт. Же­лез­ные до­ро­ги на­ча­ли по­яв­лять­ся в на­ча­ле XIX века в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии и Фран­ции. В на­сто­я­щее время же­лез­но­до­рож­ный транс­порт иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров и гру­зов.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти же­лез­но­до­рож­ных путей: США, Ка­на­да, Рос­сия, Китай, Индия, Фран­ция, Гер­ма­ния, Ав­стра­лия.

Стра­ны-ли­де­ры по доле элек­три­фи­ци­ро­ван­ных же­лез­ных дорог: Швей­ца­рия, Фран­ция, Бель­гия, Рос­сия.

Ре­кор­ды ско­ро­сти на рель­сах

 - Тай­вань: Тай­б­эй – Га­осюн, Тай­вань­ская вы­со­ко­ско­рост­ная же­лез­ная до­ро­га (THSR) – до 300 км/ч.

 - Китай: Ухань – Гу­ан­чжоу – до 350 км/ч.

 - Япо­ния: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).

 - Южная Корея: Сеул – Тэд­жон (Daejon) – до 430 км/ч.

 - Фран­ция: Париж – Страс­бург – до 350 км/ч.

 - Гер­ма­ния: Франк­фурт/М. (аэро­порт) – Кельн, Мюн­хен – Нюрн­берг – до 320 км/ч.

 - Ита­лия: Рим – Неа­поль – до 300 км/ч.

 - Ис­па­ния: Мад­рид – Бар­се­ло­на – до 350 км/ч.

 - Ве­ли­ко­бри­та­ния – Бель­гия: Лон­дон – Брюс­сель – до 300 км/ч.

В XXI веке пла­ни­ру­ет­ся со­зда­ние несколь­ких транс­кон­ти­нен­таль­ных же­лез­ных дорог, на­при­мер: Стам­бул – Таш­кент – Пекин, Син­га­пур – Банг­кок – Пекин, Пекин – Якутск, Ван­ку­вер – Сан-Фран­цис­ко.

 4. Трубопроводный транспорт

Тру­бо­про­вод­ный транс­порт по­лу­чил свое раз­ви­тие бла­го­да­ря уве­ли­че­нию экс­пор­та нефти и газа. Самый длин­ный тру­бо­про­вод – неф­те­про­вод «Во­сточ­ная Си­бирь – Тихий океан» дли­ной 4700 км.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та: США, Рос­сия, Ка­на­да.

 5. Водный транспорт

Вод­ный транс­порт: мор­ской и внут­рен­ний вод­ный. Этот вид транс­пор­та счи­та­ет­ся де­ше­вым, пе­ре­во­зит в ос­нов­ном грузы, на­при­мер, на мор­ской вид транс­пор­та при­хо­дит­ся 80% всех внеш­них пе­ре­во­зок.

Гру­зо­вме­сти­мость – общий объем по­ме­ще­ний (трю­мов) судна, пред­на­зна­чен­ных для раз­ме­ще­ния груза.

Гру­зо­подъ­ем­ность – масса груза, на пе­ре­воз­ку ко­то­ро­го рас­счи­та­но дан­ное транс­порт­ное сред­ство; ос­нов­ная экс­плу­а­та­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка транс­порт­но­го сред­ства.

Стра­ны-ли­де­ры по тон­на­жу флота: Па­на­ма, Ли­бе­рия, Ба­гам­ские Ост­ро­ва, Гре­ция, Син­га­пур, Маль­та, Кипр, Китай. Это свя­за­но с про­сто­той ре­ги­стра­ции судна в этих стра­нах.

Всего в мире более 2500 мор­ских пор­тов. Круп­ней­шие порты мира: Шан­хай, Син­га­пур, Гон­конг, Пусан, Шэ­нь­чж­э­нь, Дубай, Рот­тер­дам.

Круп­ней­шие су­до­ход­ные реки мира: Мис­си­си­пи, Янцзы, Волга, Ама­зон­ка, Рейн, Дунай, Ме­конг, Ганг и др.

Стра­ны-ли­де­ры по раз­ви­тию внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та: США, Ка­на­да, Рос­сия, Фран­ция, Ни­дер­лан­ды, Гер­ма­ния, Бель­гия.

 6. Воздушный транспорт

Воз­душ­ный транс­порт – самый быст­рый и в то же время самый до­ро­гой вид транс­пор­та. Ос­нов­ная сфера при­ме­не­ния воз­душ­но­го транс­пор­та – пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки на рас­сто­я­ни­ях свыше ты­ся­чи ки­ло­мет­ров. Также осу­ществ­ля­ют­ся и гру­зо­вые пе­ре­воз­ки, но их доля очень низка. В ос­нов­ном авиа­транс­пор­том пе­ре­во­зят ско­ро­пор­тя­щи­е­ся про­дук­ты и особо цен­ные грузы, а также почту. 

Стра­ны-ли­де­ры по ко­ли­че­ству пе­ре­ве­зен­ных пас­са­жи­ров воз­душ­ны­ми ви­да­ми транс­пор­та: США, Япо­ния, Китай, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция, Рос­сия.

Круп­ней­шие аэро­пор­ты мира по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту
(по дан­ным aci.​aero, guardian.​co.​uk)

Место

Стра­на

Аэро­порт

Ме­сто­по­ло­же­ние

Пас­са­жи­ро­обо­рот тыс. пас­са­жи­ров

1.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Харт­сфилд-Джек­сон, Ат­лан­та

Ат­лан­та

92 366

2.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Пекин Сто­лич­ный

Пекин

77 404

3.

Лон­дон­ский аэро­порт Хит­роу

Лон­дон

69 434

4.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт О'Хара

Чи­ка­го

66 561

5.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Токио

Токио

62 263

6.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Лос-Ан­дже­ле­са

Лос-Ан­дже­лес

61 848

7.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт имени Шарля де Голля

Париж

60 971

8.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Дал­лас-Форт Уорт

Дал­лас

57 806

9.

Аэро­порт Франк­фурт

Франк­фурт-на-Майне

56 436

10.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Гон­кон­га

Гон­конг

53 314

 

Круп­ней­шие авиа­ком­па­нии мира
(по дан­нымWATS Scheduled Passengers Carried)

Место

Авиа­ком­па­ния

2010 (тыс. че­ло­век)

1

 Delta Air Lines

162 614

2

 United Airlines

145 550

3

 Southwest Airlines

130 948

4

 American Airlines

105 163

5

 Lufthansa

90 173

6

 China Southern Airlines

76 500

7

 Ryanair

72 719

8

 Air France-KLM

70 750

9

 China Eastern Airlines

64 877

10

 US Airways

51 016

 7. Транспорт и окружающая среда

Транс­порт – один из ос­нов­ных по­тре­би­те­лей энер­гии и один из глав­ных ис­точ­ни­ков вы­бро­сов дву­оки­си уг­ле­ро­да, пар­ни­ко­во­го газа, уси­ли­ва­ю­ще­го гло­баль­ное по­теп­ле­ние. При­чи­на этого – сжи­га­ние огром­ных объ­е­мов ис­ко­па­е­мых видов топ­ли­ва (в ос­нов­ном неф­те­про­дук­тов, таких как бен­зин, ке­ро­син и ди­зель­ное топ­ли­во) в дви­га­те­лях внут­рен­не­го сго­ра­ния на­зем­ных, воз­душ­ных и вод­ных транс­порт­ных средств. При­мер­но чет­верть всех вы­бро­сов дву­оки­си уг­ле­ро­да, вы­зван­ных сжи­га­ни­ем энер­ге­ти­че­ско­го топ­ли­ва, про­из­во­дит транс­порт.

Среди дру­гих от­ри­ца­тель­ных при­ме­ров вли­я­ния транс­пор­та на окру­жа­ю­щую среду можно на­звать: за­гряз­не­ние воз­ду­ха вы­хлоп­ны­ми га­за­ми и мель­чай­ши­ми твер­ды­ми ча­сти­ца­ми, за­гряз­не­ние грун­то­вых вод ток­сич­ны­ми сто­ка­ми с ав­то­до­рог, ав­то­мо­ек и сто­я­нок ав­то­транс­пор­та, шу­мо­вое за­гряз­не­ние, по­те­ря го­род­ско­го жиз­нен­но­го про­стран­ства (до 50% пло­ща­ди со­вре­мен­ных го­ро­дов от­во­дит­ся на до­ро­ги, пар­ков­ки, га­ра­жи и за­пра­воч­ные стан­ции) и раз­рас­та­ние при­го­ро­дов, ко­то­рые по­гло­ща­ют места оби­та­ния диких жи­вот­ных и сель­ско­хо­зяй­ствен­ные земли.

 



Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал 3»

Сравнительная характеристика отдельных видов транспорта

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую производительность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также ограничивает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т.е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества - наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выбор вида транспорта

На выбор вида транспорта оказывает влияние ряд факторов, в том числе:

o стоимость перевозки;

o время доставки;

o частота отправлений;

o надежность соблюдения графика доставки груза;

o способность перевозить разные грузы;

o способность доставить груз в любую точку территории.



Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист успешности»

Маршрутный лист успешности ________________________________________

Изучение нового материала. Задание группам: Вы все являетесь представителями « Министерства транспорта». Вам необходимо представить гостям нашего урока, которые являются журналистами из разных школ нашего района ответы на вопросы, поставленные нами в целях урока. В любой удобной для вас форме.

Критерии

Дескрипторы

Баллы

Самооценка

Оценка экспертов

Оценка за тест


Ответы на вопросы экспертов

баллы

Работа с источниками









  1. 1. Правильно сориентировались с выбором необходимых

источников информации


  1. 2.Использовали ресурсы частично



2б.





1б.




  1. 1. Мог ответить на все вопросы

  2. 2. Мог ответить на 50% вопросов


  1. 3.Мог ответить на меньше количество вопросов


3б.



2б.



1б.

Содержание


1.В содержании раскрыты все вопросы

2. Вопросы раскрыты частично


2б.


1б.






Презентация

  1. Оригинальность, ,эмоциональность и умение грамотно излагать материал, использовали карту при рассказе.

2. Формальное представление материала, картой не пользовались.


2б.






1б.






Возможное количество балло

20


6

6

5

3


Набранное количество за урок








Итоговая оценка

20-17 - «5»

16-13 – «4»

12-10 –«3»















Маршрутный лист успешности экспертов_______________________________________







Составление вопросов

критерии

баллы

Оценивание участников групп

Оценка за тест


  1. Корректно составлены, отражают главные понятия темы

2б.



  1. Не достаточно корректно составлены, отражают не очень важные вопросы

1б.



Итоговая оценка



7б. «5»

6-5б. «4»

4-3б. «3».






Просмотр содержимого документа
«урок географии»


«ГУ Новостройская СШ отдела образования акимата Карабалыкского района»


с. Научное









География мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные).





Разработка урока по географии для 10 класса




Составила учитель географии

Безносенко Т.А.










2016год




План урока


Слайд2. Тема: География мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные).

Образовательная цель урока:

 сформировать представление о мировой транспортной системе, о её проблемах и перспективах;

Задачи урока:  определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;

охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт;

 сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного

  типа;

  познакомить со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

  определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;

Развивающие цели урока:

развивать умение работать с различными источниками информации;

развивать мышление школьников;

- Развивать способность к саморегуляции, умение рационально распределять время, развивать речь, мышление, работать в сотрудничестве;

-самонаправленность в процессе работы над заданием

-самостоятельное определение проблемы и цели

- предоставить самостоятельный выбор стратегий для достижения этих целей

Воспитательные цели:

Воспитывать взаимоуважение; культуру учебного труда.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

Организационный момент. Дети выбирают стикер и собираются в группы по цвету. +2 эксперта назначенные учителем.

Создание коллаборативной среды ( модуль новые подходы)

  1. Погладьте себя по голове 
    Обнимите себя 
    Пожмите соседу руку 
    Улыбнитесь друг другу 
    -Надеюсь, ваше настроение улучшилось? Ппредложить это же сделать гостям урока.

2.Введение в проблему

Ребята, Зачем вы пришли сегодня на урок? ( определение внутренней мотивации). Давайте вместе с вами определим тему и цели нашего урока (Модуль Критическое мышление)

Слайд 1. Этот межотраслевой комплекс называют « кровеносной системой экономики» страны, он – необходимое условие функционирования хозяйства, связывает воедино все части государства. ( транспортный комплекс). Это помогало при географических открытиях, освоении пространства планеты, а сейчас, благодаря совершенным его видам, делает нашу Землю маленькой и доступной. Записать тему в тетрадь

Слайд 3. цели: совместное целеполагание

- определить виды и значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;

 -  охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; 

- познакомиться со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

 - определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;

На слайде в разброс написаны слова, из которых надо сложить определение мировой транспортной системы.

Слайд4. Мировая транспортная система

транспортных средств транспортных предприятий всего мира это транспортных средств совокупность транспортных путей и

записать в тетради тему и формулировку


Ученики сам формулирует понятие, исходя из зрительных образов:

слайд 5. Мировая транспортная система - это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира».(Модуль обучение критическому мышлению)

3 Изучение нового материала

Задание группам: (Новые подходы)

Вы все являетесь представителями « Министерства транспорта». Вам необходимо представить гостям нашего урока, которые являются журналистами из разных школ нашего района ответы на вопросы, поставленные нами в целях урока. В любой удобной для вас форме.

Отдельно работает пара экспертов, для проверки оценки работы групп.

Составляют 10- вопросов для групп по изучаемой теме.

Представление материала группами

Эксперты дают оценку по критериям, далее каждый идёт в одну из групп с вопросами по теме и со своим маршрутным листом. Группы оценивают работу экспертов по составлению вопросов.

Оценивание по критериям и самооценивание ( модуль оценивание для обучения и оценивание обучения).

Валеологическая пауза.

Учитель: «Давай закроем глаза и представим себя в каком-нибудь виде транспорта... (пауза). При передвижении в любом виде транспорта каждый пассажир находится в сидячем положении, что пагубно сказывается на осанке и дыхании, если находиться в таковом долгое время. Для того чтобы отдохнуть, предлагаю выполнить небольшую разминку: Представь себе большой круг. Обведи его глазами сначала пять раз по часовой стрелке, а затем столько же против часовой. А теперь попробуй глазами обвести восьмерку сверху вниз и снизу верх...

4. Проведение закрепления материала.

Уважаемые ребята! Предлагаю Вам на практике закрепить услышанное и изученное Вами сегодня, решением теста. Критерий оценки в Вашем листе успешности урока.

Тест

  1. В каких странах на высоком уровне развито транспортное сообщение? (высокоразвитых, страны Западной Еропы и США).

  2. В каких странах отсутствуют железные дороги? (Непал и Афганистан)

  3. Какая страна в мире лидирует по длине автомобильных дорог? (США)

  4. Какой регион лидирует по густоте железных дорог ? (Западная Европа).

  5. В каких странах размещены трубопроводы длиной 4,5-5 тыс. км, транспортирующие нефть и газ? (России Канаде США).

  6. Назовите страны – лидеры по морским перевозкам? (Панама, Либерия, Греция, Кипр).

  7. Назовите наиболее экономически эффективные искусственные каналы. (Суэцкий, Кильский, Панамский).

  8. Какое озеро в нашей стране является, важны объектом международных водных путей сообщения? (Каспийское море).

  9. На долю какой станы приходится 50 % авиапассажиров мира ? ( США).

  10. « Хитроу», «Даллас», «Ханеда», что это? ( Крупнейшие аэропорты мира).

10-9 баллов - «5»

8-7 баллов - «4»

6-5 баллов – «3».

Рефлексия. Заполнить лист рефлексии работы в группе


Подведение итогов. Выставление в маршрутных листах успешности оценок.

Домашнее задание. Параграф 39. Разработать по 5 вопросов по теме домашнего задания.


  1. Рассмотреть вопрос «Транспорт и окружающая среда»;

  2. Прочитать дополнительный материал (интересные факты о мировом транспорте);

  3. На контурную карту нанести крупнейшие порты, проливы, каналы.











Фамилия Имя _______________________________________________

Самооценка участия в уроке (необходимо выделить в таблице то, что считаете наиболее близким для вас, ответов может быть несколько)


 

Критерии

Оценка содержания

урока

Оценка деятельности

на уроке

Оценка

внутреннего состояния

во время урока

Показатели

Скучно

Разочаровался

Мрачное

Неинтересно

Не понял

Тревожное

Не ново

Не почувствовал

Безразличное

Занимательно

Запутался

Равнодушное

Интересно

Задумался

Взволнованное

Познавательно

Удивился

Удовлетворенное

Полезно

У меня всё получилось

Позитивное

Продуктивно

Убедился

Оптимистическое

Перспективно

Понял

Приподнятое

Эффективно

Принял решение

Энергичное

Надёжно

 Много узнал

Отличное














Анкета по оцениванию работы в группе №

Цель: оценить работу группы в целом с позиции взаимодействия, взаимосотрудничества, взаимопомощи.

Критерии

Всегда


Почти всегда


Иногда


Никогда

1

В группе мы обсуждаем все вопросы и проблемы вместе

4

3

2

1

2

В нашей группе мы можем друг друга спокойно выслушать и прийти к единому решению

4

3

2

1

3

В группе все относятся с уважением друг к другу, каждый может рассчитывать на помощь товарищей

4

3

2

1

4

В нашей группе правильно распределяются роли и задачи для каждого

4

3

2

1

5

В нашей группе все активно включаются в работу

4

3

2

1




Ответы на тест

  1. Высокоразвитых, страны Западной Европы и США

  2. Непал и Афганистан

  3. США

  4. Западная Европа

  5. России, Канаде, США

  6. Панама, Либерия, Греция, Кипр

  7. Суэцкий, Кильский, Панамский

  8. Каспийское море

  9. США

  10. Крупнейшие аэропорты мира













Маршрутный лист успешности ________________________________________

Изучение нового материала. Задание группам: Вы все являетесь представителями « Министерства транспорта». Вам необходимо представить гостям нашего урока, которые являются журналистами из разных школ нашего района ответы на вопросы, поставленные нами в целях урока. В любой удобной для вас форме.

Критерии

Дескрипторы

Баллы

Самооценка

Оценка экспертов

Оценка за тест


Ответы на вопросы экспертов

баллы

Работа с источниками









  1. 1. Правильно сориентировались с выбором необходимых

источников информации


  1. 2.Использовали ресурсы частично



2б.





1б.




  1. 1. Мог ответить на все вопросы

  2. 2. Мог ответить на 50% вопросов


  1. 3.Мог ответить на меньше количество вопросов


3б.



2б.



1б.

Содержание


1.В содержании раскрыты все вопросы

2. Вопросы раскрыты частично


2б.


1б.






Презентация

  1. Оригинальность, ,эмоциональность и умение грамотно излагать материал, использовали карту при рассказе.

2. Формальное представление материала, картой не пользовались.


2б.






1б.






Возможное количество балло

20


6

6

5

3


Набранное количество за урок








Итоговая оценка

20-17 - «5»

16-13 – «4»

12-10 –«3»













Маршрутный лист успешности экспертов_______________________________________




Составление вопросов

критерии

баллы

Оценивание участников групп

Оценка за тест


  1. Корректно составлены, отражают главные понятия темы

2б.



  1. Не достаточно корректно составлены, отражают не очень важные вопросы

1б.



Итоговая оценка



7б. «5»

6-5б. «4»

4-3б. «3».













Просмотр содержимого презентации
«Этот межотраслевой комплекс называют «кровеносной системой экономики»

Этот межотраслевой комплекс называют «кровеносной системой экономики» страны, он – необходимое условие функционирования хозяйства, связывает воедино все части государства. Это помогало при географических открытиях, освоении пространства планеты, а сейчас, благодаря совершенным его видам, делает нашу Землю маленькой и доступной.

Этот межотраслевой комплекс называют «кровеносной системой экономики» страны, он – необходимое условие функционирования хозяйства, связывает воедино все части государства. Это помогало при географических открытиях, освоении пространства планеты, а сейчас, благодаря совершенным его видам, делает нашу Землю маленькой и доступной.

Тема урока  География мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные).

Тема урока

География мирового транспорта, мировые пути сообщения (наземные, водные, воздушные).

Цели урока определить виды и значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;    охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт;   познакомиться со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

Цели урока

  • определить виды и значение транспорта, его место и роль в мировой экономике;

  •   охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт;

  • познакомиться со странами -  лидерами по основным видам транспорта;

  •   определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;
Мировая транспортная система транспортных средств транспортных предприятий всего мира это транспортных средств совокупность транспортных путей и

Мировая транспортная система

транспортных средств транспортных предприятий всего мира это транспортных средств совокупность транспортных путей и

Мировая транспортная система - это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира

Мировая транспортная система - это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий всего мира

Ответы на тест 1.Высокоразвитых, страны Западной Европы и США 2.Непал и Афганистан 3.США 4.Западная Европа 5.России, Канаде, США 6.Панама, Либерия, Греция, Кипр 7.Суэцкий, Кильский, Панамский 8.Каспийское море 9.США 10.Крупнейшие аэропорты мира

Ответы на тест

1.Высокоразвитых, страны Западной Европы и США

2.Непал и Афганистан

3.США

4.Западная Европа

5.России, Канаде, США

6.Панама, Либерия, Греция, Кипр

7.Суэцкий, Кильский, Панамский

8.Каспийское море

9.США

10.Крупнейшие аэропорты мира

Параграф 39. Разработать по 5 вопросов по теме домашнего задания.   Рассмотреть вопрос «Транспорт и окружающая среда»; Прочитать дополнительный материал (интересные факты о мировом транспорте); На контурную карту нанести крупнейшие порты, проливы, каналы.

Параграф 39. Разработать по 5 вопросов по теме домашнего задания.

  Рассмотреть вопрос «Транспорт и окружающая среда»;

Прочитать дополнительный материал (интересные факты о мировом транспорте);

На контурную карту нанести крупнейшие порты, проливы, каналы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План урока по географии "География мирового транспорта, мировые пути сообщения" 10 класс

Автор: Безносенко Татьяна Андреевна

Дата: 02.01.2017

Номер свидетельства: 374871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства